Я мечтала стать учителем еще в том возрасте, когда играют в куклы. Рассаживая всех своих кукол на стулья перед собой, я раздавала им самодельные тетрадки, вела журнал, вызывала своих «учениц» к доске. Это была детская игра, тогда я еще не могла подумать, что действительно стану учителем. Прошло много времени. Я успела побывать и музыкальным руководителем в детском садике, и медицинской сестрой в Центральной клинической больнице, но судьба все равно привела меня к моему призванию – я стала учителем биологии. Как говорится, найдите себе работу по душе, и вам не придется работать ни дня в своей жизни. Действительно, эта работа мне по душе.
Многие работники других сфер завидуют учителям, потому что считают, что мы работаем до 14.00, а потом свободны. Некоторые говорят, что мы целый день сидим на стуле и не должны уставать. Но многие из них не знают, что работа в школе – это не только уроки… Настоящий учитель предан своей профессии всем сердцем и вкладывает в свой труд всю душу. Творческие учителя помимо уроков много внимания уделяют и внеурочной деятельности – кружкам, практическим занятиям, проектной и исследовательской работе. Они хотят заинтересовать ребят своим предметом, вовлечь их в творческую деятельность, занять чем-то полезным.
Еще будучи неопытной в качестве наставника проектных работ, я получила поручение от администрации школы поучаствовать в конкурсе проектов – научно-практической конференции. Тогда я не до конца понимала, как правильно организовывать работу над проектами и исследовательскими работами, да и вообще, чем они друг от друга отличаются. Но, будучи человеком ответственным, я согласилась. Тему работы взяли самую банальную – о вреде курения. Однако результат получился неплохой – работа заняла призовое место на окружном этапе конференции.
С этого момента и началась моя «карьера» в качестве научного руководителя проектов и исследований. Послушав много выступлений, я поняла, в чем фишка этой деятельности. И мне понравилось, да так, что уже девять лет я руковожу в школе этой работой и делаю это успешно.
Однажды на заседании районного методического объединения я познакомилась с одной учительницей химии и биологии. Мы разговорились о проектах. Оказалось, у нее был очень богатый опыт в этой сфере, и есть даже такие работы, которые опубликованы в научно-популярных журналах. Не успела я позавидовать, как она предложила мне контакты главного редактора: «Позвони, и твою работу напечатают». И действительно, спустя некоторое время моя работа оказалась на страницах этого журнала.
Тема работы пришла случайно на уроке у десятого класса по теме «Генетика». Мы решали задачи на различные типы скрещивания, определяли типы наследования признаков. Этот раздел биологии я очень люблю, он интересен и ученикам. И вот после урока подходит ко мне ученица и рассказывает, что у всех женщин ее семьи есть родинка на лице. Так родилась первая серьезная исследовательская работа «Из поколения в поколение». Мы проанализировали архив фотографий, составили родословное древо, определили тип наследования. Нетрудно было изначально догадаться, что данный признак передается по женской линии (по-научному – сцепленно с Х-хромосомой), но в этом нужно было убедиться, доказать. Так рождаются гипотезы и их доказательства (или опровержения). Мы даже сделали прогнозы на будущее – определили процент вероятности рождения у Ани детей с такой же родинкой. Работа над этим исследованием велась с большим интересом как со стороны автора, так и со стороны наставника. Она была по достоинству оценена членами жюри сначала школьной, затем районной и городской научно-практической конференции, а в итоге оказалась на страницах журнала «Биология».
Через год на моем педагогическом пути повстречались близнецы Саша и Маша. И у нас возникла еще одна интересная работа – «Один генотип на двоих». В то время у нас в школе учились 8 пар близнецов. Саша и Маша – однояйцевые близнецы – учились в 9‑м классе. В их же классе учились еще две девочки, также однояйцевые близнецы! Мы исследовали фенотипы (внешние признаки) двух пар близнецов, провели дактилоскопический анализ их пальцевых узоров, а также психологическое исследование личностных особенностей близнецов. Эта работа поднялась на пьедестал почета по тем же ступеням, что и предыдущая, – школьный этап, межрайон, городской конкурс, журнал.
Идеи новых тем могут исходить как от учеников, так и от учителя. Бывает, что ребята сами выбирают и формулируют интересующие их темы, ставят цели, планируют ход работы, они уже увлечены, заинтересованы. Например, кто-то увлекается муравьями и заводит у себя дома муравьиные фермы, кто-то – змеями, хамелеонами. А бывает так, что идея рождается в голове у учителя, и он вынашивает ее до тех пор, пока не наступит подходящий момент. Так получилось со следующей работой, которой я руководила.
Однажды прекрасным теплым весенним вечером на даче я играла на пианино красивую грустную мелодию. Окна были распахнуты настежь. Через небольшой промежуток времени я заметила, что птицы за окном подпевают мне в такт. Я даже записала это на диктофон. И у меня сразу возникло несколько вопросов: это совпадение или нет? Птицы поют сами по себе или им нравится музыка? Слышат ли они музыку или это для них просто набор звуков? В конце концов есть ли у них музыкальный слух?
Вот так и возникла идея новой работы. Спустя несколько месяцев, проверяя тетрадь одной семиклассницы, я увидела у нее очень необычный рисунок – мини-комикс, не предусмотренный ни домашней, ни классной работой. Мы тогда изучали простейших животных. Она изобразила хемотаксис – реакцию простейших на химические вещества. Лучшей иллюстрации для отрицательного хемотаксиса на соль и придумать нельзя! Эта девочка и стала автором проектно-исследовательской работы «Есть ли у птиц музыкальный слух?». Мы выбрали объектом своего исследования канарейку, а точнее кенара. Так у нас появился Валера. Выбор прозвища для птички Арина объяснила так: многих певцов зовут Валерий (Меладзе, Леонтьев, певица Валерия в конце концов). Наш Валера был куплен в зоомагазине. Первое время он жил у Арины дома, привыкал к ней. Затем она принесла его в школу, и он стал жить в кабинете биологии и периодически слушать записи моей фортепианной игры, а главное – подпевать!
Все это фиксировалось на видео. В итоге мы выяснили, какие мелодии Валере нравятся больше, какие – нет. Если мелодия ему не нравится, он просто молчит. А если нравится, активно подпевает, причем в той же тональности. Арина успешно выступила на школьной и межрайонной конференциях, но Валеру в итоге подарила мне, потому что у нее дома живут кошки. Сейчас нашему певцу уже 5 лет, и он до сих пор любит слушать музыку. В результате проделанной работы мы выяснили, что у птиц все-таки есть музыкальный слух!
Эта работа тоже опубликована в журнале. Арина призналась мне, что до этого не интересовалась биологией, была равнодушна к этому предмету, а сейчас он ей очень нравится. И действительно, Арина стала более активной на уроках, готовит презентации на разные темы, даже выбрала предпрофильный биохимический класс.
В моем багаже есть много и других успешных работ с не менее интересной историей их создания. Но весь этот опыт сводится к одному: чтобы добиться успеха в качестве руководителя проектно-исследовательских работ, не обязательно делать ставку на отличников, нужно уметь работать со всеми детьми, в каждом есть своя изюминка, нераскрытый потенциал. Учитель должен уметь эту изюминку увидеть, и тогда гадкий утенок может превратиться в прекрасного лебедя.
Что касается идей для проектов и исследований, хочу заметить, что все интересное рядом с нами, надо только уметь разглядеть, и тогда не придется ломать голову и искать в Интернете темы работ. Надо дать чуточку свободы своим мыслям и идеям, и тогда откроется много возможностей и пространства для творчества, а работа над проектами будет приносить удовольствие и успех.
Сейчас я являюсь педагогом-организатором проектной деятельности, имею богатый опыт по подготовке и проведению проектно-исследовательских работ с обучающимися. Своим опытом делюсь с коллегами на семинарах-практикумах, которые, как правило, провожу перед началом учебного года. Основная тема семинаров «Проектно-исследовательская деятельность школьников: проблемы и пути их решения». Я освещаю вопросы, что такое проект, чем исследовательская работа отличается от проекта, рассматриваю возможные трудности, которые могут возникнуть при планировании и реализации проектной деятельности, а также предлагаю возможные пути их преодоления. После первых неудач на школьном этапе научно-практических конференций некоторые педагоги, опустив руки, не хотят дорабатывать и улучшать проекты, снова становиться руководителями проектных работ, аргументируя тем, что это отнимает много сил и времени. Однако после нашего семинара у многих коллег такие сомнения рассеиваются, потому что я предлагаю альтернативные варианты участия в других конкурсах, не связанных друг с другом, и привожу пример своего личного положительного опыта. Ведь порой работа, не занявшая призового места в одном конкурсе, может стать победителем в другом. В результате и у ученика, и у его наставника появляются стимул и желание двигаться вперед, к новым победам.
Лидия СМИРНОВА, учитель биологии школы №1534 «Академическая»
Комментарии