search
main
0

Нравится и учиться, и работать

На конкурсе «Успешная школа» команда представила проект веб-портала «О,кей, школа»

Общее впечатление о школе складывается, как пазл, из элементов. Например, нам известно, что на картинке пазла будет изображение школы №619 Калининского района, которая стала победителем конкурса «Успешная школа»-2021. Задача – найти и собрать соответствующие элементы. Давайте попробуем?

Элемент первый

Новое здание школы – а у школы два здания – расположено в сердце двора. Яркое, будто вобравшее в себя кусочек неба, оно является дворовой доминантой, и получается, что, так или иначе, мимо школы не пройдешь. А если попадешь на школьный двор, то не пройдешь мимо цветов, скамеек и большого спортивного поля. За счет светлых тонов школа внутри кажется огромной, наполненной воздухом. Особенно это заметно в рекреациях и в современном пространстве библиотеки. Помимо огромного читального и абонементного зала здесь выделено место для дискуссий за круглым столом. И надо заметить, что дискуссионная площадка не пустует. Вот и в этот раз для разговора о школе мы собрались именно в этом уютном уголке.

Элемент второй

Как рассказывает руководитель методической службы Римма Канчурина, школе №619 всего 24 года. Но, несмотря на молодость, образовательная организация ежегодно находится в статусе инновационной площадки – районной, региональной, федеральной. Все проекты, которые в школе реализуются или уже реализованы, не перечислишь, но большинство из них, по словам Риммы Канчуриной, касаются профессионального развития педагога. Почему в школе это считают основополагающим? Потому что современный технологичный мир предлагает много идей и инициатив, к пониманию и принятию которых нужно быть готовым.
Правда, непросто заинтересовать и получить в качестве отклика продуктивную мысль, но в школе №619 это получается. Например, многие учителя здесь настроены на рост, как личностный, так и профессиональный, и уже два учителя школы стали руководителями городских школ. Кроме того, если в некоторых школах трудно найти кандидатов на участие в профессиональном конкурсе, то в школе №619 очередь! Педагоги участвуют во всех существующих профконкурсах и собирают в свою личную копилку и копилку школы призы и награды. Как говорит Римма Канчурина, ей очень нравится процесс подготовки к конкурсу, потому что отчетливо видно, как растет педагог, порой сам не замечая этого.

Согласен с коллегой и участник команды школы №619 конкурса «Успешная школа» учитель истории и обществознания Егор Киреев. По его мнению, любой конкурс – это рывок, выпадение из рутины и проверка на прочность. Конкурс профессионально подтягивает, потому что даешь и смотришь лучшие уроки, пребываешь в конкурентной среде, концентрируешься на главных вещах, и все это в совокупности производит какое-то чудесное внутреннее переформатирование. Можно сказать, что после конкурса человек уже никогда не будет прежним.

А еще один участник команды школы №619 конкурса «Успешная школа» – заместитель директора по информационным технологиям Игорь Кулаков – добавляет, что конкурсы тем еще замечательны, что можно получить обратную связь от коллег. Причем не всегда положительную. Критические замечания тоже нужны, именно они дают повод к рефлексии собственной деятельности и подталкивают к изменениям.

Элемент третий

На конкурсе «Успешная школа» команда из школы №619 представляла проект веб-портала «О,кей школа». По сути, это разработка платформы, на которой ребенок будет иметь возможность строить свой образовательный маршрут, а также размещать результаты своих достижений, не только учебных, но и внеучебных. Как пояснил Игорь Кулаков, с технической точки зрения все более или менее понятно, однако с точки зрения методической команде необходима была обратная связь от коллег. Например, как оценить метапредметные навыки ребенка, его участие в школьных мероприятиях, результаты в дополнительном образовании.

По словам Егора Киреева, разработка методики оценивания универсальных навыков – это то, над чем работает школа №619 в данный момент. При помощи веб-портала как инструмента ребенок сможет отразить свои действия, свое участие в каком-то конкурсе, проекте, мероприятии, где не присваивают баллы. Мало того, он также сможет получить обратную связь от одноклассников, от учеников других классов и школ, от педагогов. И это шанс для тех детей, которые не показывают высоких предметных результатов, но зато могут проявить себя в чем-то другом. Веб-портал «О,кей, школа» помогает развивать важную компетенцию – взаимодействия с самим собой, саморефлексию, когда после осмысливания собственных результатов можно перейти к планированию будущих достижений.

Элемент четвертый

Когда в разговоре часто звучит слово «успех», то уместным кажется вопрос: что же для каждого из участников беседы это слово значит? Игорь Кулаков на этот вопрос отвечает так:
– Если говорить применимо к конкурсу «Успешная школа», то успех – это даже не результат в виде гранта или призового места, а то, что конкурс был насыщен методическими материалами и интересными идеями, и наша команда в эту историю окунулась, взяла на заметку наработки коллег, и теперь мы собираемся элементы этих наработок у себя в школе использовать. Так что в разрезе конкурса успех – это участие и профессиональное обогащение. Успехом можно назвать и новые грани взаимодействия внутри команды, потому что ее участниками были и ученик, и родитель, и рождались идеи, о которых мы даже подумать не могли до конкурса. Такая связка – ученик, родитель, администратор, учитель – к этому вообще нужно стремиться. Тогда результатом активности всех участников образовательных отношений станет другое качество взаимодействия.

У Егора Киреева на сей счет тоже есть мнение:
– Сам формат конкурса «Успешная школа», замысел объединить разных участников образовательного процесса уже подталкивает школу к успешности, потому что, на мой взгляд, современная, уверенная в себе школа – это школа открытая. Конкурс как бы мотивирует своих участников открыть двери для представителей родительского сообщества. Ведь школа – это не столько про учебу, сколько про отношения, про неформальное взаимодействие. В воспитании ученика ведь участвует не только школа. Ошибаются те школы, которые закрываются от родителей.

– А если продолжать мысль о воспитании, то важно предложить детям что-то новое внутри школы, чтобы школа стала некой точкой притяжения, чтобы они проводили здесь с удовольствием не только учебное, но и внеучебное время, – продолжает Игорь Кулаков. – Можно ли про нашу школу сказать, что она является точкой притяжения? Думаю, да. Просто нужно понимать, что ребенка притягивает не бассейн или красивая краска на стенах кабинета, а сверстники, совместные дела, личность учителя, наставника.

А еще Игорь Кулаков поделился мыслью о том, что он считает успехом, если говорить в контексте педагогики. Например, для него как для учителя физики важны не только высокие результаты ЕГЭ у учеников, хотя это очень приятно, но не менее волнительно, когда приходят дети и спрашивают жизненного совета, куда идти дальше, какую специальность выбрать. Можно ли считать успешным учителя, к которому испытывают уважение и доверие воспитанники? Безусловно, да.

Элемент пятый

А что же такое успешная школа в глазах ученика? Было бы странным не спросить об этом участника команды школы №619 конкурса «Успешная школа» одиннадцатиклассника Андрея Лемешева. Молодой человек убежден, что успех образовательной организации напрямую связан с мастерством учителя и с результатом его деятельности. Успех школы равен успеху ее учеников. Причем это связано не столько с высокими баллами по ЕГЭ, сколько с дальнейшей жизнью выпускников. Хорошая школа должна давать многогранную подготовку к жизни, воспитывать мотивацию учиться самому, считает Андрей Лемешев.

Элемент шестой

Чтобы картинка пазла предстала во всем объеме, нужно найти последний элемент. Человеком, который может это сделать в контексте нашего разговора, является директор школы. Правда, интрига в том, что руководитель образовательной организации на самом деле художник, картинку пазла нарисовавший. Кто, если не он, понимает, знает, видит, какой насыщенности должны быть краски на том или ином элементе и как это заиграет в общем рисунке? Директор школы №619 Ирина Байкова совсем не против такого сравнения и делится своим видением создания пазла под названием «Успешная школа»:

– Для меня успех заключается в благополучии микромира школы. Когда я вижу улыбающихся педагогов, радостных детей, когда не получаю замечаний от родителей в отношении нашей работы, когда даже при внешнем дискомфорте мы сохраняем спокойствие, то это успех. Значит, мы правильно выстроили процессы, сумели до каждого человека достучаться, обеспечить ему комфорт, и система стала устойчивой. А устойчивость – это тоже успех. Понимание того, что благодаря устойчивости мы справимся с затруднениями, придает силу. И мы можем двигаться вперед.

Но устойчивость не нужно путать с остановкой. Устойчивая система обязательно должна развиваться, хотя бы по одному направлению, но должна. Здесь выбор узок – либо стагнация, либо развитие. Мы выбираем второе. Я как руководитель все время учусь, и наши педагоги тоже. Мы вовлекаем друг друга в различные проекты, постоянно делимся идеями. Легко ли это? Я думаю, ключевое значение здесь приобретает вопрос доверия к руководителю. Ему должны верить не потому, что он такой чудесный изобретатель, а понимая, что предложенное им не приведет к ухудшению. Когда доверяют учителя, родители и дети, тогда школа будет инновационной, современной и будет сохранять традиции, что наработаны прежде.

Другое дело, что бремя доверия нести трудно. Поэтому когда предлагаешь новую концепцию события, программы, проекта, то тысячу раз должен проверить, правильно ли ты все просчитал, есть ли для реализации люди, средства, а главное – не будет ли новоиспеченная идея кому-то во вред. Это можно назвать идеологией руководителя. Но такое доверие нужно заслужить.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

 

Статфакт

Школа №619 четыре раза становилась победителем нацпроекта «Образование». Школа №619 является площадкой для проведения ежегодного Всероссийского образовательного форума с международным участием «Молодые – молодым» и ученического пленума «Будущее в настоящем» в рамках Петербургского международного образовательного форума. В 2018 году школа №619 стала победителем регионального конкурса «Инновационный продукт».

На базе школы №619 действует ассоциация школ Санкт-Петербурга и Еревана. Также школа №619 сотрудничает с образовательными учреждениями Болгарии, Финляндии, Эстонии, Китая.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте