search
main
0

«Ножницы» желаемого и возможного. Плюсы и минусы оптимизации: чего больше?

…Предзимнее утро в Сысерти. Короткая пора от последнего листочка до первого снега. Кромка пруда схватилась ледком с вмерзшими в него палыми листьями. На фоне не по сезону яркого неба – церковные купола и памятник героям революции. Тишина такая, какой в больших городах не бывает. Особый природный микроклимат привлекает сюда обеспеченных жителей областного центра, хотя Сысерть и не самая близкая к Екатеринбургу территория. Еще одна изюминка маленького города: здесь родился уральский писатель-сказочник Павел Петрович Бажов. В каникулы население городка увеличивается за счет туристских групп из соседних областей. Сысерти повезло: природа и история наделили ее первоначальным символическим капиталом. Как он будет использован, зависит от современных обитателей…

В вершине образовательной пирамиды Сысертского округа стоит человек, имеющий богатый трудовой опыт. Алексей Минин по первому образованию горный инженер, позже прошел подготовку в Институте усовершенствования учителей и Академии госслужбы. Трудовую деятельность начал со сферы НПО – преподавателем, мастером производственного обучения, заместителем директора технического училища. В общей сложности в образовании проработал 13 лет. Активно осваивал политическую и административную стезю – был депутатом Думы, кандидатом в мэры Сысерти, первым заместителем главы администрации округа… Алексей Михайлович без опаски отнесся к моему предложению не рапортовать о достижениях (в Свердловской области Сысертский округ считается успешной образовательной территорией), а разобрать проблемы.- Алексей Михайлович, какая судьба уготована малокомплектным школам?- Возьмем для примера школу №20 деревни Аверино. Учатся там 27 человек. Если рассуждать чисто административно, ее нужно закрыть. Правда, мы не сможем это сделать, даже если примем такое решение, по двум причинам. Первое: возмутятся родители. Второе: это невозможно без согласия сельского схода, а он его вряд ли даст. Потому что население считает – так у нас повелось: что, если закроют школу, село умрет. Вопрос на самом деле неоднозначный. Возможно, для отдаленного северного поселения это правильно. Но у нас расстояния между селами несколько километров. Вот деревня Космаково: ни школы, ни клуба, а она процветает, место красивое, много желающих поселиться постоянно. О закрытии школ мы не говорим. В малокомплектных учреждениях, как правило, нет конфликтов между учителями и учениками, нет жалоб родителей, там складываются домашняя обстановка и почти родственные отношения. В малых есть все технические возможности больших школ плюс индивидуальный подход к ученикам. Так что уровень образования и воспитания в них не хуже, а зачастую лучше, чем в крупных учебных заведениях.- Однако обучение детей в малокомплектных школах обходится дорого.- Да. Приходится содержать полный комплект административного персонала, нести коммунальные расходы. Но к системе образования нельзя подходить сугубо экономически. Можно провести ряд вполне законных организационных мероприятий и оптимизировать ситуацию, но получить политические проблемы, а со временем и демографические. Стоит заглядывать вперед. Уже сейчас мы имеем рост рождаемости, который, возможно, продолжится. Десять лет назад закрывали садики – сегодня их лихорадочно восстанавливаем. Как бы не пришлось то же пережить и со школами. – Есть ли в округе альтернативные формы обучения?- Существует категория учеников либо с физическими недостатками, либо с особенностями в поведении – им трудно находиться в обычной школе. Есть родители, которые не желают, чтобы их дети терялись в большом коллективе. Часть детей официально переведены на домашнее обучение, их немного, человек 15-20. С ними работает группа педагогов, формы разные – учителя приходят на дом или ребята собираются в каком-то арендуемом помещении. Результаты последних экзаменов показали довольно высокий уровень знаний этих детей. Управление образования поддерживает подобный опыт. Но просматривается проблема. Остро она еще не стоит, но мы заранее пытаемся отработать алгоритм ее решения. Государство выделяет средства на образование всех детей, в том числе в частных школах. Сейчас ищем правильное юридическое решение данного вопроса.- Есть известная родительская поговорка «Маленькие детки – маленькие бедки, большие дети – большие беды». Можно ли ее отнести к школам?- У больших школ свои, большие заботы. В 23-й сысертской учатся около тысячи человек, в ней шесть только первых классов. В школе села Щелкун 350 учеников, поселка Двуреченск – 450. Все они находятся в типовых зданиях постройки 50-60-х годов. Их состояние удовлетворительное, чего не скажешь о нескольких других учебных заведениях, располагающихся в постройках позапрошлого века. Например, в школе №17 учился еще Павел Петрович Бажов. Замечательно, конечно, находиться в тех же стенах, что и наш знаменитый земляк, но стены уж слишком старые. Мы говорим об оптимизации образовательного процесса, но на существующей базе она невозможна. Классные комнаты такие, что учить 25 человек в них по санитарным нормам нельзя. Вот такие ножницы желаемого и возможного.Уже сейчас занятия ведутся в две смены. Я опасаюсь, что с ростом рождаемости и притоком жителей в округ мы будем вынуждены переходить на трехсменку, так как посадить учеников будет просто негде.- А если построить новую школу? – Уже 17 лет строится. В 90-е годы заложили нулевой цикл, периодически работы возобновлялись, но из-за нехватки денег прекращались. Рассчитываем, что в следующем году вопрос будет рассматриваться областным правительством. Цена вопроса – 150 миллионов рублей. На восстановление школы №15 требуется порядка 35 миллионов. Несмотря на скудный муниципальный бюджет (крупные предприятия «лежат на боку», бюджет в основном формирует малый и средний бизнес), мы сделали проект реконструкции здания со строительством спортзала. В связи с введением третьего урока физкультуры это особенно важно. Никто не будет спорить, что физическое воспитание необходимо, а заботы о здоровье приоритетны. Но для нас третий урок физкультуры стал немалой проблемой. Во-первых, пришлось отобрать часы у других дисциплин, во-вторых, спортзал на сегодня есть только в двух самых крупных школах округа. Туда (и еще в зал Дома культуры) приходят ученики из других школ, расписание напряженное. А заниматься на улице уральский климат не всегда позволяет: то дождь, то мороз. – Как изменилась заработная плата педагогов после введения подушевого финансирования?- Директора школ стали получать больше, учителя в целом тоже. Вот только педагоги начальных классов обойдены заботой государства. Это несправедливо: умение учиться формируется именно в начальной школе. Учительский труд оценить вообще сложно. Сельские педагоги получают меньше городских, но я не слышал от них жалоб. Учитель на селе, где нет постоянной работы, едва ли не самый успешный человек.Что касается стимулирующей части фонда оплаты труда, она мала, и в ближайшее время не вижу предпосылок для ее роста. Расходы на малые и на старые школы не дадут ее увеличить.- Велика ли разница в техническом оснащении сельских школ и городских? – Принципиальной разницы нет. Все общеобразовательные заведения подключены к Интернету, правда, качество доступа где лучше, где хуже. Электронный дневник был одной из моих идей фикс. Несколько лет назад пытались внедрить его в школе деревни Кашино. Но парадоксально – услуга оказалась невостребованной. Сейчас же электронные дневники создаются в централизованном порядке, мы направили людей на обучение. Любое новое дело требует психологической подготовки – будем объяснять родителям плюсы нововведения.После того как мы уплотнили, оптимизировали и прочее, в детских садах округа все равно не хватает порядка 300 мест. Подготовили проектно-сметную документацию, вошли в правительственную программу – будем строить два новых садика. И еще два к нам вернулись: один временно находился в ведении Министерства соцзащиты, второй, железнодорожного подчинения, закрыли и отдали в муниципалитет. – Я слышала о сысертском нововведении – создании электронной очереди.- Когда полтора года назад я пришел в администрацию округа как начальник управления образования и попытался оценить реальную потребность в детских садах, оказалось, что на простой вопрос, какой номер очереди у Иванова, нет ясного ответа. Очередь выглядела ужасающей по размеру, она была дутая. Оказывается, родители для верности записывались во все дошкольные учреждения подряд. Тогда мы ввели правило единственной регистрации. Очередь стала централизованной и упорядоченной. В любой момент родители могут зайти на сайт управления образования и в соответствии с возрастом ребенка узнать его шанс на получение места в садике. – Алексей Михайлович, cистема дополнительного образования переживает кризис, количество кружков в школах уменьшается. Как вы выходите из положения?- Тенденция сворачивания допобразования была у нас в прошлом десятилетии – из-за недостаточного финансирования, конечно. Сейчас пытаемся ее остановить и повернуть поток в обратную сторону. Вот тут-то в отличие от школ мы начинаем реально применять систему сокращения неэффективных расходов. В Сысерти пять учреждений дополнительного образования и две спортшколы. Если набор в спортивные школы только увеличивался, то в сфере технического творчества произошел застой. Возникла парадоксальная ситуация: есть здание, директор и персонал, а штатных педагогов нет – только совместители, работающие в аналогичных учреждениях, которые дублируют друг друга. Мы решили соединить несколько учреждений допобразования, чтобы сократить количество административных ставок. Останутся центр внешкольной работы и бывший Дом пионеров, а остальные соединим в одну организацию. СтатфактСысертский образовательный округ – это 23 школы «от мала до велика». В самой крупной – более тысячи учеников, в самой крохотной – 5. А также 32 детских сада и 5 учреждений дополнительного образования. КомментарийАнатолий ГАЛАШЕВ, заместитель главы администрации по социальным вопросам Сысертского округа:  – Самая большая проблема сферы образования округа – нехватка школ. В 2007 году область нашла возможность выделить 10 миллионов рублей на продолжение строительства новой школы, заложенной еще в 90-е. С тех пор прошло три года, очередных финансовых поступлений не было, строительство остановилось. Местный бюджет не в состоянии поднять такое дело самостоятельно. Сейчас нас заверяют, что в 2011-м финансирование будет возобновлено. Надеюсь, решим проблему на будущий год. Тогда мы сможем «переселить» детей из двух школ, находящихся в аварийном состоянии, одну из которых придется закрыть совсем – здание вряд ли подлежит «школьному» восстановлению, а вторую реконструировать. Сысерть, Свердловская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте