В Общественной палате РФ с 2 по 4 ноября 2023 года состоялся Всероссийский форум-съезд делегатов образовательных организаций кадетской направленности. Такое масштабное мероприятие проводится впервые. Цель же еще более масштабная – анализ современного состояния системы кадетского образования в России и формирование успешных практик воспитания и гражданской идентичности для учеников в организациях кадетской направленности.
Не менее 250 человек из 78 субъектов Российской Федерации посетили данное мероприятие. Отметим, что три дня форума были чрезвычайно насыщенными для всех участников: представителей образовательных организаций (ведомственных подчинений) кадетской направленности, расположенных на территории Российской Федерации, – офицеров-воспитателей системы кадетского образования России; заместителей руководителей образовательных организаций кадетской направленности по воспитательной работе; руководителей образовательных организаций кадетской направленности и др.
В ходе съезда делегаты обсудили стандарты кадетского образования, приняли участие в пленарных заседаниях, круглых столах и сессиях на базе образовательных учреждений кадетской направленности Москвы и Московской области. Участники подняли актуальные вопросы, каждый имел возможность высказать свое мнение и предложить новые идеи. Особое внимание уделили тому, что новый виток кадетского образования, опираясь на традиции прошлого, должен быть дан именно в Год педагога и наставника.
Важно отметить, что у каждой организации кадетской направленности есть своя специфика, будь то учреждения, подведомственные Следственному комитету РФ, Министерству внутренних дел или Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Более того, у всех них есть и своя история, насчитывающая не одно столетие.
27 января 1701 года император Петр I подписал указ об организации в Москве Школы математических и навигацких наук. В указе было подчеркнуто: «Школа оная потребна не токмо к единому мореходству и инженерству, но артиллерии и гражданству к пользе». Действительно, о технических направлениях не раз упоминалось на форуме-съезде. И это правильно. Потому что за всю историю существования кадетского образования оно дало множество не только блестящих офицеров, но и ученых, инженеров. Достаточно вспомнить имена Василия Верещагина, Николая Римского-Корсакова, Алексея Боголюбова, Андрея Нартова или Александра Засядко. Все эти личности внесли огромный вклад в военное и инженерное дело, искусство и науку, мореплавание России.
Для наглядности и удобства участникам съезда были представлены презентации, позволяющие получить информацию об истории кадетского образования в России, вкладе царствовавших особ, исторических документах и методических разработках. На пятом этаже здания Общественной палаты Российской Федерации расположились стенды с современной научно-методической литературой издательств «Просвещение» и «Русское слово». Учебная литература данных организаций активно используется на уроках истории, основ безопасности жизнедеятельности, охватывает специфические для кадетского образования дисциплины.
Во время торжественного открытия Всероссийского форума-съезда делегатов образовательных организаций кадетской направленности под гимн Российской Федерации в зал вынесли государственный флаг. Затем председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Федерального Собрания Российской Федерации, представитель от исполнительного органа государственной власти города Севастополя Екатерина Алтабаева обратилась к делегатам с приветственным словом.
– В России существуют нахимовские и суворовские училища, морские и казачьи корпуса, кадетские классы. Эти учреждения образованы различными министерствами и ведомствами, и до сегодняшнего дня в нашей стране не было единой концепции кадетского образования. Идея такой концепции обсуждалась в том числе и на площадке Совета Федерации, – отметила парламентарий.
Эксперт акцентировала внимание на том, что проект документа был разработан Министерством просвещения России совместно с экспертным сообществом и представлен участникам съезда. В самом документе закреплены цели и задачи развития кадетского образования и содержание его основных направлений. Дано определение кадетского образования как уникального сочетания стандартных образовательных программ со специфическими компонентами, направленными на формирование гражданско-патриотических качеств, физическую подготовку и подготовку к военной и иной гражданской службе.
– Фактически сегодня система кадетского образования – это качественная довузовская предпрофессиональная подготовка. В условиях, когда мы отстаиваем наши духовно-нравственные ценности, кадетское образование особенно важно, – добавила Екатерина Алтабаева.
На открытии также присутствовали аудитор Счетной палаты РФ Светлана Орлова, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения РФ Наталия Наумова и главный советник Управления Президента РФ по общественным проектам Татьяна Омельчук.
Сегодня кадетское образование открывает возможности широкого применения в выборе профессии. Так, после торжественной части делегаты заслушали выступление ректора федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ» Владимира Шевченко на тему создания кадетских атомных образовательных кластеров. По мнению эксперта, сейчас важно заняться активным привлечением молодых кадров в сферу исследований и разработок для решения ключевых задач развития общества, обеспечения безопасности страны и сохранения отечественного ядерного щита.
Владимир Шевченко поделился, что в Обнинском институте атомной энергетики в конце января этого года была проведена первая в стране зимняя кадетская школа. Современные технологии в атомной промышленности, военном и гражданском флоте стали главными темами зимней кадетской школы. Тесное взаимодействие и сотрудничество кадетских образовательных кластеров, конечно, связывает НИЯУ МИФИ и предприятия госкорпорации «Росатом». Обнинск, Снежинск, Приволжский и Уральский округа, Новая Земля – кадетское атомное будущее куется именно там.
На круглом столе «Обсуждение концепции развития кадетского образования» было обозначено немало проблем. На данном мероприятии присутствовали представители столицы, Московской области и делегаты из Самары, Санкт-Петербурга, Рязани, Хабаровска, Архангельска и других городов. Конечно, был поднят вопрос о заработной плате педагогов, она, увы, оставляет желать лучшего и гораздо большего. Не все отставные офицеры могут долго работать в кадетских корпусах, классах, потому что найти общий язык с подрастающим поколением не так просто, некоторые не выдерживают… Поэтому в кадетских учебных заведениях часто можно встретить «кадетских мам». Как показывает статистика, женщины в педагогической системе составляют большинство.
Были пожелания и по компенсации питания в кадетских образовательных учреждениях. Многие регионы России дотационные, что уже вызывает немало сложностей. Еще одна актуальная тема – форма. На данный момент все эти заботы ложатся на плечи родителей. Итоговые суммы – от 10 до 15 тысяч рублей, что является значительной нагрузкой для многих семей.
Второй день съезда был посвящен диссеминации успешных практик воспитательной работы и прошел на базе образовательных организаций кадетской направленности. Кроме того, председатель Ассоциации российского кадетства и один из главных модераторов форума Николай Антипов предложил участникам почтить память всех выпускников кадетских корпусов, которые в ходе специальной военной операции положили свою жизнь на алтарь защиты Отечества и народа.
Николай Антипов отметил, что формируется предложение делегатов о проведении данного мероприятия системно, каждый год должен проходить форум и один раз в три года съезд делегатов образовательных организаций кадетской направленности.
Конечно же, была реализована и культурная программа. В Музее Победы на Поклонной горе руководители кадетских корпусов возложили цветы к подножию скульптуры Скорбящей матери в Зале Памяти и Скорби. Также делегаты побывали на обзорной экскурсии Музея военной истории Российского военно-исторического общества, где ознакомились с уникальными экспозициями и узнали больше о военном прошлом нашей страны.
Приятным бонусом стали концертная программа с участием обучающихся образовательных организаций кадетской направленности, просмотр тематических видеофильмов и выставка рисунков и фотографий художественного творчества кадет Российской Федерации, которую представила дирекция фестиваля «Юные таланты Отчизны». Отдельно отметим выставку наградной атрибутики объединения «Диалог-Конверсия».
…Съезд завершился принятием резолюции, в которой были сформулированы основные направления и задачи развития кадетского образования на ближайшее будущее. Надеемся, что все пожелания делегатов форума-съезда воплотятся в реальность, потому что кадет – это звучит гордо! Особенно сейчас.
Справка
Организатором форума-съезда выступило Министерство просвещения РФ, а партнерами мероприятия стали Ассоциация педагогических колледжей и Ассоциация российского кадетства. Онлайн-трансляция съезда велась на сайте https://кадеты.рус.
Александр ЛОЖКИН
Комментарии