Июль. Московская область, Одинцовский городской округ, исторический парк-отель «Ершово». Именно здесь, в укрытом от городского шума месте, на протяжении двух смен работала школа профессионального роста молодых педагогов Москвы «Новый вектор»-2021.
Участники школы прошли курс повышения квалификации «Организация коммуникации в современной образовательной организации: от регламентов к технологиям». Организатором выезда, как и всегда, выступила МГО Общероссийского профсоюза образования.
Точка роста
Обучение летом не самая лучшая затея. Однако это утверждение никогда не распространялось на школу «Новый вектор», начало которой было положено еще в 2007 году.
С тех пор и по сей день многие молодые педагоги стремятся сюда попасть, чтобы учиться, раскрывать свой потенциал, совершенствовать педагогическое мастерство.
«Новому вектору» есть кем гордиться. За 14 лет его участниками стали 3840 молодых педагогов, 300 из которых оказались победителями, призерами и лауреатами профессиональных конкурсов, а более 120 вошли в управленческие команды образовательных организаций Москвы.
В 2021 году школа приняла новых участников.
На низком старте
Реализации программы «Нового вектора»-2021 предшествовала подготовка, которая началась задолго до открытия смен.
Работа над организационной структурой школы и регламентом деятельности ее служб была развернута еще в марте.
С апреля были организованы тренинги для управленческой команды школы и консультации по разработке мастер-классов, проведены установочные встречи участников служб.
Одним из направлений подготовки стало обучение руководителей окружных команд. Темы занятий были подобраны в соответствии с общей концепцией предстоящего выезда: «Применение инструментов эффективного общения педагога с родителем (законным представителем) ребенка», «Планирование деятельности и организации взаимодействия в рамках работы педагогической команды».
Готовиться к выезду помогали наставники:
– Денис Хурманенок, учитель истории школы №1571, победитель конкурса «Учитель года Москвы»-2020;
– Олеся Аплевич, старший преподаватель МГПУ;
– Алена Килина, тренер, разработчик обучающих программ Мосволонтера;
– Тимофей Ермаков, тренер-консультант Корпоративной академии Росатома;
– Наталья Макарова, педагог-психолог школы №1210;
– Наталья Болтнева, старший методист школы №2070;
– Татьяна Плотникова, помощник председателя МГО профсоюза;
– Дмитрий Сковородкин, заведующий отделом дополнительного образования МГО профсоюза.
Умную голову почитают смолоду
Курс повышения квалификации, который был реализован в «Новом векторе»-2021, имел свои цели:
– создать модель эффективной коммуникации в образовательном процессе;
– усовершенствовать профессиональные компетенции слушателей за счет обобщения успешного опыта реализации системных городских решений, практик педагогов и управленческих команд.
На первых занятиях участников ознакомили со структурой и функциями профсоюза, его направлениями деятельности, планами на будущее, приоритетами в отношении развития эффективной коммуникации.
Методист Городского методического центра Михаил Каменский рассказал о конкурсах и программах повышения квалификации для молодых педагогов.
Представители Цифровой школы – директор Петр Зуев и учитель русского языка и литературы Элина Стрейкмане – поделились опытом организации образовательного процесса в своем учреждении.
Главный правовой инспектор труда МГО профсоюза Владимир Гетман помог разобраться в нормативных актах, регламентирующих образовательную деятельность.
Старший методист школы №2070 имени Героя Советского Союза Г.А.Вартаняна Наталья Болтнева описала алгоритмы выстраивания эффективного взаимодействия с каждой из сторон образовательного процесса.
Неожиданными гостями «Нового вектора» стали представители ТемоЦентра – начальник отдела проектирования образовательного контента и сервисов Иван Леонов и ведущий специалист того же отдела Алина Пивоварова. Вместе с ними молодые педагоги обсуждали ресурс «Московская электронная школа»: предлагали, как его можно улучшить, и разрабатывали свои проекты. Кстати, предложения участников школы не остались без внимания: специалисты ТемоЦентра отметили их кубком за вклад в развитие МЭШ.
Также в «Новый вектор» приехала Екатерина Паршина – начальник Управления по развитию государственно-общественного управления и связей с общественностью Департамента образования и науки Москвы. Она вступила с молодежью в открытый диалог о ресурсах системы образования, образовательной политике города и имидже педагога.
Еще один спикер-управленец представлял уже профсоюзную сторону – это был Сергей Горбун, заместитель председателя МГО профсоюза. Он провел тренинг по развитию управленческих навыков.
Помимо прочего у слушателей была возможность обсудить вопросы управления личными финансами. Молодые педагоги поняли, каких знаний в этой жизненной области им не хватает. Подтянуть свою финансовую грамотность они смогут уже осенью в рамках профсоюзной программы повышения квалификации «Эффективное управление личными финансами».
5+1
Перед участником «Нового вектора» ставят задачу-минимум – пройти основную программу обучения. Но вместе с тем у него есть дополнительная опция: он может выбрать направление, которое ему особенно интересно, и реализовать себя в нем. Для этого нужно присоединиться к соответствующей службе. В 2021 году в школе работали пять служб:
1. Юридическая служба помогала участникам повысить уровень правовых знаний – освещала вопросы трудового и образовательного права, давала консультации.
2. Методическая служба организовывала мастер-классы и творческие мастерские. Через них педагоги пополняли копилку приемов и решений в рамках своих предметов.
3. Психолого-социологическая служба была поддержкой и опорой в вопросах сохранения энергии и мотивации к работе, борьбы с эмоциональным выгоранием. Также она проводила социологические опросы.
4. Спортивно-оздоровительная служба следила за поддержанием бодрости духа и формировала у молодых педагогов навыки ведения здорового образа жизни. Иными словами – проводила квесты и подвижные мероприятия. В спортивную программу вошли стретчинг, фитнес, партерная гимнастика, кардиотренировки и другие виды физической активности.
5. Медиаслужба отвечала за то, чтобы деятельность школы не оставалась без внимания. Ее посты разлетались по социальным сетям «Нового вектора», ресурсам МГО профсоюза и САМП. Благодаря медиаслужбе запечатлены самые яркие моменты обеих смен и собран большой альбом воспоминаний, который будет радовать всех причастных к школе долгие годы.
Также стоит отметить комиссаров, которые были избраны участниками школы в первый день ее работы, а затем ежедневно вели мониторинг работы команд, консультировали руководителей и молодых педагогов по вопросам продуктивного взаимодействия, осуществляли помощь в принятии управленческих решений.
Вектор вдохновения
Почему же «Новый вектор» вдохновляет? Просто потому, что там хорошо.
– Попадая на выездное обучение, каждый раз ловлю себя на мысли, что это совершенно другой мир, в который окунаешься полностью, – говорит участник «Нового вектора», учитель начальных классов школы №2000 Иван Гавриков. – Твоя жизнь на небольшой промежуток времени кардинально меняется. И вот что примечательно. Приходит осознание, что в лексиконе педагога нет слов «я не умею», ведь внутреннее желание стать лучше моментально помогает побороть неуверенность в себе и сделать то, чего раньше никогда бы не сделал. Каждый твой день начинается с добрых улыбок команды. Каждый человек в педагогическом сообществе связывается невидимой нитью, благодаря чему ты чувствуешь себя частью чего-то большего.
Ирина КУДРЯВЦЕВА, учитель иностранного языка школы №2001 (ТПО ЮАО);
Анастасия ПЕТРОВА, учитель русского языка и литературы школы №1537 (ТПО СВАО)
Комментарии