search
main
0

Новый век – новые идеи

Образование в новом веке. Каким ему быть? Ответить на этот вопрос можно по-разному, но почти все согласны с тем, что в идейной основе его должен быть сделан акцент на развитие миротворческого и экологического сознания. Профессионализм, развитый интеллект, несомненно, важны для общества, но они не обеспечивают ему истинной безопасности и, следовательно, благоприятной возможности для его дальнейшего прогресса. Более того, мы нередко видим, как общество по-настоящему страдает от, так сказать, профессионально насаждаемого и интеллектуального зла. Разве страшное нацистское государство Гитлера обходилось без профессионалов? Нет, оно создавалось с опорой на них. Скажем, медицинские опыты над людьми в концентрационных лагерях проводились хорошо обученными врачами, и геноцид обосновывался и пропагандировался целой армией вполне интеллектуальных людей. XX век поистине страдал от действий, в основе которых была работа циничного, не контролируемого совестью и душой разума. И сегодня, на заре нового тысячелетия, со всей остротой стоит вопрос о поисках путей совершенствования человеческого сознания. В сфере образования и педагогики это может означать развитие в детях миротворческого и экологического мышления и поведения.
Мы с ребятами попытались понять, что значит быть миротворцем. Мы изучали биографии таких личностей, как Андрей Дмитриевич Сахаров, Мать Тереза, основатель Красного Креста Анри Дюран и других лауреатов Нобелевской премии Мира. Мы обратили внимание, что выдающихся миротворцев объединяют боль за других, необыкновенно развитое стремление бескорыстно служить человечеству, то есть это люди с большим сердцем.
Темами наших бесед были “Красота”, “Свобода”, “Любовь”, “Коммунизм” и другие, затрагивающие основные принципы жизни общества; мы приняли участие в международном миротворческом пробеге, встречались с интересными людьми, создали Комнату мира. Там разместили портреты великих миротворцев, флаги ООН, России и Татарстана, красивые картины, Декларацию прав человека, стенгазету с информацией о пробеге мира и деятельности руководителей Татарстана по поддержанию мирной жизни в республике. Стали собирать библиотеку, фонотеку и видеотеку гуманистического характера. Комната мира, ее деятельность всегда находила поддержку у всех педагогов, перед которыми приходилось выступать. В Набережных Челнах и Нижнекамске мне даже по этому поводу директора межшкольных учебно-производственных комбинатов вручили почетные грамоты. Хотя, конечно, разговор о мире и экологии всегда велся. Так вот, мирная планета, экологически чистая Земля как цели общественного развития искренне и с энтузиазмом принимаются практически всеми людьми, независимо от их возраста, национальности, профессии, политических и религиозных взглядов.
Нет ли противоречия здесь с идеей военно-патриотического воспитания детей и подростков? Конечно же, нет! В мире много страшных, разрушительных тенденций (терроризм, например), и защита завоеваний мирной жизни подразумевает наличие в стране сильной армии. Уверен, что наша армия станет намного сильнее, если она будет состоять из высокосознательных, духовно зрелых солдат и офицеров. Пример из истории России. Пересвет был великим воином, чрезвычайно воодушевившем русское войско во время Куликовской битвы. Но далеко не все знают, что он был также и монахом, учеником Сергия Радонежского. Это доказывает, что мирный дух и патриотизм, мирный дух и высокий военный профессионализм не только могут, но и должны идти вместе. Но для всех должно быть очевидно, что одной лишь военной силой без развития мирного сознания в людях не утвердить. Мир – это дружба и любовь между людьми и народами.

Юрий МОСКАЛЕВ,
учитель
Смоленск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте