В уходящем учебном году были приняты новые федеральные государственные стандарты старшей школы. Нам предстоит теперь решить много проблем, а главное -подумать о том, какой учитель должен работать в школе в соответствии с этими стандартами.
На наш взгляд, главное в размышлениях о реформе образования – это наши внутренние проблемы, задачи и тенденции развития. Они определены государственными документами, в числе которых один из важнейших для педагогической отрасли – национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Новые принципы, на которые переходит вся система образования, зафиксировали федеральные государственные образовательные стандарты. Серьезные требования предъявляют к школе и учителям все общественные институты. Все это позволяет определить, к каким новым видам деятельности наряду с традиционными необходимо готовить педагогов для обеспечения инновационного развития образования.
Мы хорошо сознаем, что роль и функции учителя в современной школе серьезно изменились. Сегодня учитель далеко не предметник в узком смысле этого слова (хотя и прежде настоящие учителя не были простыми трансляторами знаний). В условиях повсеместного внедрения компьютерных технологий учитель освободился от многих видов рутинной работы в пользу творческой познавательной деятельности, направленной на помощь ученикам в поиске и анализе информации, на формирование навыков учиться, творчески мыслить, находить нестандартные решения.
К проблемам человека, причем человека растущего, развивающегося, обращено наше особое внимание. Внедрение личностно ориентированных технологий серьезно изменило методику преподавания, да и всю структуру школьной деятельности. Урок уже перестал быть единственной формой организации образовательного процесса, серьезные акценты делают на формирование первичных исследовательских навыков, организацию проектной деятельности, самостоятельной внеаудиторной и внешкольной работы. Задачи социализации, воспитания, гармоничного развития школьников входят в число важнейших профессиональных задач учителя вне зависимости от преподаваемого им предмета.
Главная задача школы – дать систематизированное общее образование. Отечественная традиция подготовки в школе по широкому спектру основ наук (математических, естественных, гуманитарных) полностью соответствует современным тенденциям создания общества, основанного на знаниях, формированию разносторонней личности способствуют занятия школьников музыкой, изобразительным искусством, физической культурой. Такая широкая общеобразовательная подготовка позволяет заложить основы социальной успешности молодых людей, включая выбор профессии и последующую профессиональную мобильность. Именно поэтому несостоятельны попытки заменить систематическое общее образование набором отдельных, порой недостаточно сформировавшихся в содержательном плане предметов. Сказанное, безусловно, не снижает важности обеспечения выбора школьником дополнительных к базовым компонентов индивидуальной образовательной программы на старшей ступени школы и роли учителя в этом процессе.
В числе важнейших преимуществ нашего образования – его фундаментальный характер, который необходимо не только сохранить, но и укрепить, поскольку достижения в этом направлении в последние годы значительно снизились. Понимание этого привело к необходимости сформулировать фундаментальное ядро содержания школьного образования, что выполнено сейчас (с учетом прошедших дискуссий) для основной ступени общего образования (5-9-е классы), однако содержание понятия «фундаментальность» не остается неизменным, что отразили новые федеральные стандарты. В них не только обновлено содержание школьных предметов, но и по-новому сформулированы цели и задачи обучения в школе. В число первостепенных выдвинулась задача подготовки учителя к выстраиванию системы дифференцированного обучения предмету. В условиях вариативности программ, учебников, методик и технологий обучения учитель может предложить собственный подход к достижению поставленных целей, в том числе к отбору содержания и последовательности изучения материала (то есть какие разделы в каком классе и с какой продолжительностью и глубиной изучать). Это многократно повышает ответственность учителя и школы за достижение заданных стандартом результатов обучения (особенно с учетом обязательного единого государственного экзамена). К числу новых педагогических компетенций относятся умения, связанные с готовностью преподавать предмет в классах различной профильной направленности (гуманитарных, социально-экономических, технологических, естественно-научных), руководить проектной деятельностью, проводить курсы по выбору, кружки, готовить школьников к участию в олимпиадах, конкурсах. Это обусловливает необходимость обратить особое внимание на формирование научно-исследовательских компетенций будущих учителей, их способности анализировать и отбирать содержание образования, использовать методики, стимулирующие познавательную деятельность.
Предстоит усилить подготовку всех педагогов к работе с различными возрастными группами детей, с теми, у кого есть проблемы в развитии и в поведении, кто испытывает трудности в жизни. Дети проводят в школе значительную часть дня, поэтому сохранение их физического и психического здоровья дело не только семьи, но и педагогов, для этого прежде всего необходимо, чтобы сами педагоги были носителями ценностей здорового образа жизни. Таким образом, можно говорить о достаточно ясно сформулированном социальном заказе образовательным учреждениям, готовящим педагогов.
Формировать у нового поколения учителей современные профессиональные компетенции предстоит в условиях содержательной и структурной реформы высшего образования. В соответствии с федеральным законодательством вся высшая школа России с 2011 года перешла на двухуровневую подготовку. Можно понять масштаб происходящих изменений. Но дело не только в структурных изменениях подготовки педагогов. Главное – те содержательные принципы, которые определены федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования.
В настоящее время в нашей образовательной области подготовка проводится по четырем направлениям бакалавриата и магистратуры:
• педагогическое образование;
• психолого-педагогическое образование;
• специальное (дефектологическое образование);
• профессиональное обучение (по отраслям).
Каждое из этих направлений имеет свое целевое назначение. Направление «Педагогическое образование» предназначено прежде всего для подготовки кадров дошкольного, общего среднего и дополнительного образования. В рамках направления «Психолого-педагогическое образование» готовят кадры для психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на всех ступенях образовательной системы. Впервые выделено направление «Специальное (дефектологическое) образование», которое позволяет целенаправленно готовить кадры для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Задачи подготовки педагогов производственного обучения будут решаться в рамках направления «Профессиональное обучение (по отраслям)». Необходимо также учесть, что профили, связанные с подготовкой к преподаванию в школе, включены в стандарты бакалавров классического университетского образования, а подготовка по специальностям с квалификацией выпускника «учитель» сохранилась в среднем педагогическом образовании. Если иметь в виду наличие аспирантуры, докторантуры и системы дополнительного педагогического образования, то можно сказать, что в настоящее время складывается вариативная система подготовки педагогических кадров, которая позволит обеспечить гибкое реагирование на потребности региональных образовательных систем, реализовать свободу выбора студентом индивидуальной программы обучения, принципы преемственности и непрерывности образования («образование через всю жизнь»).
При переходе на ФГОС ВПО произошло максимальное укрупнение основных образовательных программ подготовки педагогов. К примеру, в одном новом направлении «Педагогическое образование» оказались объединены 20 педагогических специальностей и 7 направлений подготовки бакалавров и магистров из предыдущего перечня, которые существенно различаются по своему научному фундаменту в области преподаваемого предмета (математика, физика, химия, русский язык, литература, история, биология, география, музыка, изобразительное искусство, физкультура, технология, дошкольное образование). В этой связи принципиальное значение приобретает определение профиля подготовки внутри направления. Профиль подготовки бакалавра формирует направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности; один профиль от другого отличает лежащая в его основе научная база. Существуют различные основания для выделения профилей даже в рамках одного направления. Проведенные опросы показывают, что для эффективного решения важнейшей задачи отрасли – кадрового обеспечения общего среднего образования – необходимы профили и соответствующие им основные образовательные программы, которые обнаруживают четкую взаимосвязь со школьными предметами и ступенями образования. Названия их должны быть понятны органам управления образованием, определяющим государственное задание на подготовку бакалавров и магистров; работодателям, принимающим выпускников на работу; абитуриентам и их родителям.
В уровневой структуре базовым педагогическим образованием становится бакалавриат (с последующим «наращиванием» на каждом новом уровне – в магистратуре, аспирантуре – новых задач профессиональной деятельности и соответствующего им содержания образования). В этой связи именно в бакалавриате необходимо особое внимание уделить формированию профессиональных компетенций будущих учителей, способных к инновационной деятельности в условиях модернизации образования. Важно понять, за счет каких механизмов можно это сделать. Большие возможности представляет блочно-мо-дульная структура основных образовательных программ.
Но совмещение профилей актуально для системы общего образования в целом, поскольку позволяет за счет расширения спектра профессиональных компетенций педагогов гибко и с опережением решать новые задачи, обеспечить полную занятость педагогов, а значит, их закрепление в системе образования. Учителя химии, музыки и ряда других предметов имеют невысокую нагрузку в школе; освоение второго профиля подготовки позволит им преподавать родственные предметы (например, химику – естествознание, физику – астрономию) или работать в других видах образовательных учреждений (учителю музыки – в системе дополнительного образования). Бакалавр может быть подготовлен за 5 лет к преподаванию истории и обществознания (отдельно по обществознанию готовить не имеет смысла), а за счет модульной структуры учебного плана – еще и мировой художественной культуры, православной культуры, получить подготовку в области музейной педагогики, краеведения. Совмещение профилей позволит за 5 лет подготовить бакалавра не только к преподаванию русского языка и литературы (с модулями по русскому языку как иностранному, литературному краеведению), но и к ведению кружков, литературных студий, выпуску школьных СМИ и другим формам работы, связанным с задачами воспитания, личностного развития. Пятилетняя подготовка по профилю «Иностранный язык» с дополнительными профилями «Дошкольное образование», «Начальное образование» позволит готовить бакалавров к преподаванию одного или нескольких иностранных языков на всех уровнях системы общего образования (аналогично и других узких специалистов – в области музыки, изобразительного искусства, физической культуры, информатики). Совмещение профилей «Физическая культура» и «Дополнительное образование» обеспечит кадрами не только уроки физкультуры, но и деятельность спортивных секций, будет способствовать выявлению одаренных детей, формированию культуры здорового образа жизни. За счет модульного построения основных образовательных программ возможно также обеспечить подготовку учителей по предметам, вводимым школами в рамках компонента по выбору. Модульная структура основных образовательных программ отчасти позволяет решать эти задачи в рамках не только пяти-, но и четырехлетнего обучения, но в этом случае сокращение срока обучения на год не может не сказаться на качестве подготовки.
Характеризуя модель пятилетнего бакалавриата с двумя профилями подготовки, особо подчеркну, что речь не идет о сохранении в неизменном (или слегка измененном) виде исторически сложившейся линейной траектории пятилетней подготовки учителей. Бакалавр и при четырехлетнем, и при пятилетнем сроке обучается в структуре уровневого высшего образования, он выпускник с высшим педагогическим образованием первого уровня (магистр – второго уровня). Тут необходимо сказать о новой стратегии высшего образования, закрепленной федеральными стандартами. Речь идет о разграничении полномочий между сферами образования и труда, а в самой системе образования – между средним и высшим профессиональным образованием. Сугубо практико-ориентированная подготовка к конкретному виду профессиональной деятельности (учитель) сохраняется лишь в среднем профессиональном образовании. Высшая школа призвана дать фундаментальное и более вариативное педагогическое образование. Такое образование может служить базой, позволяющей выпускнику работать не только на должности учителя, но и на других должностях в системе образования и социальной сфере (воспитатель, методист, тьютор, завуч, директор, должности в системе ДПО, в культурно-просветительских учреждениях, МВД, структурах по работе со взрослым населением, структурах корпоративного обучения), то есть там, где нужен работник с высшим педагогическим образованием. И хотя бакалавр педагогического образования, по моему глубокому убеждению, готовится работать прежде всего учителем, образование в бакалавриате не должно сводиться к прикладной подготовке для выполнения одного (безусловно, важнейшего) вида деятельности. Это важно учитывать при формировании содержания подготовки бакалавров в соответствии с ФГОС ВПО. Опыт разработки основных образовательных программ показывает, что при формировании содержания подготовки бакалавра каждому вузу предстоит предусмотреть разумное сочетание модулей и дисциплин, обеспечивающих как инвариантную часть подготовки будущего учителя, так и вариативные ее части, углубляющих подготовку к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, работе с одаренными детьми, развитию здоровьесберегающих технологий, тьюторской деятельности, экскурсионной работе и т. д.
Комментарии