Обновление содержания школьного образования, форм, методов и технологий, которые используются на уроке, кардинально меняют образ современного учителя. Мало заявить: «Вы должны быть помощниками, наставниками учащихся, к совету которых хотелось бы прислушаться», другое дело – организовать образовательное пространство таким образом, чтобы данный тезис действительно стал реальностью. Опираясь на идеи диалогового метода обучения, мы стремимся создать образовательную среду, в которой учитель получил бы возможность проявить себя как мыслитель, гражданин и педагог.
Мы начали с научно-методических семинаров как формы общения и сотрудничества педагогов. Масса педагогических проблем, неразрешимых на первый взгляд вопросов предметного и психолого-педагогического характера стали специальными темами наших встреч. Каждый получил возможность высказаться, услышать точку зрения коллеги, аргументировать свою позицию. На наши встречи мы приглашали родителей, ученых, представителей муниципальных органов власти. Вступая в диалог, учитель стремился показать себя самым лучшим образом, демонстрируя знания философских идей и современных педагогических концепций. Сколько литературы пришлось прочитать или перечитать! Так рождался образ учителя-мыслителя, неугомонного в своем поиске ответов на поставленные современной школой вопросы. В диалоге появлялась потребность к расширению круга общения, вступления в сетевые сообщества, образ учителя, которому небезразлично, учителя, которому важно, учителя, которому нужно понять, постичь, осмыслить, проанализировать.Выросшие из сомнений и диалогов идеи находили воплощение в образовательном процессе, и на этом этапе задача администрации заключалась в предоставлении пространства для инициатив и решений. Не просчитывать буквально все за учителя, не дергать по пустякам, а поддерживать и пробуждать гражданскую активность. Так появились в гимназии тьюторские часы для учащихся, единая корпоративная культура педагогов, были инициированы органы гимназической прессы и многое другое. Гражданская позиция учителя, его колоссальное стремление участвовать в изменении образовательного пространства нашли реализацию во множестве гимназических дел.Наконец, кластерный подход позволил в диалоге выстроить целостное для всего учреждения понимание педагога и его самых главных педагогических задач, связанных с сохранением, сбережением уникального внутреннего мира личности каждого ребенка, его физического и психического здоровья. Принятые коллективом решения неизбежно рождали мотивацию к освоению новых форм педагогического общения: появились книги рекордов класса, самостоятельные сайты классных коллективов, инициировалось создание творческих команд. Педагоги охотнее и чаще стали делиться своими материалами по апробации педагогических технологий. Это стало важным и нужным каждому.Лада СИЛИНА, директор гимназии №1595
Комментарии