Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции работников образования. Осуществляемая в стране модернизация образования, формирование и обустройство новой модели школы требуют качественного повышения уровня профессиональной компетенции как учителей, так и руководителей образовательных учреждений и специалистов органов управления образованием.
Статфакт- В системе образования России насчитывается более 200 тысяч руководителей.- 93 учреждения повышения квалификации работают в субъектах Федерации.- 2562 муниципальные методические службы организуют методическую поддержку на местах.- Кроме того, в России насчитывается свыше 200 тысяч школьных предметных методобъединений.
Становится очевидным главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества общего образования, создание новой модели школы. Сущность ожидаемых изменений сводится к следующим параметрам:
новые образовательные стандарты;
индивидуализация образования (в первую очередь на основе индивидуальных учебных планов при профильном обучении на старшей ступени);
новая система оценки качества образования;
новая система оплаты труда;
введение нормативного подушевого финансирования;
участие общественных институтов в управлении общим образованием (на школьном, муниципальном и региональном уровнях);
становление новых организационно-правовых форм в общем образовании (школа как автономное учреждение);
информатизация общего образования;
система предшкольного образования.
Как сделать работу системы повышения квалификации эффективной
Для системы повышения квалификации учителей должен быть выработан иной стандарт деятельности, ориентированный на результат.
Во-вторых, также очевидно, что квалификация учителя, результат его педагогической деятельности плохо связаны с уровнем оплаты труда, а процедура аттестации педагогических кадров никак не связана с оценкой профессиональных компетенций учителя. Уровень влияния институтов повышения квалификации на развитие образования в целом и на улучшение качественных результатов явно недостаточен.
В конечном итоге нужна новая модель повышения квалификации работников образования. Именно на это направлена сегодня деятельность нашего сообщества.
Второй год в 31 пилотном регионе реализуется Комплексный проект модернизации образования (КПМО), в ходе которого экспериментально апробируются основные принципы организации повышения квалификации педагогов по-новому. Эксперимент предусматривает серьезные изменения в организации повышения квалификации работников образования:
доведение средств на повышение квалификации школьных работников до школ на основе принципа нормативного подушевого финансирования;
модульные программы повышения квалификации, включающие проектную деятельность и стажировки на базе школ-лидеров;
изменение характера основной деятельности региональных структур, отвечающих за обеспечение повышения квалификации работников: переход на организацию, координацию, логистику функционирования сетевого повышения квалификации с расширением количества учреждений, осуществляющих повышение квалификации, и с опорой на успешную практику лидеров;
обновление принципов оплаты труда работников, организующих и осуществляющих повышение квалификации (установление зависимости зарплаты от количества и качества оказанных образовательных услуг конкретным работникам).
Какие результаты, значимые для всей системы повышения квалификации, мы ожидаем от проводимого эксперимента?
Во-первых, на основе осуществляемых перемен должно произойти кадровое укрепление учреждений повышения квалификации передовыми учеными-исследователями и аналитиками, и, что самое главное, учителя-практики, победители конкурса ПНПО в систему повышения квалификации должны быть вовлечены в качестве преподавателей-наставников, тьюторов, тренеров.
Во-вторых, должен быть осуществлен решительный вывод системы из режима репродуктивной псевдонаучной педагогики в интерактивный режим, подразумевающий индивидуальную работу с учительскими кадрами на основе новых информационных технологий, тренинга, проектной и исследовательской деятельности.
В-третьих, в системе должен широко использоваться для организации индивидуального обучения педагогов опыт лучших учителей и школ-победителей ПНПО.
В-четвертых, будет отработана новая нормативно-правовая и финансовая база деятельности учреждений повышения квалификации, включающая в себя и использование кредитно-накопительной системы повышения квалификации.
В-пятых, эксперимент должен обеспечить более тесную связь процедур аттестации с повышением квалификации. При этом новые профессиональные компетенции, полученные в результате повышения квалификации, должны прежде всего учитываться при аттестации и особенно при переходе на новую форму оплаты труда педагогов.
И, наконец, мы ожидаем экспериментальную разработку и апробацию региональных нормативно-правовых актов, регулирующих условия и порядок повышения квалификации работников образования, которые могли бы быть использованы в качестве отраслевых модельных рекомендаций по организации повышения квалификации в системе образования всей страны.
Создание федерально-региональной сети повышения квалификации руководителей системы общего образования
В прошлом году академия при поддержке Минобрнауки России приступила к реализации проекта «Организация федерально-региональной сети повышения квалификации управленческих кадров системы общего образования». Проект будет реализовываться в течение трех лет и предусматривает организацию за этот период повышения квалификации 75 тысяч руководителей образовательных учреждений и специалистов муниципальных органов управления по актуальным проблемам современного управления образованием.
Ежегодно 25 тысяч управленцев будут повышать свою управленческую квалификацию, выбирая необходимые для себя образовательные модули из предлагаемой программы повышения квалификации, включающей:
Нормативно-правовые основы деятельности образовательных учреждений. Конкурсные торги и закупки.
Трудовое законодательство в образовании.
Развитие экономической самостоятельности образовательных учреждений.
Образовательное учреждение в условиях введения подушевого финансирования и отраслевой оплаты труда.
Проектное управление в образовании.
Совершенствование институциональных механизмов управления образованием. Развитие форм государственно-общественного управления. Формы публичной отчетности.
Новые формы организации деятельности образовательных учреждений.
Организация труда руководителя образовательного учреждения.
Развитие сети образовательных учреждений.
Мониторинг и статистика в образовании.
Стратегический менеджмент в образовании.
Формирование системы оценки качества образования: региональный, муниципальный уровни и уровень образовательного учреждения.
Каждый модуль рассчитан на 24 учебных часа. Набор из трех любых модулей дает право на получение документа, подтверждающего повышение квалификации в объеме 72 часов.
Модульное построение программы позволяет любому управленцу выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию в режиме кредитно-зачетной системы, переходя от простого повышения квалификации (72 часа) к переподготовке (144 часа и свыше 500 часов), а также к получению второго высшего образования (более 1200 часов).
В прошлом учебном году в АПК и ППРО было подготовлено 800 специалистов региональных учреждений повышения квалификации, которые будут обучать руководителей школ и специалистов органов управления образованием оперативным приемам и методам управленческой деятельности в современных условиях. Обучение региональных специалистов по вышеназванным двенадцати модулям осуществлялось ведущими учеными и специалистами РАО, Высшей школы экономики, АПК и ППРО. Проектом предусматривается отбор на конкурсной основе 40 региональных образовательных центров (предположительно ИПК), на базе которых будет организовано обучение руководителей образовательных учреждений и специалистов органов управления образованием.
Федерально-региональная модель повышения квалификации руководителей и специалистов системы образования имеет два базовых основания:
подготовка в целях стратегического развития отрасли;
подготовка в целях освоения новых практик и технологий управления.
Необходимо принять двухкомпонентную программу повышения квалификации – федеральный и региональный – в соответствии с двумя уровнями задач, решаемых образовательной системой. Такому перечню задач соответствует функциональная структура организации повышения квалификации управленческих кадров соответственно на федеральном и региональном уровнях, при которой:
Министерство образования и науки РФ
формирует стратегические задачи развития образования;
предлагает федеральный компонент заказа на повышение квалификации управленческих кадров;
Федеральный научно-образовательный центр повышения квалификации работников образования
создает учебные программы (в модульном исполнении) на основе федерального компонента в терминах тех компетенций, которые следует освоить для решения поставленных задач;
организует подготовку региональных тьюторов по модульным образовательным программам;
осуществляет экспертизу эффективности системы повышения квалификации управленческих кадров на всех уровнях;
выполняет экспертные функции оценки работы базовой (профессиональной) системы подготовки педагогических кадров и системы повышения квалификации;
осуществляет обслуживание (по заказу) региональных систем ПК;
формирует федеральный банк данных образовательных программ повышения квалификации;
осуществляет дистантный консалтинг и методическую поддержку региональных систем повышения квалификации через интернет;
Региональные ИПК
реализуют федеральный компонент образовательных программ, используя потенциал тьюторов, обученных в федеральном центре;
формируют на основе заказа региональный компонент образовательных программ повышения квалификации;
формируют и реализуют образовательные циклы на основе выявленных муниципальных и индивидуальных запросов (заявок), организуют дистантную поддержку повышения квалификации руководителей и специалистов.
При этом ресурсное обеспечение разных уровней компонентов заказов на повышение квалификации управленческих кадров обеспечивается на конкурсной основе на федеральном уровне – за счет федерального бюджета (ПНПО, КПМО, ФЦПРО); на региональном – за счет регионального бюджета, федерального софинансирования; на муниципальном – за счет муниципального бюджета, регионального софинансирования; на индивидуальном – за счет бюджета образовательного учреждения, привлечения внебюджетных средств, индивидуальных средств.
Сегодня в отрасли нет согласованности в действиях ее отдельных, в первую очередь федеральных структур.
Так, Российская академия образования, обеспечивая научную проработку стратегии развития образования, вовсе не обязана доводить эти разработки до исполнительного уровня. Недавно созданный Федеральный институт развития образования никак не найдет своего места в системе образования, результаты проектной деятельности в рамках федеральных целевых образовательных программ годами складируются в помещениях Рособразования, не имея реализованных каналов и механизмов.
Вот почему системе образования нужен крупный научный и образовательный центр, на базе которого можно было бы осуществлять комплексные мероприятия по повышению квалификации и переподготовке управленцев системы образования, обеспечивая при этом преемственность между различными уровнями управления образованием, а в конечном итоге – единство управленческих решений и образовательной политики.
Первоочередные задачи
Вопрос, связанный с изменением форм, методов и способов работы с учительством в системе повышения квалификации, предполагает учитывать следующие обстоятельства:
требуется серьезная кадровая работа, направленная на укрепление учреждений повышения квалификации, с одной стороны, учеными – новаторами и исследователями, с другой стороны, учителями-практиками и, конечно же, в первую очередь победителями конкурса ПНПО;
необходим решительный выход из режима репродуктивной педагогики, а также необходима ясность и прозрачность в нормативно-правовом статусе учреждений повышения квалификации. Для этого следует рассмотреть вопрос о возможных дополнениях к законам «Об образовании» и «Высшем профессиональном образовании», определяющих роль и место системы повышения квалификации и методической работы в общей образовательной системе государства.
при подготовке рекомендаций о переходе на отраслевую оплату труда работников образования необходимо предусмотреть связь размеров зарплаты не только с конечными результатами педагогического труда, но и с систематическим повышением квалификации педагогов;
следует внести ясность в порядок аттестации и аккредитации образовательных учреждений повышения квалификации и методических служб.
Укрепление статуса учреждений повышения квалификации, создание действенных и эффективных нормативно-правовых условий их деятельности позволят государству эффективно использовать сложившуюся систему повышения квалификации и переподготовки работников образования в целях интенсификации осуществляемой в стране модернизации образования.
Эдуард НИКИТИН, ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Комментарии