Моя история началась в 1993 году, когда в нашей деревенской школе появился новый 67‑летний учитель русского языка и литературы Михаил Николаевич ФАЛИЛЕЕВ. На тот момент я училась в 7‑м классе. Пробовала писать стихи, какие-то рассказы, но у меня мало что получалось, не хватало знаний и усердия. Михаил Николаевич сразу заметил мой интерес к языку, литературе и стал моим наставником.
Много раз он просматривает мои черновики, делает замечания, исправляет ошибки и заставляет снова и снова все переписать, я злюсь, но продолжаю работать. Он учил меня работать со словом, познакомил с теорией литературы, и тогда стало немного получаться: появились первые удачные стихи, на «отлично» написанные школьные сочинения.Михаил Николаевич организовал в школе кружок «Юный журналист» для учащихся 7-11‑х классов. Мы писали стихи, статьи на заданные учителем темы, брали интервью у жителей деревни Сугоново, описывали все события, происходящие в школе. Многие наши материалы Михаил Николаевич публиковал в районной газете «Ферзиковские вести». Так появились в печати мои статьи «Мы – не белоручки», «Новостройки», «Горная сказка» и стихотворение «Зимний лес».Однажды на одном из занятий кружка мы стали расспрашивать Михаила Николаевича, откуда он столько всего знает, где учился, кем работал до нашей школы. Вот что он нам рассказал.Родился 24 октября 1926 года в селе Малый Куналей Бичурского района Бурятской АССР. После окончания восьмилетней школы трудился в колхозе. Когда началась война, был призван в ряды Советской армии, отправлен на учебу в Иркутскую военную школу авиамехаников, там получил должность «авиамеханик самолета» и звание «сержант». Участвовал в боевых действиях против Японской Квантунской армии, был награжден медалью «За победу над Японией» и орденом Отечественной войны второй степени.В послевоенные годы работал авиационным специалистом, получил звание «техник-лейтенант». После увольнения в марте 1951 года из рядов Советской армии трудился воспитателем в детском доме. Экстерном окончил десятилетку, в 1952‑м поступил в Бурят-Монгольский государственный педагогический институт им. Банзарова на филологический факультет. Затем был направлен на работу в редакцию районной газеты «Ленинский путь» в качестве ответственного секретаря, настойчиво и терпеливо осваивал тонкости газетного искусства.Еще в школе авиамехаников и в боевых эскадрильях ему приходилось быть бессменным редактором стенных газет, боевых листков. Это определило в дальнейшем отношение Михаила Николаевича к журналистике, к печатному слову.В 1958 году ему было присвоено звание члена Союза журналистов СССР. Три года он работал редактором четырехполосной газеты «Баргузинская правда». В 1972 году начал преподавать в Таджикском государственном университете, где заслужил почетное звание «Отличник высшей школы СССР». В 1973 году защитил диссертацию и стал кандидатом исторических наук. Спустя три года ему было присвоено ученое звание доцента.Многие годы он являлся внештатным автором союзного журнала «Гражданская авиация», внештатным корреспондентом таджикского радио, телевидения и многих республиканских печатных изданий.В начале 1993 года семья переехала в Россию, в Ферзиковский район Калужской области. Михаил Николаевич вместе с женой приходят в школу учителями. Она математик, он филолог.Мы слушали его рассказ с увлечением, и все больше гордились своим преподавателем и тем, что мы его ученики. Он знал ответы на все наши вопросы. Был очень разносторонним творческим человеком. На классных часах мы пели военные песни, частушки, а он аккомпанировал нам на аккордеоне. На уроках литературы учил нас слушать классическую музыку. Рекомендовал, какие книги почитать на досуге, и нам все было интересно. Он всегда находился в движении, и его энергия передавалась нам. Мы не отставали от него, успевали все: учиться, отдыхать, помогать малышам, принимать участие во всех мероприятиях школы и района.В 10-11‑х классах Михаил Николаевич был моим классным руководителем, и когда мы выпускались, в моей характеристике он написал: «Любит младших школьников, поддерживает с ними хорошие взаимоотношения, пользуется их адекватным вниманием, обладает организаторскими способностями, что можно с полным основанием квалифицировать как ценные задатки педагога-воспитателя».Эти слова и стали моей судьбой. Я поступила в педагогический колледж, потом в КГПУ имени К.Э.Циолковского на филологический факультет. Михаил Николаевич за это время сильно постарел и больше не мог преподавать в школе, уволился. Спустя три года я вернулась в родную школу на место своего наставника, в тот самый кабинет, где все начиналось.Теперь, как и он, я объясняю теорию литературы, прививаю детям любовь к родному языку. Развиваю творческие способности: учу писать стихи, сочинения. Публикую в Интернете работы своих учеников. Играю на инструменте, но только на гитаре.В 2013 году Сугоновскую среднюю школу закрыли из-за аварийного состояния здания, и мне пришлось уйти работать в соседнюю школу деревни Аристово.В этом году Михаилу Николаевичу исполнится 89 лет, и он до сих пор называет меня Леночка, когда все вокруг уже 12 лет зовут Елена Павловна, и дает мне советы при каждом возможном случае.Елена ВАСИЛЬЕВА, учитель русского языка и литературы Аристовской СОШФерзиковский район, Калужская область
Комментарии