Начался новый учебный год. Хорошо ли подготовились к нему образовательные организации Забайкальского края? К сожалению, дать объективную оценку их материально-технического обеспечения трудно. Управление инвестиционно-ресурсной деятельности и контроля Министерства образования Забайкальского края в последние два года не публикует доклады на эту тему. Поэтому крайком профсоюза проанализировал положение дел на основе имеющейся официальной информации за прошлые годы, поступающих из надзорных органов сведений, результатов проводимых технической инспекцией труда краевой организации Общероссийского Профсоюза образования проверок и мониторингов.
Удручающая картинаЧто мы увидели? По информации Минобразования Забайкальского края (на 27 января 2015 года) здание средней школы села Александровский Завод находилось в аварийном состоянии (до настоящего времени ремонт не проведен), 27 школьных зданий – в предаварийном состоянии (по заключениям специализированных организаций и актам межведомственных муниципальных комиссий); 284 здания государственных и муниципальных образовательных организаций (в том числе 162 общеобразовательных, 114 дошкольных и 8 профессиональных организаций) нуждаются в капитальном ремонте. А у 86 зданий общеобразовательных организаций возраст свыше 100 лет.Как здания этих образовательных учреждений, изначально построенных без водоснабжения и канализации, привести в соответствие с требованиями СанПинов, пожарной безопасности, охраны труда? Где взять на это деньги? Эту задачу постоянно пытаются решить директора школ и заведующие детскими садами, несущие полную юридическую ответственность за деятельность образовательных организаций.Грубые нарушенияДеревообрабатывающие и металлообрабатывающие станки в большинстве школ, колледжей и техникумов в связи с длительными сроками эксплуатации (более 40 лет) работают с грубыми нарушениями техники безопасности. Зачастую новые станки, поступившие по программе «Модернизация образования», из-за низкого качества быстро выходят из строя и используются только как демонстрационные.Приемка котельных, частично оставшихся в образовательных организациях, совсем не проводится, либо акты приемки подписываются при наличии грубых нарушений, что может привести к чрезвычайным ситуациям в отопительный период. Так, при проверке Могойтуйского аграрно-промышленного техникума было выявлено, что машинисты (кочегары котельной) не проходили обучение с 2014 года, манометры и клапаны избыточного давления не проверяются, здание котельной нуждается в ремонте.В связи с оптимизацией штатов в большинстве образовательных организаций нет электриков и лиц, ответственных за энергохозяйство (VI группа электробезопасности), что привело к росту нарушений правил электробезопасности. Работники не обеспечиваются спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. В большинстве школ и детских садов отсутствует принудительная вентиляция, мебель не соответствует санитарным требованиям. Не заключаются договоры на обслуживание системы пожарной сигнализации и оповещения, тахографов, приемников ГЛОНАСС и техническое обслуживание автобусов. Проверки Государственной инспекции труда повсеместно выявляют нарушения порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников. И это лишь небольшая часть нарушений, за которые предусмотрено административное наказание.Еще один долгОтдельного внимания заслуживает вопрос выполнения Федерального закона №426 от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда». На сегодняшний день специальная оценка условий труда (СОУТ) проведена на 30% рабочих мест в образовательных организациях края. В ходе тематической проверки результатов СОУТ крайком профсоюза выявил, что многие образовательные организации заключили договоры на проведение специальной оценки, но в связи с невозможностью оплатить предоставленные услуги не завершили ее и создали очередную кредиторскую задолженность. С другой стороны, в ряде районов погоня за низкими ценами при проведении спецоценки привела к формальному проведению данного мероприятия, зачастую без идентификации потенциально вредных производственных факторов на рабочих местах и, как следствие, незаконным отменам доплат и компенсаций работникам за работу во вредных условиях труда.Штраф за счет директораВ 2016‑2017 учебном году, очевидно в связи с освобождением от проверок предприятий малого и среднего бизнеса, большая часть плановых проверок всех надзорных органов обрушилась на образовательные организации. В соответствии с планом проверок Государственной инспекции труда по Забайкальскому краю на 2016 год 80% проверок от общего числа плановых было проведено в образовательных организациях. В 2017 году более 70% проверок исполнения требований в области пожарной безопасности проходят в детских садах и школах. Подобная ситуация и с проверками иных надзорных органов. Внимание государственных надзорных органов к образовательным организациям, конечно, приятно, но хотелось бы в условиях жесткого дефицита бюджетов видеть и ответственность учредителей, и реальную финансовую помощь властей, ведь зачастую штрафы руководители образовательных организаций вынуждены оплачивать из собственного кармана.Результаты выборочного мониторинга, проведенного крайкомом профсоюза в 2017 году в муниципальных районах Забайкальского края, показали, что во многих школах и детских садах отсутствует финансирование не только мероприятий по организации комплексной безопасности, требований СанПиНов, охраны труда и пожарной безопасности, но и предписаний надзорных органов и судебных решений. В Балейском районе для выполнения предписаний Роспотребнадзора необходимы были денежные средства в размере 19 млн 601 тыс. рублей, для выполнения требований Госпожнадзора – более 617 тыс. рублей. Подобная картина – в большинстве районов края. По информации Балейского райкома профсоюза, штрафы Роспотребнадзора на юридические лица – Жидкинскую основную, Ильдиканскую среднюю школы, детские сады «Аленушка» и «Чайка» города Балей, сел Нижний Кокуй и Подойницыно – оплачены из личных средств руководителей образовательных организаций. Хочется спросить у губернатора, министра финансов и главы муниципального образования, а сколько же денег в семейном бюджете предусмотреть директорам школ и детских садов для оплаты штрафов организаций в новом учебном году?Цены вызывают возмущениеИзучение цен в предписаниях надзорных органов и решений судов показало, что они с каждым годом становятся выше. Если для исполнения решения Шилкинского районного суда о требовании по установке системы видеонаблюдения и контроля Первомайской средней школе в 2014 году было необходимо 40 тыс. рублей (до настоящего времени денежные средства школе не выделены), то теперь стоимость этого мероприятия возросла более чем в 4 раза.Совсем не понятна позиция надзорных органов, когда размер административного штрафа за нарушения несоразмерно больше, чем сумма, необходимая для их устранения.Например, постановлением государственного надзора Сибирского межрегионального территориального управления Росстандарта по делу об административном правонарушении (от 14.10.2017 г. №13‑42) детскому саду №5 «Золотой ключик» города Хилок назначен административный штраф в размере 50 тыс. рублей за применение средств измерения (ростометр медицинский, весы торговые, весы медицинские, термометры медицинские), не прошедших поверку в установленном порядке. Изучение предложений на рынке товаров показало, что сумма на приобретение новых сертифицированных измерительных приборов составляет одну пятую размера данного штрафа. Понятно, план проверок надо выполнять, но не такой же ценой!На сегодняшний день практика обжалования постановлений надзорных органов приобретает массовых характер. В ходе судебных разбирательств часть постановлений по делам об административных правонарушениях решениями судов была отменена. Так, в январе этого года в Чернышевском районе директора школ поселка Букачача, села Новый Олон добились отмены административного наказания по постановлению Автодорожного надзора по Забайкальскому краю за отсутствие в штате работника, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, который должен иметь диплом о высшем образовании по специальности «Техника и технология наземного транспорта».Кара – не самоцельВ преддверии новых проверок крайком профсоюза напоминает руководителям образовательных организаций о необходимости направлений заявок на бюджетные ассигнования для выполнения всех предъявляемых к образовательным организациям требований, чтобы избежать новых административных наказаний.В учебниках по административному праву мы читаем, что кара – не самоцель назначения административного наказания. Последнее необходимо и для того, чтобы «воспитать субъекта, которому назначено наказание, в духе уважения к закону и правопорядку, чтобы предупредить совершение новых проступков, как самим правонарушителем, так и другими лицами». Хотелось бы, чтобы данное средство воспитания применялось только в отношении должностных лиц, не уважающих закон и правопорядок, за их виновные действия или бездействие. А руководители образовательных организаций – люди законопослушные, но, к сожалению, не такие богатые, чтобы личными деньгами рассчитываться за нарушения учредителя в лице государства.Александр ЮДИН, главный технический инспектор труда Забайкальской краевой организации Общероссийского Профсоюза образованияПрим. ред. Материал публикуется в рамках конкурса «Профсоюзный репортер».
Комментарии