search
main
0

Новый учебный год: что изменится для педагогов и как Институт стратегии развития образования поможет им в работе

В новом учебном году в российских школах произойдет несколько важных изменений: в учебной программе появятся два новых предмета – «Труд (технология)» для учеников с 1‑го по 9‑й класс и «Основы безопасности и защиты Родины» для учеников с 8‑го по 11‑й класс. При этом предмет «Труд (технология)» основан на программе по технологии, а «Основы безопасности и защиты Родины» – на программе по основам безопасности жизнедеятельности. Кроме того, будут внесены корректировки в программы по литературе для учеников с 5‑го по 11‑й класс и по географии для учеников 10‑11‑х классов. Давайте подробнее рассмотрим эти изменения.

Курсы повышения квалификации «Система управления «Бережной школой» для руководителей органов управления образованием и их заместителей из 10 регионов России

Новый предмет в школе: «Основы безопасности и защиты Родины»

С 1 сентября 2024 года в российских школах появится новый предмет «Основы безопасности и защиты Родины». Он разработан так, чтобы учитель мог последовательно обучать школьников правилам поведения в различных опасных ситуациях – от бытовых до критических.

Программа предмета включает 11 модулей:

  • «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»;
  • «Военная подготовка и основы военных знаний»;
  • «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
  • «Безопасность в быту»;
  • «Безопасность на транспорте»;
  • «Безопасность в общественных местах»;
  • «Безопасность в природной среде»;
  • «Основы медицинских знаний и первая помощь»;
  • «Безопасность в социуме»;
  • «Безопасность в информационном пространстве»;
  • «Противодействие экстремизму и терроризму».

Как видите, учебный материал охватывает различные сферы рисков, включая бытовые и природные условия, общественные места, коммуникации, здоровье, социальное взаимодействие и др.

Рекомендованное количество часов на изучение ОБЗР в 8‑11‑х классах – 68 часов в год. Конкретное содержание модулей может быть адаптировано под региональные особенности. Кроме того, программа может вводиться в 5‑7‑х классах на основе одного часа в неделю.

Сейчас Государственный университет просвещения предлагает программы переподготовки и повышения квалификации для учителей, которые будут реализовывать программу «Основы безопасности и защиты Родины» с 1 сентября 2024 года. Также происходит обновление методов обучения в соответствии с современными требованиями к школьному образованию.

Для освоения практических частей программы школы могут использовать возможности обучающих центров военно-патриотического воспитания и других образовательных организаций через сетевое взаимодействие.

Новый предмет в школе: «Труд (технология)»

С 1 сентября 2024 года вступит в силу приказ о внесении поправок в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Предмет «Труд (технология)» получит новые название и статус – станет частью программы непосредственного применения. Основная цель обновленного предмета – воспитать учащихся как трудолюбивых и мотивированных людей, способных к самореализации в социально значимых областях.

Труд (технология) имеет модульную структуру и состоит из пяти обязательных модулей. В нее можно добавлять вариативные составляющие, которые вводятся по запросу участников учебного процесса или региона и предприятий реального сектора экономики. Каждый модуль предмета предусматривает изучение темы «Мир профессий», что поможет школьникам узнать о разно­образии профессий, связанных с изучаемым материалом.

Обновленное содержание предмета включает как традиционные технологии, так и современные, цифровые. Акцент делается на формировании инженерных компетенций и осознанном выборе профессии.

Новые модули связаны с такими темами, как беспилотники, 3D-моделирование, робототехника. При этом федеральная рабочая программа сохраняет элементы традиционных уроков, например обработку материалов, ткани и пищевых продуктов. Школьники изучат создание своего продукта, освоят трудовые операции с различными материалами, изготовят предметы как для себя, так и для других людей, используя ручные и электрические инструменты. Они также изучат приготовление простых блюд и значимость здорового питания. Однако традиционные ручные навыки будут дополнены более сложными задачами, связанными с изучением техники и технологий, актуальных для современного общества.

Учащиеся ознакомятся с созданием моделей роботов, узнают обязанности инженера-робототехника, проектировщика «умного дома» и другие аспекты, связанные с робототехникой и инженерией.

Подводя итог, можно сказать, что учебный предмет «Труд (технология)» представляет собой сочетание новых и привычных элементов. Он оставляет часть программы по технологии и добавляет темы, способствующие развитию творческих способностей, мышления и поиску профессионального пути.

Изменения в школьных программах по литературе и географии

С 1 сентября 2024 года вступят в силу корректировки в учебных программах по литературе и географии. Эти изменения направлены на улучшение представления учебного материала, уменьшение перегрузки программы, в них учтены интересы и способности современных школьников.

Так, в программе по литературе были сокращены некоторые списки тем по современной литературе без ущерба для содержания. При этом сохранены все основные темы, но оптимизирован учебный материал. Это поможет как учащимся, так и учителям.

В программе по географии обновлены разделы о роли России в мировой политике, экономике и человеческом потенциале. Также добавлены темы об экономических отношениях с зарубежной Азией.

Максим КОСТЕНКО, и. о. директора Института стратегии развития образования, кандидат социологических наук

Уважаемые коллеги! Любые перемены, даже позитивные, поначалу могут вызывать стресс. Именно поэтому для методической поддержки всех учителей и региональных образовательных систем предусмотрены материалы от Института стратегии развития образования на портале «Единое содержание общего образования». Здесь вы легко найдете нормативные документы, интерактивные учебно-методические материалы, онлайн-конструкторы, виртуальные лаборатории и контакты горячей линии в случае необходимости.

Новые возможности в конструкторе рабочих программ предлагают дополнительные материалы для уроков и методические пособия. Раздел методических материалов включает методические письма по всем учебным предметам. Институт всегда открыт для сотрудничества. Вместе мы сможем преодолеть любые трудности и сделать начало нового этапа максимально комфортным!

От имени Института стратегии развития образования и от себя лично поздравляю вас с началом нового учебного года! Желаю вам вдохновения, неиссякаемой энергии и любо­знательных учеников. Пусть каждый ваш урок будет маленьким открытием как для вас, так и для ваших подопечных. Пусть этот год будет наполнен новыми идеями, творческими проектами и интересными событиями. Пусть он принесет вам удовлетворение от вашей работы и радость от общения с учениками!

Справка

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение (ФГБНУ) «Институт стратегии развития образования» является одним из старейших научных учреждений страны в области педагогики. Он ведет свое начало с 1923 года.

В декрете Совета народных комиссаров от 15 октября 1923 года №23 в списке сети учреждений Народного комиссариата просвещения РСФСР среди семи научных учреждений назван Научно-педагогический институт методов школьной работы. Руководство институтом в те годы осуществляла научно-педагогическая секция ГУСа (Государственного ученого совета), которую возглавляла Н.К.Крупская. В 1930‑е годы институт был преобразован в ГосНИИ школ.

Первым директором института был профессор В.Н.Шульгин, его заместителем – профессор М.В.Крупенина. Далее за годы работы института до 2014 года директорами института были Б.В.Всесвятский, В.Н.Марков, П.И.Попов, М.А.Мельников, А.И.Соловьев, С.Г.Шаповаленко, А.М.Ар­сеньев, М.П.Кашин, В.М.Монахов, В.С.Лед­нев, В.А.Поляков, Ю.И.Дик, М.В.Рыжаков.

В 1944 году на базе ГосНИИ школ были образованы два института, вошедшие в состав Академии педагогических наук РСФСР: НИИ теории и истории педагогики (впоследствии – Институт стратегии и теории образования РАО) и НИИ методов обучения (далее – Институт содержания и методов обучения РАО), которые и составили основу созданного из пяти научных учреждений РО в 2014 году Института стратегии развития образования РАО. История института будет неполной, если не сказать о втором значимом и известном институте, вошедшем в его состав после реорганизации РАО в 2014 году.

Научно-исследовательский институт теории и истории педагогики был создан на основании постановления Совета народных комиссаров РСФСР от 14 февраля 1944 года №138 и Устава Академии педагогических наук РСФСР в когорте первых научно-исследовательских учреждений АПН РСФСР, а с 1968 года стал одним из ведущих институтов АПН СССР.

Произошедшее в 2014 году объединение пяти институтов под учредительством Министерства образования и науки Российской Федерации открыло новую страницу в научной жизни института, что позволило ему стать ведущей научной организацией в сфере содержания общего образования и методического обеспечения, их непрерывного обновления с учетом современных достижений науки, технологий в соответствии с задачей формирования и развития единого образовательного пространства.

В числе основных целей ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» – организация и проведение исследований, научное и методическое обеспечение российской системы образования, удовлетворение потребностей общества и государства в сфере науки и образования. Институт активно работает над получением нового педагогического знания, анализирует мировые тенденции, обновляет содержание образования и разрабатывает дидактику XXI века.

Миссия Института стратегии развития образования – способствовать формированию интеллектуального, творческого и культурного потенциала общества, предоставляя доступ к лучшим образовательным ресурсам и передовым педагогическим технологиям.

Кадровый состав института сегодня – это ведущие ученые страны в сфере образования, педагоги-наставники, основатели научных школ, методологи и инноваторы. В институте работают 4 академика, 5 членов-корреспондентов РАО, 30 докторов и 60 кандидатов наук, благодаря чему он входит в число крупнейших и наиболее авторитетных научных учреждений в сфере образования.

Институт стратегии развития образования стал разработчиком материалов для крупного всероссийского социально значимого проекта Минпросвещения РФ – цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном». Главная цель этих занятий – развитие ценностного отношения школьников к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре, формирование гражданской идентичности, воспитание в духе патриотизма. Классные руководители и ученики ведут диалог о семейных традициях, государственных символах, современной науке. На занятиях школьники и студенты колледжей обращаются к истории и традициям нашей страны, к знаниям о природе и человеке, нашей литературе и языкознанию. Проект охватывает все образовательные организации общего и среднего профессионального образования, в нем участвуют около 20 млн обучающихся и педагогов.

Максим КОСТЕНКО, и. о. директора Института стратегии развития образования, кандидат социологических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте