В новом учебном году в российских школах произойдет несколько важных изменений: в учебной программе появятся два новых предмета – «Труд (технология)» для учеников с 1‑го по 9‑й класс и «Основы безопасности и защиты Родины» для учеников с 8‑го по 11‑й класс. При этом предмет «Труд (технология)» основан на программе по технологии, а «Основы безопасности и защиты Родины» – на программе по основам безопасности жизнедеятельности. Кроме того, будут внесены корректировки в программы по литературе для учеников с 5‑го по 11‑й класс и по географии для учеников 10‑11‑х классов. Давайте подробнее рассмотрим эти изменения.
Новый предмет в школе: «Основы безопасности и защиты Родины»
С 1 сентября 2024 года в российских школах появится новый предмет «Основы безопасности и защиты Родины». Он разработан так, чтобы учитель мог последовательно обучать школьников правилам поведения в различных опасных ситуациях – от бытовых до критических.
Программа предмета включает 11 модулей:
- «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»;
- «Военная подготовка и основы военных знаний»;
- «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
- «Безопасность в быту»;
- «Безопасность на транспорте»;
- «Безопасность в общественных местах»;
- «Безопасность в природной среде»;
- «Основы медицинских знаний и первая помощь»;
- «Безопасность в социуме»;
- «Безопасность в информационном пространстве»;
- «Противодействие экстремизму и терроризму».
Как видите, учебный материал охватывает различные сферы рисков, включая бытовые и природные условия, общественные места, коммуникации, здоровье, социальное взаимодействие и др.
Рекомендованное количество часов на изучение ОБЗР в 8‑11‑х классах – 68 часов в год. Конкретное содержание модулей может быть адаптировано под региональные особенности. Кроме того, программа может вводиться в 5‑7‑х классах на основе одного часа в неделю.
Сейчас Государственный университет просвещения предлагает программы переподготовки и повышения квалификации для учителей, которые будут реализовывать программу «Основы безопасности и защиты Родины» с 1 сентября 2024 года. Также происходит обновление методов обучения в соответствии с современными требованиями к школьному образованию.
Для освоения практических частей программы школы могут использовать возможности обучающих центров военно-патриотического воспитания и других образовательных организаций через сетевое взаимодействие.
Новый предмет в школе: «Труд (технология)»
С 1 сентября 2024 года вступит в силу приказ о внесении поправок в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Предмет «Труд (технология)» получит новые название и статус – станет частью программы непосредственного применения. Основная цель обновленного предмета – воспитать учащихся как трудолюбивых и мотивированных людей, способных к самореализации в социально значимых областях.
Труд (технология) имеет модульную структуру и состоит из пяти обязательных модулей. В нее можно добавлять вариативные составляющие, которые вводятся по запросу участников учебного процесса или региона и предприятий реального сектора экономики. Каждый модуль предмета предусматривает изучение темы «Мир профессий», что поможет школьникам узнать о разнообразии профессий, связанных с изучаемым материалом.
Обновленное содержание предмета включает как традиционные технологии, так и современные, цифровые. Акцент делается на формировании инженерных компетенций и осознанном выборе профессии.
Новые модули связаны с такими темами, как беспилотники, 3D-моделирование, робототехника. При этом федеральная рабочая программа сохраняет элементы традиционных уроков, например обработку материалов, ткани и пищевых продуктов. Школьники изучат создание своего продукта, освоят трудовые операции с различными материалами, изготовят предметы как для себя, так и для других людей, используя ручные и электрические инструменты. Они также изучат приготовление простых блюд и значимость здорового питания. Однако традиционные ручные навыки будут дополнены более сложными задачами, связанными с изучением техники и технологий, актуальных для современного общества.
Учащиеся ознакомятся с созданием моделей роботов, узнают обязанности инженера-робототехника, проектировщика «умного дома» и другие аспекты, связанные с робототехникой и инженерией.
Подводя итог, можно сказать, что учебный предмет «Труд (технология)» представляет собой сочетание новых и привычных элементов. Он оставляет часть программы по технологии и добавляет темы, способствующие развитию творческих способностей, мышления и поиску профессионального пути.
Изменения в школьных программах по литературе и географии
С 1 сентября 2024 года вступят в силу корректировки в учебных программах по литературе и географии. Эти изменения направлены на улучшение представления учебного материала, уменьшение перегрузки программы, в них учтены интересы и способности современных школьников.
Так, в программе по литературе были сокращены некоторые списки тем по современной литературе без ущерба для содержания. При этом сохранены все основные темы, но оптимизирован учебный материал. Это поможет как учащимся, так и учителям.
В программе по географии обновлены разделы о роли России в мировой политике, экономике и человеческом потенциале. Также добавлены темы об экономических отношениях с зарубежной Азией.
Уважаемые коллеги! Любые перемены, даже позитивные, поначалу могут вызывать стресс. Именно поэтому для методической поддержки всех учителей и региональных образовательных систем предусмотрены материалы от Института стратегии развития образования на портале «Единое содержание общего образования». Здесь вы легко найдете нормативные документы, интерактивные учебно-методические материалы, онлайн-конструкторы, виртуальные лаборатории и контакты горячей линии в случае необходимости.
Новые возможности в конструкторе рабочих программ предлагают дополнительные материалы для уроков и методические пособия. Раздел методических материалов включает методические письма по всем учебным предметам. Институт всегда открыт для сотрудничества. Вместе мы сможем преодолеть любые трудности и сделать начало нового этапа максимально комфортным!
От имени Института стратегии развития образования и от себя лично поздравляю вас с началом нового учебного года! Желаю вам вдохновения, неиссякаемой энергии и любознательных учеников. Пусть каждый ваш урок будет маленьким открытием как для вас, так и для ваших подопечных. Пусть этот год будет наполнен новыми идеями, творческими проектами и интересными событиями. Пусть он принесет вам удовлетворение от вашей работы и радость от общения с учениками!
Справка
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение (ФГБНУ) «Институт стратегии развития образования» является одним из старейших научных учреждений страны в области педагогики. Он ведет свое начало с 1923 года.
В декрете Совета народных комиссаров от 15 октября 1923 года №23 в списке сети учреждений Народного комиссариата просвещения РСФСР среди семи научных учреждений назван Научно-педагогический институт методов школьной работы. Руководство институтом в те годы осуществляла научно-педагогическая секция ГУСа (Государственного ученого совета), которую возглавляла Н.К.Крупская. В 1930‑е годы институт был преобразован в ГосНИИ школ.
Первым директором института был профессор В.Н.Шульгин, его заместителем – профессор М.В.Крупенина. Далее за годы работы института до 2014 года директорами института были Б.В.Всесвятский, В.Н.Марков, П.И.Попов, М.А.Мельников, А.И.Соловьев, С.Г.Шаповаленко, А.М.Арсеньев, М.П.Кашин, В.М.Монахов, В.С.Леднев, В.А.Поляков, Ю.И.Дик, М.В.Рыжаков.
В 1944 году на базе ГосНИИ школ были образованы два института, вошедшие в состав Академии педагогических наук РСФСР: НИИ теории и истории педагогики (впоследствии – Институт стратегии и теории образования РАО) и НИИ методов обучения (далее – Институт содержания и методов обучения РАО), которые и составили основу созданного из пяти научных учреждений РО в 2014 году Института стратегии развития образования РАО. История института будет неполной, если не сказать о втором значимом и известном институте, вошедшем в его состав после реорганизации РАО в 2014 году.
Научно-исследовательский институт теории и истории педагогики был создан на основании постановления Совета народных комиссаров РСФСР от 14 февраля 1944 года №138 и Устава Академии педагогических наук РСФСР в когорте первых научно-исследовательских учреждений АПН РСФСР, а с 1968 года стал одним из ведущих институтов АПН СССР.
Произошедшее в 2014 году объединение пяти институтов под учредительством Министерства образования и науки Российской Федерации открыло новую страницу в научной жизни института, что позволило ему стать ведущей научной организацией в сфере содержания общего образования и методического обеспечения, их непрерывного обновления с учетом современных достижений науки, технологий в соответствии с задачей формирования и развития единого образовательного пространства.
В числе основных целей ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» – организация и проведение исследований, научное и методическое обеспечение российской системы образования, удовлетворение потребностей общества и государства в сфере науки и образования. Институт активно работает над получением нового педагогического знания, анализирует мировые тенденции, обновляет содержание образования и разрабатывает дидактику XXI века.
Миссия Института стратегии развития образования – способствовать формированию интеллектуального, творческого и культурного потенциала общества, предоставляя доступ к лучшим образовательным ресурсам и передовым педагогическим технологиям.
Кадровый состав института сегодня – это ведущие ученые страны в сфере образования, педагоги-наставники, основатели научных школ, методологи и инноваторы. В институте работают 4 академика, 5 членов-корреспондентов РАО, 30 докторов и 60 кандидатов наук, благодаря чему он входит в число крупнейших и наиболее авторитетных научных учреждений в сфере образования.
Институт стратегии развития образования стал разработчиком материалов для крупного всероссийского социально значимого проекта Минпросвещения РФ – цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном». Главная цель этих занятий – развитие ценностного отношения школьников к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре, формирование гражданской идентичности, воспитание в духе патриотизма. Классные руководители и ученики ведут диалог о семейных традициях, государственных символах, современной науке. На занятиях школьники и студенты колледжей обращаются к истории и традициям нашей страны, к знаниям о природе и человеке, нашей литературе и языкознанию. Проект охватывает все образовательные организации общего и среднего профессионального образования, в нем участвуют около 20 млн обучающихся и педагогов.
Максим КОСТЕНКО, и. о. директора Института стратегии развития образования, кандидат социологических наук
Комментарии