search
main
0

Новый стандарт: творчество и поиск. Жизнь первоклассников меняется

С первого сентября наступившего учебного года первоклассники России учатся по федеральным государственным стандартам нового поколения. Орловская область не стала исключением – более семи тысяч первоклассников начали свою школьную жизнь в условиях новых ФГОС. Как происходил переход, что в этих условиях требуется от региона и как теперь живется школам? Об этом мы попросили рассказать Галину КАЗНАЧЕЕВУ, руководителя Департамента образования, культуры и спорта Орловской области.

– Для позитивной организации работы по внедрению новых ФГОС, – говорит Галина Анатольевна, – в нашей области еще задолго до первого сентября этого года был создан региональный координационный совет по внедрению и реализации стандартов нового поколения. Так как сам проект масштабен – для реализации перехода из областного бюджета дополнительно потребовалось около 22 миллионов рублей, – подготовительная работа была начата заранее. Мы использовали очень интересный и в чем-то даже уникальный опыт работы нескольких образовательных учреждений, которым предстояло разобраться в идеологии, научной основе ФГОС НОО, изучить имеющиеся многочисленные практики с целью последующего создания рекомендаций для всех школ области. Дополнительно нужно было разработать и методическое сопровождение введения стандартов. Была создана экспериментальная группа из 22 педагогов и выбраны восемь школ, причем каждая из них проводила исследование по одному из направлений, составляющих основную образовательную программу. Так, школа №13 города Орла разрабатывала направление «Коррекционно-развивающее обучение в условиях введения ФГОС», школа №17 – «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся начальной школы», а 39-я гимназия работала над «Духовно-нравственным развитием и воспитанием на ступени образования в формате ФГОС нового поколения». Разумеется, не только областной центр участвовал в эксперименте. Гимназия города Ливны осваивала направление «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе», а ливенская школа №4 – «Организацию внеурочной деятельности учащихся в свете требований ФГОС», гимназия города Мценска разрабатывала новые подходы к оценке планируемых результатов и формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, а мценская школа №7 работала над формированием универсальных учебных действий. Среди сельских школ была выбрана Богодуховская средняя общеобразовательная школа Свердловского района с направлением «Формирование учебного плана в условиях сельской школы». В течение года в этих образовательных учреждениях проводились семинары для учителей и действовали стажерские площадки для руководителей и педагогов. Наработанные практические материалы очень пригодились школам области в проектировании основных образовательных программ и при подготовке информационно-методического сопровождения (видеоматериалы, брошюры) к курсам учителей первых классов. Также была создана группа учителей-практиков для проведения занятий, собран материал к научно-практической конференции, были подготовлены рекомендации к региональному базисному учебному плану и рекомендации по введению ФГОС, а инструктивно-методический материал «О содержании образования в Орловской области» подготовлен на электронных носителях. – Галина Анатольевна, как известно, новые стандарты предполагают не только урочную, но и внеурочную деятельность младших школьников. Это означает загруженность школ после обеда и постоянное взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей. Как решаются эти вопросы? – Действительно, в соответствии с требованиями нового стандарта теперь ребенку в начальной школе должны привить две группы умений. Во-первых, навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа, интерпретации информации, другими словами, научить ребенка учиться самому. И во-вторых, сформировать у детей мотивацию к обучению, помочь им в самоорганизации и саморазвитии. Знания, полученные в школе, не должны быть мертвым, неиспользуемым грузом. На решение этих задач направлена также и внеурочная деятельность детей. Мы предлагаем школам шесть основных направлений, регламентированных Министерством образования и науки РФ: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое направления, общественно полезную и проектную деятельность. Дополнительная внеурочная нагрузка не должна превышать 10 часов в неделю. Каждая школа может выбрать два, три и более курсов развития внеурочной деятельности. Главное – ребенок не должен целый день сидеть за партой, ему должно быть интересно в школе, и одновременно надо избегать перегрузки, особенно если у него уже есть свои дополнительные занятия, например, в музыкальной или спортивной школе. При этом важно учитывать мнение родителей, уметь с ними вступать в диалог, рассматривать индивидуально занятость каждого ребенка. Что касается загруженности школьных помещений, наши педагоги и раньше проводили кружковую работу, организовывали студии, секции, ансамбли и так далее. Думаю, и на этот раз места всем хватит, ведь на самом деле многое зависит от личности учителя и его заинтересованности. А мы со своей стороны стараемся материально простимулировать эту заинтересованность. – Вы имеете в виду сентябрьское повышение заработной платы? – В том числе и это. По итогам первой половины 2011 года средняя зарплата педагогов в области составляла 10697 рублей, а с 1 сентября она будет доведена до средней по экономике региона. Молодые учителя со стажем работы до трех лет получат дополнительную надбавку к заработной плате в размере 20%, на что из областного бюджета дополнительно выделено более 80 миллионов рублей. Правительство Орловской области прилагает все возможные усилия для поддержки учительства – у нас нет задолженности по заработной плате, своевременно выделяются средства на книгоиздательскую продукцию, сохранена 25-процентная надбавка за работу в сельской местности, а учителя, подготовившие победителей предметных олимпиад, дополнительно получают 15%. С 1 июля 2011 года муниципальные учреждения дошкольного образования тоже переведены на новую систему оплаты труда, что позволит увеличить заработную плату на 30%. Для этого из областного бюджета выделено 96 миллионов рублей. А с 1 сентября на НСОТ переходят и областные учреждения образования, для чего в бюджете предусмотрено дополнительно 74 миллиона рублей. Сегодня одна из задач всех органов власти не допустить снижения престижа педагогического труда. В нашей области стимулирование развития учительского потенциала проводится по нескольким направлениям: новая система аттестации учителей, обновление системы повышения квалификации педагогических кадров, дальнейшее развитие конкурсного движения, активизация авторства в педагогической среде, формирование общественных организаций, обеспечивающих взаимодействие работников системы образования с социумом. С 1 марта 2010 года наряду с традиционной системой повышения квалификации педагогических и руководящих работников введена накопительная система повышения квалификации, при которой педагог сам выбирает время обучения, объем и содержание изучаемых блоков. В школах Орловской области трудятся около 18 тысяч педагогических работников, а всего в системе образования – 28 тысяч. Есть среди них лидеры, 5 учителей из 63 претендентов вошли в «золотую» тысячу России этого года, и каждый получит из федерального бюджета 200 тысяч рублей. Лауреатами премии губернатора Орловской области стали 30 педагогов, на их поощрение из облбюджета выделено полтора миллиона рублей. Победителями областных конкурсов «Учитель года» и «Воспитатель года» в 2011 году стали учитель начальных классов лицея №1 города Орла Ирина Валерьевна Шульц и воспитатель детского сада №8 Галина Исламовна Манухина. Год назад правительство Орловской области утвердило долгосрочную областную целевую программу «Развитие образования в Орловской области на 2011-2015 годы». Ее главные ориентиры – это развитие человеческого потенциала, реализация социальных прав и гарантий граждан, а основные принципы – открытость образования к внешним запросам и применение новых управленческих инструментов, позволяющих региональной системе образования гибко реагировать на внешний заказ. Основными направлениями развития системы образования области стали введение нормативного подушевого финансирования, новая система оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, совершенствование региональной системы оценки качества образования, создание оптимальных условий для получения качественного образования, поддержка талантливых детей и молодежи, расширение общественного участия в управлении образовательными системами, совершенствование кадрового потенциала и развитие сети общеобразовательных учреждений. Кстати, 1 сентября распахнули свои двери новые здания средней школы №10 города Орла и Спасско-Лутовиновской школы Мценского района, а после капитального ремонта открылась малоархангельская средняя школа №2. Мнения Любовь СЕЛИЩЕВА, директор гимназии города Ливны: – Второклассники, которые в экспериментальном порядке уже отработали год по новым стандартам, научились формулировать учебную задачу, выстраивать план самостоятельной деятельности и в конце урока уже могут оценить свои результаты. Как внеурочную деятельность мы предлагаем им шахматы, танцы, театральный кружок, психологические курсы. Родители приходят в гимназию в дни открытых дверей, чтобы посмотреть, чем занимаются их дети. Пока еще никто из них не отказался от внеурочной деятельности, предложенной для ребят. Валентина ИЛЮНИНА, директор гимназии города Мценска: – В нашей гимназии серьезную помощь детям в выборе того или иного вида внеурочной деятельности оказывает психологическая служба. Честно говоря, вначале у наших родителей были сомнения относительно введения новых стандартов. Пап и мам беспокоило, не будут ли их дети перегружены внеурочными занятиями. Но нам удалось урегулировать этот вопрос. Мы разрабатывали расписание, учитывая жизненный график детей, особенности каждого ребенка. Например, четко придерживались правила, что организация внеурочной деятельности должна осуществляться после часового или даже более длительного перерыва. Одновременно ребенок может посещать и группу продленного дня. Статфакт В Орловской области: 190 муниципальных дошкольных образовательных учреждений; 14 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста и дошкольные группы в 136 общеобразовательных учреждениях;428 дневных общеобразовательных школ; 19 учреждений коррекционно-реабилитационной направленности; 85 учреждений дополнительного образования детей, в том числе 8 детских загородных оздоровительно-образовательных (профильных) центров;16 учреждений начального профессионального образования;17 учреждений среднего профессионального образования;8 вузов. Комментарий Галина ЛАБЕЙКИНА, директор Института усовершенствования учителей Орловской области: – В этом году мы продолжаем работать со всеми категориями педагогов, но приоритетным считаем работу с учителями начальных классов. Мы стремимся показать учителю, что новый стандарт – это развитие, продолжение того, что было накоплено годами самим педагогом. Важно по-новому использовать все то, что он знает и умеет. В то же время мы объясняем, что роль учителя на уроке кардинально меняется, так как теперь он работает для ученика, но вместе с ним. Учитель направляет ребенка, с ним анализирует и подводит его к решению, самостоятельному выводу. Все учителя первых классов, приступившие к работе 1 сентября 2011 года, прошли курсы повышения квалификации по образовательной программе владения новыми стандартами, получили новые знания, теперь каждому из них предстоит большая самостоятельная работа. Но рядом с ним, как всегда, будет методист. Орловская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте