Сегодня в «Директорском клубе» дискуссия на тему «Новый порядок аттестации учителей: что в предложенном Минобрнауки России проекте устраивает руководителей учебных заведений, а что вызывает возражения». С тех пор как проект был размещен на сайте министерства (http://www.mon.gov.ru), мы не раз обращались к этой теме, публикуя мнения наших читателей. Подробный анализ документа провела наш обозреватель Виктория Молодцова в своей статье «Базовая, первая, высшая» («УГ» №46 от 11 ноября 2008 года). Участники сегодняшней дискуссии отметили по крайней мере семь проблемных моментов, которыми, на их взгляд, грешит предлагаемый министерством проект. Надеемся, что разработчики проекта учтут мнение наших читателей.
Антонина КУРАСОВА, директор лицея №1, Брянск:
Смущает один абзац
Когда я впервые прочла статью о проекте нового порядка аттестации в «Учительской газете» (№46 от 11.11.2008 г.) и перечитывала ее потом, каждый раз меня смущало одно и то же, а именно абзац, где предлагается при аттестации на первую и высшую квалификационные категории в первую очередь учитывать применение или распространение инновационных методик. Являясь директором учебного заведения, которое давно и широко использует инновации, никак не могу возражать против этого пункта, но на первое место среди критериев оценки деятельности учителя я бы все-таки поставила не инновационную деятельность, а результативность работы учителя. Ведь результативность лежит сейчас в основе концепции нашего образования, и для ее оценки уже созданы измерители, например ЕГЭ.
Бывает, что при применении инновационных методов преподаватель не получает должных результатов своей методики. Выходит, он создает новые технологии ради самих инноваций? Думается, вынося на первое место критерий инновационности, проект сужает диапазон оценок.
Все остальные положения проекта я одобряю, в том числе и предложение об аннулировании категорий за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Думаю, что это не даст педагогам и руководителям застаиваться. Нужно только разработать детально порядок и обоснования аннулирования и нормативно их закрепить.
Особенно я хотела бы обратить внимание на идею стимулирования повышения квалификации. Очень рада, что этому придается большое значение.
Лариса ПЕТРИКОВА, директор Гимназии города Остров, Псковская область:
Почему так категорично?
Сейчас в школах идет период практики. Первый вопрос, который я задаю, как директор, пришедшему ко мне на практику студенту педвуза: «Какие планы на будущее – в школу пойдете?» Часто получаю ответ: «Категорически нет!» Спрашиваю, почему так категорично, и слышу о низкой зарплате. Если даже не акцентировать внимание на материальной стороне вопроса, присвоение молодому специалисту категории на меньший срок, чем учителям со стажем, как мне кажется, ущемляет его права, создает неравенство. Это противоречит задаче привлечь в образовательные учреждения молодых педагогов, которых, я уверена, во многих российских школах катастрофически не хватает. Пусть не на пять лет ему нужно присваивать категорию, как всем остальным, но хотя бы на три года!
С тем, что первую категорию предлагается присваивать педагогам, активно применяющим инновационные методики, а высшую – за применение и распространение таких методик, я абсолютно согласна. Мы в своей гимназии каждый год проводим научно-практическую конференцию педагогов. И основной целью этого мероприятия ставим в первую очередь именно распространение педагогического опыта. Ведь многие учителя владеют такими универсальными технологиями, используют такие результативные приемы и методы, которыми непременно нужно делиться с коллегами! Будет большой потерей, если уйдет первоклассный учитель на пенсию и секреты его мастерства уйдут вместе с ним… Каким образом педагогам передавать свой опыт? Для этого так много возможностей: общешкольные, районные, областные научно-практические конференции, конкурсы, смотры. Преподаватель, который претендует на высшую квалификационную категорию, должен не только сам владеть интересной методикой, но и других научить.
Есть сомнение по поводу того, что в проекте каждому региону предлагается устанавливать свою форму прохождения аттестации. Мне кажется, что во избежание ошибок за основу все-таки должны браться некие общепринятые базовые формы и стандарты.
А в целом новый порядок аттестации нужен. Прежний давно устарел. Мы ограничивались тем, что у нас учителя писали доклады, на основе которых проходили аттестацию. Современный педагог должен расти, повышать свой интеллектуальный уровень.
К сведению
Согласно Комплексному плану формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009-2012 годы и на плановый период до 2020 года порядок аттестации педагогических работников должен быть утвержден приказом Минобрнауки России в
I квартале 2010 года, а в субъектах РФ будут приняты соответствующие нормативные акты. Его внедрение планируется начать с I квартала 2012 года с тем, чтобы уже к 2014 году все педагоги прошли аттестацию по новым правилам.
Комментарии