Инновационный проект «Дидактическая многомерная технология и дидактический дизайн в профессионально-педагогическом образовании» охватывает всю вертикаль образования и включает дошкольные, общеобразовательные, профессиональные учебные заведения, систему повышения квалификации. В его реализацию вовлечено 350 образовательных учреждений, более 1,5 тысячи учителей и преподавателей. Проект предусматривает переосмысление средств и процесса обучения, так как использование дидактических средств моделирования знаний обеспечивает улучшение проектировочных умений, формирование основ действий и образов учебной деятельности.
Область применения логико-смысловых моделей – традиционные и новые технологии обучения, педагогическое проектирование и инновационная деятельность, научные исследования и разработки. Опытно-экспериментальная работа подтвердила универсальный характер технологии и ее применимость в интеграции с традиционными педагогическими методиками обучения.
Ее идея проста: учебный материал отображается с помощью визуальных образно-понятийных графических конструкций, которые выполняют ряд разнообразных дидактических функций: опорного сигнала, ориентировочной основы действий, шпаргалки и т. д.
Они активизируют у учащегося визуальное восприятие информации. Для того чтобы педагогам и обучающимся были удобны новые дидактические инструменты, им придана природосообразная радиально-круговая структура. Она не только аккумулирует важные операции анализа и синтеза знаний, но и реализует три важнейших принципа когнитивного представления знаний: структурирование знаний, связывание элементов знаний и свертывание обозначения элементов знаний.
Инструмент дидактической многомерной технологии – логико-смысловые модели (ЛСМ) – направлен на:
– эффективное структурированное представление учебных материалов;
– повышение технологической компетенции;
– логическое обобщение учебного материала;
– преодоление противоречий между возрастающими требованиями к эффективности технологий обучения и недостаточным уровнем оснащенности учителя и ученика дидактическими инструментами;
– совершенствование основных видов деятельности учителя и познавательной деятельности учащегося на многомерной инструментальной основе;
– обновление содержания и технологии обучения в образовательном учреждении.
Располагаемый на графических каркасах набор ключевых понятий по изучаемой теме образует связную систему, эффективно воспринимаемую и фиксируемую мышлением. В процессе построения такой системы педагогу или учащемуся необходимо выполнить следующие логические операции «выводной технологии»: разделение темы на «круг вопросов», расстановка «вопросов» в определенном порядке, выделение узловых элементов содержания («узелков на память»), расстановка «узелков» вдоль координат по определенному основанию или экспертным путем, свертывание обозначений «узелков» и координат до одного-двух ключевых слов, смысловое связывание «узелков».
Данный проект прошел экспертизу Уральского отделения Российской академии образования.
В настоящее время ведется работа по открытию федеральной сетевой кластерной площадки по внедрению образовательных моделей проектно-поискового, культурологического, информационно-технологического и других типов на основе ИКТ и дидактического дизайна на базе средних общеобразовательных школ №№52, 58, 68 Уфы. На Всероссийском форуме «Образовательная среда-2009» за данный инновационный проект они были удостоены золотой медали ВВЦ и диплома Федерального агентства по образованию с формулировкой «За разработку и демонстрацию проектов, направленных на модернизацию российского образования».
Проект осуществляется при информационной поддержке Педагогического журнала Башкортостана (научно-практическое издание Ассоциации «Башкирский педагогический государственный университетский комплекс»).
Валерий ШТЕЙНБЕРГ, доктор педагогических наук, профессор БГПУ им. М.Акмуллы
Комментарии