С прискорбием вынужден констатировать: время экологии прошло. Это тогда, в конце прошлого века, мы действительно ощущали, насколько необходимы каждому человеку природоохранные знания, понимали, как важно преподать детям основы экологической культуры и знаний об окружающей среде как нашем доме. Теперь мода другая – экономическая. Потому и отношение к экологии сложилось соответствующее – оскорбительно-пренебрежительное.
Вот уже свыше четверти века я преподаю географию и природопользование в школе и свыше десяти лет полевую практику по ботанике – сначала в пединституте, потом в университете. Оба вуза как раз и готовят учителей географии, биологии и экологии, так что я являюсь и “учителем учителей”.
Вроде и успехи налицо: свыше 60 статей в местной печати и научных сборниках опубликовали мои ученики (еще будучи школьниками!) и самостоятельно, и вместе со мной. Каждый год – дипломы конкурсов юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, от районных до всероссийских. Есть и призеры олимпиад. Сейчас в вузах Нижнего Новгорода на географических и экологических специальностях обучаются 19 моих учеников. А другие уже стали аспирантами и преподавателями высшей и средней школы.
Ведущая цель моего преподавания – воспитать молодых людей, которые были бы так же увлечены географией и экологией, как и я, и вместе со мной занимались бы географическими и экологическими исследованиями, – достигнута!
Но вот парадокс: чем больше мои успехи, чем шире признание моих заслуг преподавателями вузов, чем больше удовлетворения приносит мне работа в школе, тем больший страх за свое будущее охватывает меня, тем больше препятствий для себя и своих учеников я вижу. И самое страшное: со всех сторон я ощущаю сочувствие, но никакой помощи!
Иногда я кажусь сам себе вместе с учениками каким-то новоявленным Лаокооном. Помните такую скульптурную группу? Лаокоон нечеловеческими усилиями раздвигает кольца исполинских змей, а рядом два его сына, опутанные ими, с мольбой смотрят на отца. И никто не идет на помощь!
Что же это за могущественные силы, опутывающие и меня, и моих учеников?
Самая могущественная из них та, действий которой я со страхом ожидаю в начале каждого нового календарного года, когда в журнале “Вестник образования” начинают публиковать Положение о порядке выпускных экзаменов за 9-й и 11-й классы. До сих пор предусматривались четыре формы сдачи выпускных экзаменов: ответ по билетам, собеседование, тестирование и защита реферата. Представление учащимися оригинальных исследовательских работ попросту не предусмотрено, поэтому они проходят, так сказать, нелегально, под вывеской реферата.
Хотя реферат и оригинальная исследовательская работа – совершенно разные вещи! В первом случае школьники демонстрируют способность накопить и воспроизвести уже готовые знания, во втором – умение добывать новые знания. Нечего и говорить, что действенное экологическое образование, воспитание экологического мышления детей должно быть основано прежде всего на их способности к поиску, к исследованию природы, а не только на заучивании готовых знаний.
Пользуясь буквальным истолкованием положений, можно “перекрыть кислород” любому творчески работающему учителю и любому творчески настроенному школьнику.
А с введением единого экзамена тестового характера исследовательская работа учащихся в области географии и экологии будет зарублена на корню, сведется на уровень кружковой работы 50-60-х гг. прошлого века. Я сам был в таком кружке и до сих пор помню чувство раздвоенности, когда успехи в научном поиске никак не коррелировали со школьными и выпускными оценками.
Далее. Одно из непреложных требований к преподаванию географии, как, впрочем, и экологии, и природопользования, – систематическая опора на местный материал с 6-го по 11-й класс включительно. Это есть не что иное, как отражение одного из принципов современной географии и экологии – принципа единства мира, находящего свое выражение в том, что всякое глобальное явление отражается на национальном, региональном и локальном уровнях. Несоблюдение этого принципа ведет к тому, что в сознании школьников то, что происходит на их “малой родине”, либо не имеет никакого отношения к тому, что происходит в стране и мире, либо местная география обнаруживает меньшую привлекательность по сравнению, скажем, с географией Африки, Америки и т.п.
Для меня, как для любого исследователя природы родного края, принцип единства мира является тривиальным. Поэтому я и в 7-м классе (курс географии материков и океанов), и в 10-м классе (курс социальной и экономической географии мира) обязательно ввожу и российский, и местный, нижегородский, материал – даже материал ближних окрестностей школы!
Но опять же, повторяю, это является следствием усвоения мною не готовых знаний из книг и научных журналов, а своего собственного исследовательского опыта.
А откуда такой опыт у учителей? Ведь исследование предполагает возможность публикаций результатов хоть в местной печати. Учителя в районах нашей области еще могут рассчитывать на местные газеты, публикующие материалы по географическому и экологическому краеведению, а как быть учителям городских школ?
О том, во что превратились наши городские газеты, лучше не говорить. Если они и публикуют экологический материал, то типа воплей, что-де природа в городе гибнет и вообще Нижний Новгород – антиэкологический монстр.
Неудивительно, что в сознание не только школьников, но и учителей внедряется мысль, что исследование природы города – это исследование загрязнений и гибели живого. Занимаясь подобного рода “экологией”, и учитель, и дети не только не приобретают знаний о флоре, фауне, геологии и т.д. родного города, но и перестают испытывать в этом потребность! Как следствие – громадное большинство наших педагогов – дилетанты в географии и экологии. А отсюда и то, что и наши педагоги, и руководители школ все чаще, как утопающий за соломинку, хватаются за инструкции, готовые методические разработки и т.д. и т.п. Им уже не до воспитания творчески настроенных учеников, им лишь бы выполнить требования программ и администрации.
И если бы только учителя нигилистически относились к географическому и ботаническому изучению города! Руководство Ботанического сада, который предлагают сделать базой для экологической работы со школьниками в летнее время, нисколько не волнует судьба уникального гербария городской флоры, судьба редких аборигенных растений, произрастающих на территории Ботанического сада. Представляю, какое “экологическое воспитание” дадут здесь школьникам!
Между тем исследование флоры, геологии, геоморфологии Нижнего Новгорода приносит приятные сюрпризы весьма часто. Например, в последние два года я вместе со своими учениками из школы N134 Приокского района сделал находки, весьма высоко оцененные специалистами: можжевельник в липняке, карстовые и суффозионные воронки, мощные обнажения лессовидных суглинков, погребенные почвы – и все это в окрестностях школы!
…Что и говорить, ведущие наши ученые-педагоги, экологи и географы НГПУ, другие специалисты имеют прекрасные разработки в области экологического образования. Но наше экологическое просвещение формируют силы гораздо более значительные: недальновидные или, наоборот, не в ту сторону продуманные действия руководителей нашего просвещения; средства массовой информации, дилетантизм учителей. Я уже не распространяюсь об общей обстановке в мире, стране и Нижнем Новгороде, когда на первый план в жизни громадного большинства взрослого населения выступают проблемы войны и мира, социальных гарантий, борьбы с преступностью, а экологические проблемы прочно занимают одно из последних мест.
– Ну так что же делать! – воскликнет мой коллега, прочитав все это. – Такая уж наша учительская судьба: даже в неблагоприятных условиях сеять разумное, доброе, вечное!..
Да, это необходимо…
Но позвольте вернуться к тому, с чего я начал. Почему погибли Лаокоон и его сыновья? Да потому, что народ троянский только сочувствовал, ахал и охал. А если бы троянцы дружно бросились на змей, то тем бы не устоять, хоть и покрыты они были медной броней.
Илья МИНИНЗОН,
учитель географии, действительный член Русского географического общества
Нижний Новгород
Комментарии