search
main
0

Новый инструмент воздействия на человеческое общество

Как Берлинская стена была разрушена в 1989 году, так и информационная революция разрушает преграды между народами. Популярность сети “Интернет” постоянно растет. Результаты исследования министерства торговли США показали, что радио понадобилось 30 лет, чтобы достичь аудитории в 50 миллионов человек, телевидению хватило 13 лет, а Интернету потребовалось всего 4 года. Объем пересылаемых данных в сети удваивается каждые 100 дней.

Но вместе со всем положительным, что принесло в человеческое общество развитие информационных технологий, наметились и отрицательные тенденции. К ним прежде всего можно отнести такие симптомы, как распад интеллектуальной нравственности, постепенное уничтожение национальной культуры и связанных с этим традиций, дефицит непосредственного человеческого общения и т.д. Впрочем, прогресс часто становится причиной опасений. Так, греческие купцы были осуждены Сократом, когда они впервые доставили в Афины из Египта бумагу. Сократ заявил, что использование бумаги приведет к уменьшению значения личного общения, разрыву человеческих взаимоотношений и “замене общественных коммуникаций менее желательным и потенциально опасным личным общением”.

В развитии телекоммуникаций, конечно же, лидируют США, где более половины компьютерных систем сети и более трех четвертей общего информационного потока. Он стал средой общения, совместной работы и отдыха людей. Нетрудоспособные и инвалиды теперь имеют “весь мир под рукой”. Глобальная сеть отныне не менее важная инфраструктура, чем пути сообщения или электрическая сеть. Билл Гейтс, глава корпорации “Микрософт”, хорошо сравнил Интернет с “электронной нервной системой, обладающей способностью мгновенно реагировать на любые изменения в окружающем мире и анализировать ситуацию, помогая людям принимать быстрые и правильные решения”.

Любая нация, которая заботится о своем будущем, сегодня не может не помогать своим школам в приобретении компьютеров и получении доступа к Интернету. Основные инструменты информационных технологий века уже не являются роскошью для детей. Это осознанная необходимость и реальность наших дней. По словам вице-президента Соединенных Штатов Альберта Гора, “К 2000 году в США 60% всех специальностей будут включать в себя умение пользоваться информационными технологиями”. Но это умение должно закладываться до того, как человек будет искать себе работу, то есть в школах и вузах.

С возникновением Интернета, этой “сети из сетей”, на свет появилась новая, еще не исследованная серьезная проблема. “Виртуальная реальность” становится одним из инструментов информационно-политического воздействия на человеческое общество. Эта среда меняет смысл и ценность многовековых устоев и понятий. Интернет стирает не только национальные законы, но и законы государств, позволяет формировать определенные взгляды путем их навязывания по определенным правилам. Нормы нравственности трансформируются. Именно с помощью Интернета происходит несанкционированное распространение чуждой нормальному человеческому обществу информации, связанной с терроризмом, шпионажем, наркотиками, оружием, порнографией или же просто недоброкачественным товаром. Безусловно, это отрицательно действует на неокрепшую психику ребенка и пагубно влияет на формирование его мировоззрения в целом.

Давно известно, что подрастающее поколение более восприимчиво, чем взрослые люди, к различного рода новациям. Естественно, Интернет обживается подростками значительно быстрее, чем родители успевают понять и оценить суть происходящего. Поэтому необходимо создавать вокруг школы своеобразное информационное пространство, которое дало бы возможность использовать Интернет не только для учебной деятельности, но и в воспитательных целях.

Как говорил Альфред Шнитке: “Все наиболее страшные, чудовищные события в истории человечества связаны с новым. Это страшная Французская революция, Октябрьская революция, все страшное, что связано с реакцией на Октябрьскую революцию в лице фашизма и с тем, что проросло из этого. Все это наиболее страшно обнаруживается в первом воплощении. Дьявол бросается на то, что им еще не испытано. Крестовые походы, инквизиция – все это было как бы извращением правды, а не ложью. Именно к этой сфере обращен дьявол: здесь возможны инерционные шаги, ведущие в пропасть. Всякий импульс к новому всегда и творческий, и реакционный. Его нельзя просто приветствовать как принцип нового и тем самым хорошего. Новое – это и хорошее, и плохое; каким оно станет, зависит от людей, которые возьмут это новое”.

Александр КОЧЕТОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте