search
main
0

Новый год – новые темы

​Уважаемые коллеги, участники и организаторы профессионального конкурса «Учитель года Москвы-2010»!

Центр педагогических конкурсов и управления проектами МИОО приступил к составлению очередного номера альманаха, посвященного конкурсу. Его тема: «Профессиональный конкурс «Учитель года Москвы»: От инновационного опыта – к исследованию: прогностические модели образования для качества жизни столичного города».Цель каждого номера – дать анализ прошедшему периоду в истории конкурса с точки зрения педагога-конкурсанта, методиста-организатора, управленца образования разного уровня.Объект анализа – развитие (процесс развития) образования средствами и в условиях профессионального конкурса «Учитель года Москвы».Предмет анализа – выявление конкретных авторских педагогических идей, приемов, методов, методических разработок инновационного характера, продемонстрированных участниками конкурса, а также эффективных методических и управленческих подходов, методов, приемов сопровождения участников конкурса и его организации в целом (имея в виду объект анализа – развитие образования).Задачи для автора- Сформулировать собственную оригинальную идею, подход, название разработки. Отразить ее (его) в теме статьи.- Сделать аналитическое описание (изложение) идеи, подхода, разработки – раскрыть тему.- Подобрать визуальное изображение идеи, подхода, разработки – составить модель.- Оформить статью, ориентируясь на требования к научной работе.Для того чтобы авторы яснее поняли цель анализа, а содержание альманаха было выстроено в едином смысловом ключе, предлагаем некоторые рекомендации и пояснения.Прежде всего постарайтесь найти предыдущие издания альманаха, ознакомиться с его идейным содержанием, стилистикой оформления. Это:Профессиональный конкурс «Учитель года Москвы». Идеология. Политика. Практика/ М. : МИПКРО, 2001.Профессиональный конкурс «Учитель года Москвы». Пионерские идеи, подходы, методы для столичного образования/ М. : МИОО, 2003.Профессиональный конкурс «Учитель года Москвы». Школьный урок для постновой эры/ М. : МИОО, 2004.Профессиональный конкурс «Учитель года Москвы». Я учусь Будущему/ М. : МИОО, 2005.Профессиональный конкурс «Учитель года Москвы». Концептуальный и прикладной анализ/ М. : МИОО, 2010.Знакомясь со сборниками, вы обнаружите главные, стержневые, концептуальные взаимосвязанные идеи, которые пронизывают их на протяжении 10 лет:- рассмотрение профессионального конкурса «Учитель года Москвы» как способа развития образования;- ориентация авторов на анализ собственного профессионального опыта, вычленение в нем главного;- придание педагогическому анализу направленности на социальные проблемы;- выявление прогностического потенциала авторских педагогических разработок.Эти идеи остаются ведущими для каждого номера альманаха. В частности, именно для того, чтобы осуществить их наиболее полно, «с чувством, толком, расстановкой», мы предлагаем авторам сделать свой анализ уже после того, как конкурсные мероприятия завершились. Для анализа необходимы время, сосредоточенность, возможность обсудить: что именно получается у автора? А что не получается и почему? Как удается добиться необходимого результата? За счет чего? Что это дает? Анализ – пожалуй, самая главная отличительная черта модели организации конкурса как способа развития образования. Анализ – альфа и омега, начало и завершение всякого большого дела. Именно благодаря анализу конкурс становится формой повышения профессиональной квалификации педагога, и самый глубокий – а именно научный анализ! – может быть организован уже после того, как отгремели звуки оркестра и сказаны поздравительные слова победителям. Приобретя опыт научного анализа собственной деятельности, педагог вносит его в содержание образования, в организацию образовательного процесса, приобщает к нему школьников, которые, став взрослыми, проектируют жизнь и деятельность на основе научного анализа. Таким образом, импульс развития, возникший в конкурсе, получает мультипликационный эффект для изменения качества образовательной системы, качества жизни в целом.Считаю, что вносимые в образование изменения (инновации) необходимо выверить с точки зрения именно тех результатов и последствий, которые мы считаем нужными. Следовательно, анализ, который мы культивируем, прививаем, должен носить соответствующий нашим целям характер и направленность. Какой?По общему бесспорному признанию, образование выступает для личности краеугольным камнем жизненного старта. Если вам не довелось унаследовать нефтяную скважину или газовую трубу, то, опираясь на образованность, вы получаете шансы наверстать недостающее счастье на жизненном пути. Тем более что отпрыски олигархов особенно не блистают индексами развития. Образование можно сравнить с огромным бабушкиным сундуком, где найдется все, – его содержимое раскладывается бесконечно! Придется отбирать то, без чего не обойтись в пути, особенно в затруднительных ситуациях. Проблемная жизненная ситуация человека – это понятие, которое можно положить в основу педагогического анализа. Когда такая ситуация начинает касаться многих людей, становится относительно типичной, она приобретает социальный характер. Ее наступление в жизни людей имеет высокую вероятность, и мы имеем возможность ее профилактически учесть в образовательном процессе, который приобретает прогностическую направленность – направленность на будущее человека и общества. Следовательно, в педагогическом анализе мы обязаны отталкиваться от вопросов жизни, вопросов, которые жизнь задает людям. Исследуйте их, здесь заложены поистине безграничные возможности для педагогического творчества, результаты которого будут интересны не только узким специалистам, но и разным людям!Работая над статьей, попытайтесь оформить результаты анализа в виде модели – образного выражения самых существенных представлений и выводов по изученной проблеме. При оформлении библиографии учитывайте, пожалуйста, стандартные требования к библиографическому описанию использованных источников. Образец описания различных источников может быть вам выслан по электронной почте.Контактный телефон 977-54-11.Электронная почта kuna@live.ruСергей ПИМЧЕВ, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Московского института открытого образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте