Скоро, скоро куранты пробьют двенадцать. Скоро, совсем скоро на несколько секунд уходящий 2004 год встретится с наступающим 2005-м, чтобы передать последнему полномочия на управление. Именно эти секунды встречи прошлого и будущего и ждем мы с нетерпением. Потому что в это мгновение чувствуешь кожей, как судьба перекладывает карты жизни и все начинает идти по-другому. А ведь этих секунд, этого судьбоносного мгновения у нас могло и не быть…
Игрушки XXI века возвращают нас к добрым старым временам: отечественные фабрики точно воспроизводят старые игрушки – сказочных персонажей, лесных зверюшек, птиц, засыпанных снегом шишек, елей .
Новый год в России отмечают по юлианскому и григорианскому календарю в ночь на 1 января. Однако праздник не всегда приходился на это число. До 1492 года на Руси приход Нового года начинался в марте. Он знаменовал собой пробуждение природы после долгого зимнего сна.
С 1492 года праздник стали отмечать 1 сентября. Проходило все достаточно пышно. В полночь в Кремле ударяла вестовая пушка, на колокольне Ивана Великого звонил колокол, оповещая народ о наступлении на Руси новолетия. На рассвете открывались городские ворота, в Кремле собиралось великое множество народа. На Соборной площади, между Архангельским и Благовещенским соборами, устраивался помост с местом для царя, которое ограждалось узорной железной решеткой. Пол устилался красивыми восточными коврами или дорогой плотной тканью. Царь являлся народу в сопровождении бояр и дворовых чинов, причем все были в роскошной одежде, расшитой золотыми и серебряными нитями и отделанной драгоценными камнями.
Патриарх всея Руси в великолепном сверкающем парчовом облачении вместе со своей свитой выходил из Успенского собора. В это же самое время из дворцов показывалось царское шествие. Их выход сопровождался колокольным звоном. Звонили, переливаясь, все колокола соборов Кремля. На помостах, установленных у Благовещенского и Архангельского соборов, стояли по знатности и состоянию стольники, стряпчие, жильцы. Между Благовещенским и Архангельским соборами находились стольники младших разрядов, дьяки. Рядом вдоль площади – полковники и войсковые начальники стрельцов. Места на паперти Архангельского собора выделялись иноземным послам. Вдоль площади вытягивался строй стрельцов с ружьями, знаменами, барабанами. На Ивановской площади толпился народ.
Патриарх совершал молебен «с начатии нового лета» перед вратами Успенского собора. По окончании службы к патриарху подходил царь, принимал благословение, выслушивал здравицу в свою честь. Затем поочередно подходили и поздравляли царя и патриарха духовные лица, бояре, сановники, вельможи. Стрелецкие полки и народ «ударяли челом». Только тогда государь «одаривал» присутствующих милостивым словом.
После церемонии народ шумно расходился. Вечером москвичи шли в гости или сами принимали у себя гостей. Сидели до первых петухов, с «тишиною и скромностью встречали новое лето». В 1700 году царь Петр Первый издает указ, по которому предписывалось отчисление лет производить не от сотворения мира, а от Рождества Христова, а новолетие начинать не с 1 сентября, а с 1 января. То есть счет времени вести так, как это делается во многих европейских странах. Указ огласили 19 декабря, а на следующий день появился документ. «О праздновании Нового года».
Живейшее участие в праздновании Нового года принял Петр Первый. Он сам хлопотал над устройством фейерверка, красотой своей поразившего столичных жителей.
Утром наступившего года под колокольный звон красивым строем прошли в Кремль войска. Государь вместе со своим двором посетил Успенский собор и «при возглашении монарху и царскому дому многолетия» по всей Москве вновь зазвонили колокола и произвели троекратный ружейный залп. Государь поздравил всех с Новым годом и пригласил знатных и заморских гостей к себе в хоромы. Для простолюдинов около дворца и всех триумфальных ворот поставили столы с угощением и бочки с вином.
Вечером на улицах сверкали фейерверки, ярко светилась и переливалась всеми цветами радуги праздничная иллюминация, горели смоляные бочки и костры.
Так начало XVIII века запечатлелось в памяти народа торжеством нового календаря, ведущего свой отсчет от Рождества Христова.
Дед Мороз и все, все, все
Дед Мороз предстает перед нами в образе доброго белобородого дедушки в величественном красно-белом одеянии, с мешком подарков за плечами и ледяным посохом в руках – символом нового года и Рождества Христова.
Считается, что прообразом этого сказочного персонажа стал вполне реальный человек – Мирликийский архиепископ Николаус, защитник бедняков и детей, покровитель бедняков и студентов. За добрые дела и многочисленные чудеса, которые Николаус совершил в течение своей жизни, христианская церковь причислила его к рангу святых.
Как свидетельствуют письменные источники, родился архиепископ в конце третьего столетия нашей эры в городе Татара в семье зажиточного торговца. Получив богословское образование, Николаус решил посвятить себя служению людям.
Жители города Мира, который в период раннего христианства был столицей одной из провинций Ликийского государства избрали его своим епископом. Этот город существует и поныне. Он находится на территории Турции и называется Демре, или Кале.
Именно от святого Николая берет начало так широко распространившаяся по всему христианскому миру традиция дарить подарки на Рождество. Вот что гласит об этом легенда (кстати, она имеет под собой вполне реальную почву). Неподалеку от церкви, в которой проповедовал Николаус, жили три сестры. Их отец был настолько беден, что не мог обеспечить дочерей приданым, без которого они не могли выйти замуж. Однажды в ночь перед Рождеством сестры завели разговор о своем будущем. Старшей пришла в голову мысль продаться в рабство, чтобы на вырученные деньги приобрести приданое любимым сестрам. Она поделилась с ними своей идеей, но тогда каждая из них стала предлагать то же самое для счастья других. Этот разговор через открытое окно услышал проходивший мимо епископ Николаус и решил тайно помочь девушкам. Он подкинул им в окно кошелек с золотыми монетами. Этих денег хватило на приданое только для старшей сестры, которая вскоре вышла замуж. Через год в такой же рождественский вечер епископ подкинул еще один кошелек, и замуж смогла выйти уже средняя сестра. На третий год Рождество выдалось очень холодным, во всех домах окна были закрыты. Тогда Николаус забросил кошелек через дымовую трубу. Как по волшебству, он попал в один из чулок младшей сестры, которые она только что постирала и развесила на веревке у очага. С тех пор каждый год рождественским утром бедные семьи Мира находили у своего порога различные подарки, но только кто их приносил, оставалось загадкой.
Тогда миряне придумали образ милого, розовощекого и белобородого дедушки в красно-белом одеянии, который на запряженной оленями повозке каждую зиму на Рождество спускается с горы Бейдалары и помогает бедным.
Многие годы Николаусу удавалось сохранять свою тайну, но однажды, пробираясь в странном одеянии и с мешком подарков в руках от одного бедного дома к другому, он наткнулся на ночной дозор. Сняв с головы незнакомца капюшон, дозорные узнали в нем своего епископа. Когда же они развязали мешок, то увидели, что он полон золотых яблок, игрушек, одежды и еды. Тайна наконец-то была раскрыта, и жители города смогли узнать, кто в день Рождества Христова уже много лет так радовал бедняков и детей! Тогда горожане стали называть Николауса рождественским отцом. Это имя сопровождало епископа всю жизнь.
Трансформация образа святого Николая, или как его называют до сих пор на Руси Николая Чудотворца, в образ доброго рождественского деда, который одаривает подарками взрослых и детей, началась в Германии в конце XVIII века и затем распространилась по странам, где господствовала протестантская церковь.
У рождественского деда множество имен: святой Николай, Николаус, Микалаус, Санта-Клаус.
Американский Санта-Клаус – озорной дед с толстым брюшком, в красной шапке и красной кургузой шубейке. Он ездит по свету в оленьей упряжке, раскладывая подарки в детские башмачки и чулки, оставленные у камина. Известна даже почти точная дата его рождения – конец 1822 года. Тогда житель Нью-Йорка Клемант Клари Мур написал серию сказок о Санта-Клаусе. Он же придумал способ попадания рождественского деда в дом через дымоход.
К французским детям под Рождество приходит Пьер Ноэль, к итальянским – Баббо Натале, к китайским – Шэн Дань Лаомэнь, к японским – Санта Одзи-сан, к немецким – Вайхнахтсманн.
Финский Дед Мороз живет в белоснежной сказочной стране Лапландии, недалеко от города Рованиеми.
А какова же история нашего Деда Мороза?
Еще в языческие времена силы природы на Руси наделяли своими именами: красно солнышко, ясный месяц. Не был обойден вниманием и повелитель холода, бурана и метели – мороз.
В сказаниях и былинах его называют Мороз, Морозко или Морозович. Древние земледельцы его боялись и одновременно почитали. Он представлялся людям в виде сурового старика с длинной белой бородой, с помощью которой можно было закрутить вьюгу и пургу. Подарков он тогда не дарил.
Когда Петр Первый ввел новую дату празднования Нового года и в Россию стали проникать европейские обычаи, постепенно начал складываться образ доброго, розовощекого старика, приносящего новогодние подарки.
Попав на русскую почву, образ святого Николая – Санта-Клауса слился с образом Мороза Морозовича и постепенно превратился во всем нам хорошо известного Деда Мороза.
Добрый Дед Мороз, живущий в зимнем лесу, – один из самых молодых героев русских сказок. Время его рождения – девятнадцатое столетие: именно тогда в России закрепился обычай дарить детям в новогоднюю ночь подарки, принесенные Дедом Морозом.
Русский Дед Мороз – властитель холода, снега, вьюг и ветров – носит теплые валенки и теплую красную шубу, отороченную белым мехом.
Когда-то наши предки считали Деда Мороза неказистым и вредным стариком, который бегал по полям, тряс длинной бородой и стуком посоха вызывал трескучие морозы. Со временем он превратился в богатыря кузнеца и сковывал воду железными морозами. С недавних пор у Деда Мороза появилась внучка Снегурочка.
Вокруг родины Снегурочки уже не первый год идут споры. То ли это село Щелыково, где была усадьба Александра Островского, автора одноименной сказки. То ли это Север России – Архангельская область или Карелия, где почти в каждой деревне есть свои предания о «ледяной девочке». А в подмосковном Абрамцеве многие местные жители до сих пор верят, что Васнецов рисовал Снегурочку «с натуры» и родилась она именно в этих краях. Кто позировал художнику? Одни считают, что дочка известного мецената Саввы Мамонтова, Вера, та, которую Валентин Серов изобразил на картине «Девочка с персиками». Другие полагают что это крестьянская девушка, белокурая и голубоглазая и ее предки до сих пор живут в соседнем селе. Кто-то верит, что Снегурочка существовала на самом деле и Виктор Васнецов ее видел. Говорят, под Новый год она всегда возвращается в эти края.
Зато с пропиской Деда Мороза все в порядке.
Совсем недавно он поселился в городе Великий Устюг (см. «УГ», № 52 от 24 декабря 2002 года).
В ноябре 2002 года финский Санта-Клаус встретился с российским Дедом Морозом на его родине. Два зимних волшебника подписали соглашение о взаимном сотрудничестве на благо всех детей мира.
В лесу родилась елочка
Среди древнегерманских племен был широко распространен культ духов растительного мира. Германцы верили, что духи обитают на ветвях деревьев, и прежде всего на вечнозеленых елях.
Считается, что обычай наряжать елку родился в средневековой Германии. Там в день поминовения прародителей Адама и Евы 24 декабря ставили в комнате украшенную красными яблоками елку, олицетворявшую Древо познания добра и зла, и одновременно «рождественскую пирамиду» – треугольную конструкцию из дерева, на полочках которой лежали подарки, стояли зажженные свечи, а вершину украшала Вифлеемская звезда. Со временем эти два ритуала заменили одним. Так появилась рождественская елка. Первые письменные упоминания о ней относятся к XVI столетию. В немецком городе Страсбурге и бедняки, и знатные семейства зимой украшали ели цветной бумагой, фруктами и сладостями.
Первые елки в России появились в начале XIX века в домах петербургских немцев. Этот обычай переняла столичная знать. Новая забава пришлась по вкусу высшему свету и очень скоро распространилось по всей стране. Уже к середине XIX века праздничное дерево стало невероятно популярным в народе. Елку украшали игрушками. Самыми любимыми были игрушки-сладости. Их выпекали из песочного теста и оборачивали в золотую, серебряную и цветную фольгу. Особым украшением елок были маленькие свечи.
Со временем начали организовывать общественные елки. Первая такая елка была устроена в 1852 году в Петербурге в здании Екатерингофского вокзала.
В то же самое время в русской деревне праздничная елка и Дед Мороз были совершенно неизвестны. И если мужичок ехал в лес срубать «елочку под самый корешок», то делал это не для себя, а на продажу.
Если большинство христианских народов переняли елку у немцев лишь к середине XIX века, то в Австрии, Венгрии и Швейцарии эта традиция появилась еще в XVI веке. В домах ставили маленькие елочки, украшенные яблоками, которые по окончании праздника разрешалось снимать детям и беднякам.
Впоследствии обычай наряжать елку перешел в Скандинавию, Францию и другие страны. Даже в те, где эти деревья вообще не растут. Так новогодняя елочка пришла во все страны нашей планеты.
Космонавт
на прищепке
Первоначально в России продавались немецкие игрушки, затем местные умельцы в небольших артелях начали выпускать игрушки из ваты, ткани, папье-маше, стекла.
В первые годы после революции 1917 года власть на замечала исходившей от елки «идеологической угрозы», но в 1927 году развернулась антирелигиозная кампания. И на рождественское дерево начались настоящие гонения. Официально елку разрешили лишь в 1935 году: 28 декабря в газете «Правда» была опубликована статья П.Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку». Теперь уже в советских артелях возобновился выпуск новогодних игрушек: вручную из ваты «лепили» парашютистов, элегантных дам, воздушных акробатов, клоунов, персонажей сказок Андерсена, хрупких балерин, выдували из стекла самовары и дирижабли с надписью «СССР».
Интересно, что елочные украшения во все времена в России служили своего рода талисманом будущей счастливой жизни. Поэтому производство елочных игрушек не прекращалось и во время Великой Отечественной войны. Их ассортимент, конечно, был в ту пору ограничен, да и особой яркостью они не отличались. Но даже в самые трудные годы ритуал облачения ели пусть в скромный самодельный наряд обязательно соблюдался. Это было своего рода гарантией возврата к мирной жизни, заветным ключом одного на всех желания – победить.
После Великой Отечественной войны новогодние украшения становятся более яркими к выразительными. В 1949 году к 150-летию со дня рождения А.С. Пушкина были выпущены игрушки с изображением персонажей пушкинских сказок. В начале 1950-х годов, в период недостатка продуктов, из ваты и стекла изготавливалось много съедобных игрушек: ягод, фруктов, овощей. На елке поселились и сказочные герои: Дед Мороз и Снегурочка, Красная Шапочка, Айболит, различные зверюшки. Обязательным украшением стали разноцветные стеклянные бусы.
Грандиозное событие начала 1960-х годов – освоение человеком космического пространства – нашло отражение и в тематике елочных игрушек: появляются спутники Земли, ракеты, космонавты.
В 1990-е годы стали выпускать золотые, серебряные, голубые, фиолетовые и другие самых разнообразных оттенков елочные шары, а также игрушки с изображением животных – символов года по японскому календарю.
Игрушки XXI века возвращают нас к добрым старым временам: отечественные фабрики точно воспроизводят старые игрушки – сказочных персонажей, лесных зверюшек, птиц, засыпанных снегом шишек, елей на прищепке.
Дорогая Маша, поздравляю тебя
Первые поздравительные открытки к Рождеству выполнил английский художник Добсон в 1795 году. Через пять лет их уже продавали наряду с почтовой бумагой и эстампами.
Постепенно новогодние открытки появляются во всех странах Европы. Оттуда их нередко завозят и в Россию.
Русские рождественские открытки впервые были выпущены в 1898 году общиной святой Евгении, опекавшей сестер милосердия русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Попечительницей общины была принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская.
Рисунки к открыткам делали известные художники Л.Занст, А.Бенуа, К.Маковский, Иван Билибин, Н.Коровин, М.Добужинский и многие другие.
Поначалу нововведение именовали «открытым письмом», «почтовой открыткой», позже за ним закрепилось простое слово «открытка».
Цена первых открыток была довольно высокая – примерно рубль-полтора, в то время как давно вошедшие в употребление почтовые конверты и марки стоили копейки. Дороговизна объяснялась не столько модой, сколько технологией производства. Нередко открытки изготовляли при помощи фотомонтажа, рисунки украшали блестящей крошкой, а снег, который был очень похож на настоящий, делали из борной кислоты.
Волшебные пузырьки
Неизменным атрибутом новогодней ночи остается шампанское.
Прародителем этого напитка стало игристое вино, которое в результате брожения смеси вин из винограда с разных участков в 1668 году получил монах-бенедиктинец Дон Пьер Периньон. В 1780 году шампанское пришло в Россию. Именно тогда фирма «Клико» отправила целую корзину этого напитка одному московскому купцу. Однако громкую славу вино получило лишь в 1814 году, когда Николь-Барб Клико, возглавлявшая фирму, прислала в Санкт-Петербург 12180 бутылок отменного шампанского. С тех пор традиция не изменилась. Новый год принято встречать с бокалом этого веселого напитка.
Если в ссоре – помиритесь
По первому дню Нового года на Руси всегда старались узнать о характере следующих месяцев, об урожае, о судьбе своей и близких.
Если на Новый год небо звездное – к урожаю. На Новый год звезд густо – ягоды будут.
Сильный мороз и небольшой снежок – к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега – к неурожаю.
Если в Новый год постучать по дереву груши или яблони, то на этом дереве обязательно будет обильный урожай.
В Новый год первому покупателю отдают товар дешево, придерживаясь пословицы: «Дорог почин».
В первый день Нового года нельзя выполнять тяжелую и грязную работу – иначе весь год пройдет в сплошном тяжелом труде без отдыха.
Долги следует отдавать за несколько дней до Нового года.
Также перед Новым годом прощали все обиды, а те, кто в ссоре, обязаны помириться.
Таким образом, наши предки начинали свою жизнь в новом году «с чистого листа».
Комментарии