search
main
0

Новый день

Об учителе истории средней школы №8 г. Комсомольска-на-Амуре Андрее ПАЛОУСОВЕ можно сказать словами русской пословицы: где родился, там и пригодился. Здесь родился, учился, женился, а в настоящее время успешно трудится на ниве просвещения. Как и его супруга Кристина, Андрей Аркадьевич продолжает свое образование. Она студентка 5-го курса Института филологии и истории Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического университета, он аспирант этого же вуза.

Начинающего ученого интересует педагогика ненасилия. Эта весьма актуальная тема увлекает и ребят. На протяжении последних трех лет ученики 11-х классов, в которых преподает Палоусов, принимают активное участие в городской научно-практической конференции «Молодежь. Государство. Право», а в нынешнем году одна из выпускниц со своей работой по проблеме преступности среди молодежи заняла I место.

– Здравствуйте, Мария Антоновна. Мне, пожалуйста, как всегда – от шестого и от учительской… Спасибо…

Еще есть время побыть наедине с собой. Что же тянет в эту школу? Возможность почувствовать себя полезным обществу? Вряд ли, уж больно абстрактное это понятие – общество. Слишком уж оторвано от жизни. Трудно живых, подвижных детей соотнести с этим понятием…

– Здравствуй, Олеся. Что так рано в школу? Дома не сидится? Ну ладно, беги. Мне еще доску оформлять нужно…

А может, дело в них?

Искренность во всем! Даже недостатки они умеют подмечать гораздо более тонко, чем взрослые. Никогда не забуду первого замечания со стороны ученика. Когда это было? В 1994-м… «Андрей Аркадьевич, а почему вы так плохо пишете?» И что тут можно возразить? Да, почерк не самая моя сильная сторона, и предстоит сделать еще очень многое для того, чтобы остальная моя работа заслонила это «… почему вы так плохо пишете?»

Вот они, заходят в класс.

– Проходите ребята, конечно…

Скоро урок. Всегда волнуюсь, даже когда урок, казалось бы, «проходной». Пора начинать…

– Итак, я приветствую 11-й «Б» класс. Сегодня нам с вами предстоит достаточно плотная работа.

Вот он, момент истины. Ты – актер, каждая реплика которого будет взвешена и строго оценена весьма привередливой публикой.

Как быстро они меняются… Сначала ты для них – «истина в последней инстанции». Каждое слово воспринимается однозначно и не подвергается сомнению. Но постепенно, двигаясь от простого к сложному, от очевидного к запутанному, овладевая навыками критического мышления, они понимают, что и ты несовершенен, что и учителя можно превзойти в знаниях. Прекрасный момент сомнения! Вчерашние малыши начинают относиться критично ко всему, что слышат, и вскоре, чтобы доказать свою правоту, приходится действительно выкладываться полностью. Вот и первое «поражение» на уроке: впервые ученик не согласился с твоей аргументацией, привел свою, которая показалась даже более убедительной, нежели своя собственная…

Они уйдут, но на их место придут новые, совершенно не похожие на прежних. И опять все повторится: безграничная вера, критичность, взрослость… И так всю жизнь. После постоянного общения с ребятами сам начинаешь смотреть на мир по-другому. Более по-детски, что ли. Приятно, когда при посещении поликлиники в тридцатилетнем возрасте тебе задают вопрос: «Молодой человек, а вам вообще восемнадцать есть?»

Конечно, путь учителя далеко не всегда усыпан розами. Покуда наступит светлый момент созерцания результатов своих трудов – тот самый «Последний звонок», на котором даже самые «трудные» ученики кажутся самыми замечательными, – придется не один раз сжать зубы от проблем, неудач, но значимости и ценности результата это никогда не затмит. Здорово быть учителем!

Вот еще один аспект нашей работы.

– Здравствуйте, Сергей Сергеевич. Опять насчет Михаила пришли? Подождите секунду, я сейчас освобожусь.

В такие моменты понимаешь, насколько тебе доверяют самые разные люди. Тебе вручается самое дорогое, что есть у человека в жизни, – его дети. В тебя верят, на тебя надеются, и самое страшное в нашей работе – нарушить это доверие, разрушить ту уникальную связь, которая обычно устанавливается между учителем и родителями и особенно ярко проявляется в работе классного руководителя. Мир учеников не единственный, в котором нужно разобраться, найти рычаги взаимодействия. Родители учеников – не менее сложный объект изучения.

На сегодня все. Можно собираться домой. Какой тихой стала школа без учеников…

Все, Мария Антоновна, уже собираюсь домой. До завтра!

Вот именно, до завтра. Завтра снова будет замечательный день, который не будет похож на другие, который принесет новые радости и заботы в этом нелегком, но самом замечательном труде учителя!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте