Федеральный Координационный Совет по общему образованию
О проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации для 12-летней школы
В соответствии с решением Федерального Координационного Совета по общему образованию разработан и предлагается для рассмотрения проект Базисного учебного плана для 12-летней школы.
Данный проект в своей основе опирается на перспективные идеи победителей конкурса проектов Базисного учебного плана, предшествующего разработке единого федерального проекта. Представители от всех пяти победивших авторских коллективов вошли в состав рабочей группы.
Предлагаемый проект Базисного учебного плана в целом соответствует действующему законодательству РФ, Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе и требованиям к разработке Базисного учебного плана, предложенным Федеральным Координационным Советом по общему образованию.
Данный проект, с одной стороны, сохраняет преемственность традиций российской школы, с другой стороны, отражает требования к образованию на новом этапе развития общества, учитывает социальный заказ на образовательные услуги.
Что же нового внесено в этот документ?
В проекте Базисного учебного плана заложены механизмы широкого применения информационных технологий. В этих целях к семи традиционным образовательным областям в инвариантной части прибавлена еще одна область ≈ “Информатика”, предусматривающая реализацию двух предметов. Это ≈ информатика и информационные технологии.
В Базисном учебном плане заложена возможность полноценного изучения иностранных языков как компонента качественного образования за счет более раннего начала изучения иностранного языка (со 2-го класса) и продолжения его изучения на всех ступенях обучения, а также за счет возможности выделения дополнительного времени на изучение иностранного языка из школьного компонента.
В целях повышения грамотности и культуры речи подрастающего поколения увеличено количество часов на изучение русского языка как государственного и родных языков.
Сбалансированы соотношения между обществоведческими и естественно-научными дисциплинами.
Усилена вариативная часть Базисного учебного плана. Помимо школьного компонента, введен ученический компонент, позволяющий реализовать личностный подход в обучении, включать отдельных школьников в поисково-исследовательскую деятельность.
При этом часы ученического компонента не входят в предельно допустимую нагрузку обучаемых.
В соответствии с Концепцией структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе Базисный учебный план предусматривает организацию профильного обучения по следующим направлениям: гуманитарного, естественно-математического, технологического и общеобразовательного. В рамках избранного профиля школьный и ученический компоненты могут быть частично использованы с учетом специализации.
Общеобразовательный профиль предполагает обеспечить более глубокую универсальную подготовку обучаемого по всем образовательным областям в тех случаях, если еще не сформирован выбор старшеклассника до момента окончания общей средней (полной) школы или нет условий в общеобразовательных учреждениях для реализации других профилей. В рамках этого направления возможна организация других профилей (например, педагогического, экономического, спортивного и т.д.).
Проект Базисного учебного плана на 12-летний срок обучения предоставляет возможность более широко реализовывать нетрадиционные формы обучения, а именно индивидуальной, групповой, консультативной, поисково-исследовательской, цикличной и др.
Введение образовательной области “Информатика”, связанное с общемировой тенденцией формирования информационной цивилизации, позволяет создать условия для постепенного перехода на дистанционные формы обучения.
Инвариантная часть Базисного учебного плана состоит из федерального и национально-регионального компонентов.
В федеральном компоненте выделены образовательные области, содержание и объем которых на 75% определяются федеральным органом управления образованием и на 25% – национально-региональными (региональными) управленческими структурами. Это относится к таким предметам, как литература, история, обществознание, география, иностранный язык.
Федеральный компонент обеспечивает единое образовательное пространство в стране и является обязательной частью содержания общего среднего образования.
Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовывать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
Таким образом, представленный проект Базисного учебного плана является основой для создания региональными органами управления примерных учебных планов, на основе которых образовательные учреждения могут разрабатывать рабочие планы с учетом специфики их функционирования.
В данном проекте удалось уменьшить предельно допустимую нагрузку обучаемых, обеспечить нормализацию аудиторных и домашних занятий и снизить их даже по сравнению с нормативами, определенными действующими СанПиНами. Базисный учебный план предоставляет возможность общеобразовательным школам работать в режиме пятидневной учебной недели. Для общеобразовательных учреждений, реализующих программы расширенного и углубленного уровня (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов), рекомендуется использовать субботу как развивающий день.
Вместе с тем авторскому коллективу не удалось в данном проекте избежать некоторых его недостатков, и поэтому отдельные проблемы предлагается решить в ходе широкого общественного обсуждения. Мы ждем конструктивных предложений от всех заинтересованных лиц.
В первую очередь выносятся на обсуждение следующие вопросы:
– Нужно ли вводить в Базисный учебный план такие предметы, как экология, экономика, право, граждановедение, основы безопасности жизнедеятельности, в основной школе. Или разработать новые интегративные учебные программы с включением в них основополагающих тем по экологическому, экономическому, правовому образованию школьников, умению вести себя в чрезвычайных условиях практически во все предметы базового компонента. Или необходимо разработать другую компоновку базовых учебных предметов.
– Оправданно ли разделение предметов учебного плана начальной школы на федеральный и национально-региональный компоненты, отличные от основной школы?
– Предлагается обсудить вопрос о профильности старшего звена. А именно узаконить только обозначенные четыре профиля в 11-12-х классах или предоставить право регионам и самим образовательным учреждениям устанавливать профили.
– Есть проблемы по количеству часов, выделяемых на отдельные предметы в основной школе, по срокам и продолжительности их изучения. Это касается физики, химии, литературы, географии, биологии и технологии. Наибольшее сокращение претерпели биология и география. Не предусмотрено изучение технологии в 9 – 10-х классах. Отсутствует в учебном плане предмет русская литература, ее изучение предусматривается в курсе родной литературы.
– Не удалось сохранить принцип преемственности и непрерывности между отдельными дисциплинами. Так, например, “Информатика” как системообразующий курс, играющий важнейшую роль в формировании современного научного мировоззрения школьников и их подготовке к жизни в условиях информационного общества, изучается в 3 – 4-х классах, а затем продолжается в 9 – 10-х классах.
– Оправданно ли отнесение образовательных областей “Искусство”, “Физическая культура”, “Технология” к национально-региональному компоненту. Не будет ли это понято так, что, например, изобразительное искусство, музыка и другие предметы предполагают изучение только национальной культуры и не предполагают изучение культуры народов России и мировой культуры.
– Сохранить ли долю национально-регионального объема содержания в 25% в программах по литературе, истории, обществоведению и географии или предусмотреть его увеличение (уменьшение).
– Остается сложным вопрос о выделении времени на физическую подготовку школьников. Достаточно ли 2 часов в неделю в основной школе. Должны ли входить часы, отводимые на физическую культуру, в предельно допустимую нагрузку.
– Решение этих и других проблем напрямую связано с разработкой нового, современного содержания образования, введением национальных образовательных стандартов, нетрадиционных технологий, форм, приемов организации образовательного процесса. Важен не сам факт изменений в составе предметов и количестве часов, отводимых на их изучение, а общее направление дальнейшего развития образовательного процесса в Российской Федерации.
Бюро Федерального Координационного Совета
по общему образованию
Базисный
учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации
Пояснительная записка
Предлагаемый Базисный учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, реализует основные принципы Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе).
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы, закрепляет прогрессивные тенденции развития школьного образования.
Базисный учебный план представляет собой нормативную базу для создания федеральным и региональными органами управления примерных учебных планов, на основе которых общеобразовательные учреждения Российской Федерации разрабатывают рабочие учебные планы с учетом специфики и условий их функционирования.
Базисный учебный план является механизмом разграничения полномочий и ответственности образовательного учреждения, федеральных и региональных органов управления по формированию содержания образования за счет разделения содержания на федеральный, федеральный и национально-региональный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты.
Федеральный компонент:
обеспечивает единство образовательного пространства страны и включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения;
создает условия для развития учащихся, овладения выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков и продолжения образования.
В Базисном учебном плане выделены образовательные области, содержание и объем которых определяется на 75% федеральным органом управления, а на 25% – региональными управленческими структурами.
Национально-региональный компонент:
отвечает потребностям и интересам в области образования народов нашей страны;
позволяет организовать занятия, направленные на изучение национального (родного) языка и литературы, а также природных, экономических и социокультурных особенностей региона.
Образовательные области “Искусство”, “Физическая культура”, “Технология”, отнесенные к национально-региональному компоненту, в обязательном порядке включают нормативы государственных образовательных стандартов.
Школьный компонент позволяет:
обеспечить вариативность образования;
учесть образовательные потребности учащихся, местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения;
более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги.
Ученический компонент позволяет:
индивидуализировать (в том числе путем организации консультативной работы) обучение школьников в соответствии с особенностями их развития, состояния здоровья, интересов и склонностей;
реализовать новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы и активно-двигательной деятельности учащихся.
Таким образом, Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. В инвариантной части реализуется федеральный и национально-региональный компоненты. В вариативной ≈ школьный и ученический компоненты.
Базисный учебный план 12-летней школы, с одной стороны, во многом сохраняет преемственность с действующим базисным планом школы, поскольку в нем находят отражение объективные закономерности построения структуры и содержания общего среднего образования, многолетний опыт развития школы, с другой стороны, в нем адекватно отражены требования к образованию на новом этапе развития общества.
К числу особенностей предлагаемого Базисного учебного плана 12-летней школы, определяющих его инновационный характер, следует отнести следующие:
1. Базисный учебный план воплощает требования Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации “Об образовании” в отношении компетенции и представленности в учебном плане федеральных интересов и интересов регионов Российской Федерации. Он создает условия для совместной отработки содержания образования.
2. Базисный учебный план переводит целый ряд предметов, содержание которых в наибольшей степени связано с учетом культурных традиций региона и его особенностей, определяемых территориально-географическими факторами и производственной ориентацией региона, в национально-региональный компонент. В связи с этим отдельные учебные предметы образовательных областей “Филология”, “Обществознание”, “Естествознание” отнесены к федеральному и национально-региональным компонентам. При этом органы управления образованием должны предусмотреть качественное усвоение учебной программы, обеспечивающей государственный образовательный стандарт.
3. В соответствии с Концепцией структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) Базисный учебный план ориентирован на сокращение объема учебного материала, подлежащего обязательному усвоению. Сокращено время на изучение отдельных образовательных областей, а также время на выполнение домашних заданий. По предлагаемому Базисному плану суммарный объем аудиторной нагрузки школьников, а также объем домашних заданий по классам, как правило, меньше предельно допустимых норм нагрузки, определяемых действующими СанПиНами. С целью усиления контроля за нормализацией учебной нагрузки школьников в Базисный план дополнительно включены 2 строки: 1) аудиторная нагрузка учащихся и 2) объем домашних заданий (часов в день). В 1-м классе в I полугодии домашние задания не задаются, во II полугодии на их выполнение отводится не более 1 часа в день.
4. Базисный план предусматривает работу общеобразовательных учреждений по пятидневной учебной неделе. Для школ, реализующих программы с углубленным и расширенным содержанием обучения (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов), рекомендуется введение 6-дневной учебной недели в основной и старшей школе. В то же время школа, исходя из планируемых образовательных целей, учитывающих нормативы федерального и региональных образовательных стандартов, в соответствии с действующим законодательством может сама определять продолжительность учебной недели.
5. В представленном Базисном учебном плане заложена большая возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса. Резерв учебного времени, получающийся за счет увеличения срока обучения (введение 12-летки), передается в основном в школьный компонент для организации занятий по выбору учащихся, родителей, педагогов. Впервые выделенный в Базисном плане ученический компонент предполагает индивидуальную работу с учениками, занятия поискового и активно-двигательного характера, позволяет обеспечить индивидуализацию учебно-воспитательного процесса.
6. Базисный учебный план создает условия для реализации инноваций в школьном образовании, обновления его содержания в рамках новой структуры, определяемой Базисным планом, внедрения новых организационных форм обучения (дистанционное обучение, цикличные формы обучения и др.) и как следствие достижение нового качества образования.
7. Базисный учебный план ориентирован на дальнейшую гуманитаризацию образования, сбалансировано время, отводимое на образовательные области естествознание и обществознание.
8. В Базисном учебном плане заложена возможность полноценного, качественного изучения иностранного языка за счет более раннего начала, а затем продолжения его изучения на всех ступенях обучения. Время на изучение иностранного языка может также быть существенно увеличено за счет школьного компонента. Такой подход, с одной стороны, обозначает актуальность проблемы углубленного изучения иностранных языков, восстанавливая традиции российской классической гимназии, с другой стороны, позволяет учесть реальность ситуаций, складывающихся в различных школах и регионах с кадровым обеспечением преподавания иностранных языков.
9. В Базисном учебном плане в явной форме отражены современные тенденции развития общества и производства в условиях широкого применения информационных технологий. Это нашло отражение в выделении новой образовательной области – “Информатика”, в увеличении количества часов, отводимых на изучение информатики и информационных технологий, переносе начала изучения информатики в 3 – 4-е классы.
10. В соответствии с Концепцией 12-летней школы Базисный учебный план предусматривает организацию профильного обучения на старшей ступени. В старших классах существенно увеличен школьный компонент Базисного учебного плана. Для старшей ступени разработаны и представлены в качестве приложения к Базисному плану примерные учебные планы по четырем направлениям: общеобразовательному, гуманитарному, естественно-математическому и технологическому.
Первая ступень образования ≈ начальная школа
Содержание образования начальной школы реализуется преимущественно через образовательные области, обеспечивающие целостное восприятие мира. Это достигается за счет введения интегрированных курсов, использования школьного и ученического компонентов, деятельностного подхода и индивидуализации обучения и введения интегрированных курсов.
Структура содержания образования на этой ступени предусматривает следующие образовательные области:
Федеральный компонент ≈ филология (русский язык как государственный), математика, информатика.
Федеральный и национально≈региональный компоненты ≈ филология (литература, иностранный язык).
Национально-региональный компонент ≈ филология (родной язык); естествознание, обществознание; искусство; физическая культура; технология.
Образовательная область Филология предполагает формирование базисных умений чтения, письма, устной и письменной речи, а также практическое овладение русским языком как государственным (языком межнационального общения) для национальных школ. Учитывая тенденции развития Российского государства, интеграцию в мировое сообщество, со второго класса вводится изучение иностранного языка. Оно продолжается на всех ступенях обучения.
Освоение содержания образовательной области Математика предполагает формирование базисных умений счета, решения задач, а также развитие математического мышления.
В содержании образовательной области Информатика в 3-4-х классах основное внимание уделяется изучению информационных технологий. Это связано с необходимостью подготовки школьников к использованию информационных технологий как средства повышения эффективности их познавательной и практической деятельности при изучении всех школьных учебных предметов.
При отсутствии в школе условий для преподавания информатики часы, отведенные на этот учебный предмет, передаются в школьный компонент.
Образовательные области Естествознание и Обществознание в начальной школе представлены интегрированным курсом “Окружающий мир”, который дает ребенку представления о процессах, происходящих в природе и обществе.
Образовательная область Искусство включает в себя изобразительное искусство, музыку, танец, которые могут изучаться как отдельными модулями, так и интегрированным курсом.
Образовательная область Физическая культура обеспечивает сохранение и укрепление здоровья школьников, развивает потребность в здоровом образе жизни и физической культуре.
Образовательная область Технология в начальной школе направлена на ознакомление учащихся с народными ремеслами, характерными для конкретного региона.
Вторая ступень образования ≈ основная школа
Содержание образования в основной школе является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной или профессиональной школе, создает условия для подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.
Структура содержания образования на этой ступени предусматривает следующие образовательные области:
Федеральный компонент ≈ филология (русский язык как государственный), математика, информатика, естествознание.
Федеральный и национально-региональный компоненты ≈ филология (литература, иностранный язык), обществознание.
Национально-региональный компонент ≈ филология (родной язык), искусство, физическая культура, технология.
Особое место на этой ступени принадлежит 5 – 6-м классам (продолжение начальной школы) и 9 – 10-м классам (предпрофильная подготовка школьников). Содержание обучения в 5 – 6-х классах должно реализовывать принцип преемственности с начальной школой, обеспечить адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы. В этой связи в 5-6-х классах часы школьного и ученического компонента рекомендуется в основном использовать на индивидуальные и групповые консультации. В 9-10-х классах, с одной стороны, завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам основной школы, а с другой – создаются условия для осознанного выбора обучающимся профиля обучения в старшем звене или иного варианта жизненной стратегии. Поэтому школьный и ученический компоненты на этом этапе основной школы целесообразно использовать на углубленное изучение отдельных образовательных областей и занятия поисково-исследовательского характера.
Образовательная область Филология представлена предметами: русский язык как государственный, родной язык, литература, иностранный язык.
Русский язык на этой ступени изучается прежде всего как государственный. В результате учащимся обеспечиваются условия для овладения навыками культуры поведения и общения в бытовой, учебной, официально-деловой и социокультурной сферах; развитие познавательной культуры обучающихся, их языковых, интеллектуальных способностей; практическое владение русским языком и сведениями о языке; овладение знаниями о культуре, истории, традициях русского народа; формирование общеучебных умений и навыков в процессе изучения русского языка (работа с книгой, словарем, аннотирование, конспектирование).
На данной ступени продолжается обучение иностранному языку. Модель обучения иностранному языку строится с учетом того, что к концу обучения учащиеся должны достичь как минимум уровня требований образовательных стандартов в области иностранных языков и иметь возможности повышенного уровня овладения языками.
В основной школе продолжается также обязательное изучение родного языка.
Образовательная область Математика включает математику, алгебру и геометрию. Став языком науки и техники, математика все шире проникает и в повседневную жизнь. Грамотное владение математическим языком существенно расширяет коммуникативные возможности современного образованного человека. Математической подготовке школьников принадлежит значительная роль в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать точно и конструировать новые подходы. В ходе решения задач ≈ основной учебной деятельности на уроках математики ≈ развивается творческая и прикладная стороны мышления.
Образовательная область Информатика представлена предметом информатика, который формирует системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучает информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, формирует научные основы и навыки использования информационных технологий, необходимых во всех областях практической деятельности человека. Информатика дает возможность широкого использования при изучении других предметов в основной школе.
Образовательную область Естествознание составляют интегрированный курс “Природоведение” в 5 – 6-х классах и базовые предметы физики, биологии, химии в 7 – 10-х классах.
Естественно-научное образование в 5 – 6-х классах строится с учетом психологических особенностей, присущих не только школьникам младших классов, но и во многом детям 11-12-летнего возраста ≈ склонности к целостному восприятию мира ≈ и реализуется в виде интегрированного курса природоведения. Курс природоведения продолжает формировать целостную картину мира, представления о единстве и многообразии свойств неживой и живой природы, готовит обучающихся к освоению основ наук о природе. Систематические курсы физики, химии, биологии углубляют знания об окружающем мире, способствуют приобретению навыков применения достижений науки в практической деятельности. Знания и умения, полученные учащимися в рамках данной образовательной области, формируют широкий взгляд на мир, человечество и природу, ответственное отношение к окружающей среде.
Образовательная область Обществознание в основной школе представлена следующими предметами: “История (отечественная и всемирная)”, “Обществоведение”, “География”.
История формирует систему знаний об истории человеческого общества, место в ней России, воспитывает гражданина и патриота Отечества. Интегрированный курс обществоведения приобщает учащихся к гражданской культуре, освоению начал правовых, социологических, политологических, экономических, культурологических знаний.
Включение в эту область географии дает возможность более широкой реализации межпредметных связей не только обществоведческих предметов (история, экономическая и социальная география), но и между природой (физическая география) и обществом (история, обществознание, экономическая география). При этом развитие общества рассматривается как во времени (история), так и в пространстве (география). Разделы, относящиеся к физической географии, являются составной частью образовательной области Естествознание.
Баланс между минимумом учебного времени, отводимым на естествознание и обществознание, может быть сохранен или изменен школой за счет школьного учебного плана. Принципиально важным является использование дополнительных возможностей вариативной части учебного плана для удовлетворения интереса учащихся к естествознанию или обществознанию в проектных, практических, поисковых формах обучения.
Образовательная область Искусство может быть представлена предметами изобразительное искусство, музыка, танец. В 9-10-х классах мировая художественная культура может быть интегрирована в программы по литературе и истории или изучается учащимися факультативно.
Содержание образовательной области Технология включает подготовку и осуществление практической трудовой деятельности учащихся, их самообслуживания, знакомство с основами организации производства. Вопросы организации производительного труда, проведения трудовой практики решаются советами учебных заведений на основе добровольного участия школьников за счет использования часов ученического компонента.
Образовательная область Физическая культура включает как занятия общеразвивающего и общеукрепляющего характера, так и элементы спортивной подготовки (в том числе виды спорта, традиционные для данного региона). Содержание строится с учетом изменения физических особенностей и возможностей учащихся, а также включает отдельные сведения о безопасности жизнедеятельности, правилах и способах оптимального поведения в экстремальных ситуациях.
Не выделяя отдельного предмета “Экология”, авторы Базисного учебного плана придают исключительно важное значение экологическому воспитанию и считают, что этого можно добиться только на пути экологизации всего содержания образования.
В целях развития вариативности системы образования, поддержки инновационных процессов в основной школе возможна интеграция или иная компоновка базовых учебных предметов при условии выполнения требований государственного образовательного стандарта.
Третья ступень обучения – старшая школа
Эта ступень образования призвана обеспечить профильное обучение на базе общеобразовательной подготовки с учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся. Базисный учебный план старшей ступени распределяет учебное время в основном по образовательным областям.
Базисный учебный план третьей ступени отражает обязательный минимум содержания образования для всех профилей образования. К нему прилагаются примерные учебные планы по четырем профилям дифференциации содержания образования: гуманитарному, естественно-математическому, технологическому и общеобразовательному.
Особое внимание следует обратить на общеобразовательный профиль. Он предназначен для школ, не имеющих возможности глубокой профилизации обучения. Одновременно для этого вида образовательных учреждений в Базисном плане предусмотрено значительное время для организации занятий по выбору (школьный компонент), индивидуальных консультаций и занятий поисково-исследовательского характера (ученический компонент).
Существенное увеличение школьного и ученического компонентов позволяет образовательному учреждению варьировать профильное обучение, использовать очно-заочное, дистантное и иные нетрадиционные формы организации образовательного процесса, а учащимся ≈ реализовывать индивидуальные образовательные программы.
Образовательные области Филология, Математика, Естествознание, Обществознание могут быть представлены либо традиционным набором предметов, либо интегрированными курсами при условии включения содержания, соответствующего требованиям образовательных стандартов.
Профильная подготовка предполагает увеличение количества часов на соответствующие предметы, а также специальные курсы и занятия учебно-исследовательского характера.
На этой ступени обучения образовательная область Технология может быть представлена как материальными, так и главным образом информационными технологиями.
Образовательная область Физическая культура представлена предметами физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности. Физическая культура формируется у учащихся посредством овладения основами физкультурной деятельности с профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью. Курс основ безопасности жизнедеятельности связан с формированием у учащихся целостного представления о безопасности личности, общества и государства во всех сферах жизнедеятельности.
***
Потенциальные возможности предлагаемого Базисного учебного плана в построении нового школьного образования могут быть в полной мере реализованы только при условии существенного изменения содержания обучения, пересмотре целого ряда позиций, определяющих его формирование. Это прежде всего предполагает переработку содержания образования в направлении выделения базового круга фундаментальных и структурообразующих понятий и концепций, усиление личностного смысла, учет интересов учащихся и социальной значимости изучаемого материала, сокращение общего объема дидактических единиц, включаемых в обязательный минимум содержания образования.
Такой подход позволит в итоге создать учебный план и содержание образования, которые обеспечат каждому ученику в рамках любого общеобразовательного учреждения возможность получать образование не ниже уровня, предусмотренного государственным стандартом, и наряду с этим построить собственную образовательную программу с учетом личных запросов, склонностей, интересов, независимо от социального статуса семьи, национальности, вероисповедания и возможностей конкретного общеобразовательного учреждения.
Федеральный Координационный Совет по общему образованию
Комментарии