Традиционно в российском образовании вопросы воспитания были на особом счету. Еще Михаил Васильевич Ломоносов говорил о том, что цель обучения — не сумма знаний, а правильный образ мышления и нравственное воспитание. Еще ярче высказался Дмитрий Иванович Менделеев: «Знание без воспитания — это меч в руках сумасшедшего».
Воспитательная составляющая в системе современного образования стала не просто задачей школ, но и частью государственной политики: на федеральном уровне введены единая рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы, во многих школах появились советники директоров по воспитательной работе, в рамках учебных предметов появились темы, связанные с гражданским и нравственным самосознанием, введены курсы «Разговоры о важном» и «Россия – мои горизонты». Все эти нововведения стали частью воспитательной работы во всех школах нашей страны, и в конец учебного года можно сказать – нам всем есть чем поделиться с коллегами, а еще – есть и вопросы, которые хотелось бы задать по некоторым трудным моментам, которые, безусловно, тоже были в каждой школе.
И именно сейчас было так важно собрать заместителей по ВР (воспитательной работе) со всей страны, чтобы дать им возможность перезагрузки после учебного года, а еще совместно обсудить «Ценности в системе воспитания: семья и школа». Так и назывался форум, который был организован 5-8 июня в Центре знаний «Машук» Институтом воспитания | ФГБНУ ИИДСВ – настоящее событие в нашей системе образования! В нем приняли участие почти 200 человек из 64 регионов России, в том числе и очень удаленных от центра.
Форум открыла директор Института воспитания Наталья Валентиновна Агре. Она задала тон и ритм дальнейшей работе, выразив надежду, что все собравшиеся станут настоящими агрегаторами смыслов воспитания после общения с представителями Государственной думы, региональных органов самоуправления, Русской православной церкви, Российского общество «Знание», РДДМ «Движение первых», Центра «Профилактика» Института воспитания и других спикеров.
Почетный гость Форума, председатель комитета Государственной Думы по просвещению Ольга Михайловна Казакова, заострила внимание всех собравшихся на важности единства обучения и воспитания в нашей системе образования, которая сейчас изменяется и укрепляется, а также на том, как значимо и необходимо собрать именно тех, кто занимается непосредственно воспитанием в школах в Центре знаний «Машук» для работы с ними.
Участников Форума от себя лично и от губернатора Владимира Владимировича Владимирова тепло приветствовала министр образования Ставропольского края Мария Викторовна Смагина, поделившаяся краевым опытом работы родительских университетов.
Дальнейшая работа Форума была поделена на несколько смысловых частей: лекции, мастер-классы, проектная работа и ее защита. Тем не менее лекции были не просто монологом со сцены, а во многом и диалогом с залом, так как затрагивали именно те вопросы, которые живо интересовали участников.
Так, заместитель директора Института воспитания Оксана Александровна Шестакова говорила о научно-методическом обеспечении государственной политики в области воспитания, отметив четыре формы реализации государственной политики в области воспитания и подробно рассказала о каждой из них: это разработка, принятие, реализация государственных документов стратегического планирования; а также законодательства о воспитании и образовании; государственных ведомственных и нормативных правовых актов и научно-методического обеспечения государственной политики в области воспитания. Также она представила научно-исследовательские работы, над которыми трудятся специалисты Института воспитания и представила проекты и полезные материалы для педагогов и родителей.
О сохранении ценностей в коллективном движении детей рассказала Лариса Семеновна Львова, руководитель департамента методического обеспечения Движения Первых, а о самых разнообразных активностях и конкурсах для педагогов – исполнительный директор Форума классных руководителей Александра Дмитриевна Поблинкова. Она, кстати, отметила важность деятельности замов по ВР именно как своего рода маршрутизаторов по различным проектам для педагогов. Росдетцентр также представил на Форуме свои проекты, направленные на развитие и воспитание детей и молодежи: «Навигаторы детства»; «Орлята России»; «Лига вожатых»; Всероссийский конкурс «Добро не уходит на каникулы» и «Технология добра». Заместитель руководителя Учебного центра ФГБУ «Росдетцентр» Анна Валентиновна Сергунина поделилась подборкой полезных материалов по этим проектам.
Иерей Герман Демидов, проректор по научной работе Перервинской духовной семинарии, обратил внимание участников на важность государственно-конфессионального сотрудничество и на его возможности в целом.
Ирина Нургаиновна Добротина, заведующий кафедрой филологического общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» в своем выступлении осветила темы: приоритеты в сфере образования и воспитания с учётом Указов Президента Российской Федерации; важность взаимодействия семьи и школы; современный контекст преподавания русского языка и родного (русского) языка в школе.
После такой плотной лекционной работы началась работа на мастер-классах по группам. Надо сказать, что в Центре знаний «Машук» команда волонтеров всегда с выдумкой подходит к сопровождению групп – знаю это на личном опыте. В этот раз каждый участник получил вместе с бейджем личный номерок из цифры и буквы, при этом в активности группы могли соединиться как по цифре, так и по букве – очень удобно для такого большого мероприятия, когда иногда надо перемешать привычный состав в коллективах. Так вот – команда спикеров Института воспитания, в которую мне была оказана честь попасть, была готова к шести встречам с разными по составу группами для обсуждения программы воспитания по конкретным модулям.
Модуль «Профилактика и безопасность» осветила Ксения Владимировна Савченко, начальник отдела реализации образовательных программ Федерального центра «Профилактика» Института воспитания, уточнив основные принципы его проектирования: деятельность в интересах ребенка; ценностная и содержательная связь с другими модулями; генерация позитивных активностей.
Модуль «Урочная деятельность» участники Форума проектировали под руководством Аллы Александровны Волковой, заместителя директора МБОУ гимназии № 12 города Липецка: изучали целевые ориентиры программы воспитания, составляли календарь воспитания, разрабатывали алфавит интерактивных форм учебной работы и не только.
После мастер-класса по модулю «Работа с родителями» от учителя английского языка ГБОУ школы имени Маршала В.И. Чуйкова города Москвы Юлии Борисовны Мукосеевой участники не просто научились основам его проектирования, но и четко поняли, чем отличаются родители-«танки» от родителей-«трехколесных велосипедов» и как приобщать родителей любого типа к совместной работе со школой на благо воспитания детей.
О модуле «Внеурочная деятельность» можно говорить много, но учитель географии, руководитель Музея Подольских курсантов МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов» Московской области Павел Евгеньевич Красновид сделал особый акцент на деятельности школьных музеев как центров патриотического воспитания. Музей — это не столько про прошлое, сколько про настоящее и будущее: под таким девизом и ведет свою многогранную работу школьный музей Гимназии имени Подольских курсантов и лично его руководитель. Я очень надеюсь, что капитальный ремонт, который начинается в этой легендарной школе, поможет школьному музею стать шире и интереснее, и вместе с тем не потерять своей индивидуальности, которая является плодом труда как его основателя в 1965 году Дмитрия Дмитриевича Панкова, так и достойного продолжателя его дела в наши дни, настоящего энтузиаста и профессионала-музейщика Павла Евгеньевича Красновида.
Модуль «Основные школьные дела» вместе с Укладом школы освещала заместитель директора ГБОУ «Академическая гимназия № 56 им.М.Пильдес» Екатерина Дмитриевна Тенютина, и я очень жалею, что сплошной график не позволил мне побывать на этом мастер-классе и снова погрузиться в удивительную атмосферу «Пятьдесят шестой», которая в 2018 году приняла конкурсные испытания «Учителя года России» в Санкт-Петербурге. Думаю, все участники точно заново перечитают замечательные книги нашего классика отечественной педагогики Владимира Абрамовича Караковского, которые и в наше время актуальны и должны быть настольными у всех учителей!
Как ни странно, по данным Института воспитания, больше всего вопросов в школах возникает по проектированию модуля «Классное руководство», освещать который было поручено мне. В самом деле – классные руководители обычно работают независимо от того, насколько заместителю по ВР удалось его спроектировать, тем не менее очень важно проанализировать всю эту работу и грамотно, структурировано описать происходящее в системе классного руководства школы. Оказалось, во всей стране можно выделить четыре основных подхода к такому проектированию, и участникам были предложены небольшие методички с примерами этих модулей в разных школах. А чтобы сразу закрепить полученные знания, я познакомила коллег с несколькими прекрасными школами, в каждой из которых я или бывала, или хорошо знаю учителей, которые там трудятся. Школы подбирались из самых разных округов страны: замечательная гимназия № 12 «Гармония» г. Липецка, славная успехами как педагогов, так и учеников; гатчинская гимназия имени К. Ушинского, с чьим именем она неразрывно связана; школа № 1 им. А. Туркина станицы Динской Краснодарского края с потрясающим педагогическим коллективом, взявшим на себя воспитание очень непростых детей; школа № 6 г.Ноябрьска ЯНАО, живущая в соцсетях с хэштэгом #ЛюбимаяШестая, и это – не преувеличение; наконец – единственная на севере Сахалина гимназия поселка Ноглики, педагог из которой будет представлять регион на финале конкурса «Учитель года России 2024». Получив кейс с характеристикой школы и ссылками на ее сайт и соцсети, разделенные на пять групп, участники должны были, буквально на пять минут заглянув в воспитательную «кухню» школы, придумать основные подходы к проектированию модуля «Классное руководство» именно для данного воспитательного пространства. Если честно – задачка не из простых, со звездочкой, но коллеги делали действительно невозможное: давали очень хорошие советы для каждого кейса. Хочу отдельно поблагодарить директоров и педагогов школ, которые стали героями кейсов – думаю, у вас точно прибавилось подписчиков в соцсетях!
Трудно сказать, кто кого учил – наша аудитория была настолько профессиональна, что на мастер-классах получился действительно настоящий обмен опытом в области воспитания со всех уголков нашей страны.
Разумеется, после такой напряженной работы был очень актуален и психологический тренинг «Стресс и стрессоустойчивость: стратегия поведения и восстановления» от Александрины Антоновны Светловой, старшего методиста Института развития профильного обучения ГАОУ ВО МГПУ («Московский городской педагогический университет»). Она отметила, что существует полезный и чрезвычайный стресс: в результате первого происходит адаптация организма, повышается функциональный резерв, а второй, наоборот, отрицательно воздействует на организм человека. Несмотря на серьезность темы тренинга, прошел он очень легко, с шутками, смехом, узнаванием себя и своих симптомов на экране, ну и с очень полезными советами по преодолению стрессовых ситуаций и помощи в них ближнему своему.
Дальнейшая работа подразумевала активность самих участников: разбившись на новые группы, они готовили свой проект по одному из модулей программы воспитания или по выявленной воспитательной проблеме, а затем строго по регламенту в одну минуту, и не секундой более, защищали свои результаты перед всем Форумом. Надо ли говорить, что ни победителей, ни проигравших тут не было и не могло быть – таков уклад самого Центра знаний «Машук».
Уклад Центра подразумевает и культурную программу – на Форуме был проведен вечерний квиз, а завершилась работа творческой встречей с автором и исполнителем Михаилом Барковым. На костровой площадке под китару звучали как авторские песни Михаила, так и общеизвестные, которым подпевал весь Форум, а песня «Никто не знает Сашу», посвященная герою СВО, тронула всех буквально до слез…
Три дня Форума пролетели на одном дыхании, дав возможность участникам не только обменяться опытом и научиться новому, но и перезагрузиться после непростого для всех учебного года, найти единомышленников и просто пообщаться в условиях замечательного Центра знаний «Машук» – настоящего «Артека» для взрослых! Хочется поблагодарить команду Института воспитания за организацию этого события, а всем участникам пожелать мирного сотрудничества в ваших воспитательных «кухнях», ведь делаем мы самое важное дело: растим новое поколение граждан нашей большой страны!
Юлия Капалкина, лауреат конкурса «Учитель года России»-2018
Комментарии