Отличительная особенность современного этапа развития системы образования – переход на принципиально новую систему организационного управления в системе образования. По существу, наряду с возрастающими тенденциями роста самостоятельности образовательных организаций в этой системе реализуется модель социально ответственного управления развитием системы образования. Основной принцип такой модели – принцип баланса интересов всех сторон, заинтересованных в устойчивом социально-экономическом развитии региона.
Изменение состояния или появление новых факторов социально-экономического развития автоматически вносит изменения в процесс управления, и наоборот, возникающие новые потребности процесса управления стимулируют появление и развитие новых факторов. Важно отметить, что взаимовлияние факторов социально-экономического развития и процесса управления в данном случае непосредственное, можно сказать, рефлекторное, то есть формируется рефлекс как непосредственная реакция на вызовы внешнего окружения. При использовании модели социально ответственного управления появляется возможность непосредственной оценки изменений в процессе управления в зависимости от тех или иных проявленных факторов социально-экономического развития. Отсюда порождается совокупность показателей и критериев оценки эффективности принимаемых управленческих решений. За долгие годы работы в рамках такой модели созданы соответствующие организационные структуры, сформированы нормативы управления и определенная культура реакции на изменения факторов социально-экономического развития и реализации нововведений. Понятно, что непосредственная реакция видна сразу, она становится убедительным доказательством эффективной деятельности образовательных организаций. Однако долгосрочный эффект может быть прямо противоположным. Причина здесь в том, что в рамках такой модели чрезвычайно сложно учесть интересы всех сторон и соответственно вторичные изменения от инноваций, реализуемых в таком модельном представлении. При всех положительных свойствах модели необходимо констатировать, что такого рода модельные представления процесса социально ответственного управления выполнили свои функции на этапе становления образовательных организаций, зарождения государственно-общественного управления и частно-государственного партнерства, но в современных условиях модернизирования системы образования такая система организационного управления малоэффективна. В современных условиях принципиально изменились роли менеджеров в образовательной системе. Из анализа содержания новых ролей видно, что принципиально меняется позиция современного руководящего звена системы образования – она становится активной и нацеленной на активизацию деятельности всех сотрудников образовательной организации. Такое изменение ролей требует приобретения руководителями таких особенных компетенций, как: способность использования инструментария выявления и разрешения разноплановых противоречий в процессе развития образовательных организаций и системы образования; понимание естественного характера развития образовательных организаций и системы образования; навыки определения и минимизации рисков возникновения аномалий и обеспечения высокого качества управления социально-экономическим развитием образовательных организаций и системы образования в целом; способность выявлять и устранять информационные аномалии в процессе развития образовательных организаций и системы образования в целом; ключевые знания в области закономерностей развития образовательных организаций; понятия о полном портфеле решений по развитию образовательной организации; навыки в разработке концепций и стратегий развития образовательной организации и системы образования в целом; представления об организации «правильного» стратегического процесса в образовательной организации; понимание существа механизма адаптации образовательных организаций к изменениям внешней и внутренней сред; навыки в конструировании адаптивных организационных структур; навыки по использованию способностей образовательных организаций в развивающих процессах; представления о возможностях развивающей работы с организационной культурой; навыки успешной структурной подстройки образовательной организации под изменения; знакомство с большим количеством организационных структур; представление о развитии оргструктур и о свойствах оргструктур различных уровней развития; навыки в анализе и построении разнообразных организационных структур; понимание возможностей образовательных организаций с различными организационными структурами, логики действий при готовности изменять образовательную организацию в условиях модернизации системы образования; навыки оценки ситуаций и выбора технологии управления изменениями, в использовании инструментов жесткого управления изменениями, анализа проблемных ситуаций с помощью системного инструментария; понимание техник развивающих изменений на основе мобилизации социального ресурса; представления об условиях успешности перемен. Игорь БАШКАТОВ, руководитель Центра управления и экономики образования МИРО
Комментарии