Директор Департамента образования администрации города Омска Екатерина СПЕХОВА с детства мечтала быть учителем. Стала руководителем, но уверена, что главное и в той и в другой деятельности, чтобы все друг друга понимали.
– Екатерина Витальевна, вы руководите департаментом немногим больше года. Есть чем гордиться?- Можно ли гордиться тем, что удалось реализовать планы, намеченные на год? Так просто должно быть. Хорошо, что реализация федеральных государственных стандартов идет так, как задумано. Мы дали высокие показатели по качеству образования, по введению федеральных государственных образовательных стандартов в начальной школе, в этом году запустили 7-е пилотные классы в 17 образовательных учреждениях, которые апробируют введение новых ФГОС.Программа модернизации образования в части обновления материально-технической базы учебных заведений подошла к концу, но не все школы пополнились современными кабинетами физики, химии. Тем не менее все дети должны иметь равные условия для получения образования – одинаково хорошие. Но так сложилось, что школы, находясь буквально в нескольких метрах друг от друга, разительно отличаются и материально-технической базой, и состоянием самих зданий. Один из шагов, которые предпринимает департамент для создания благоприятных условий для юных омичей, – объединение школ, находящихся на одном микроучастке, по принципу усиления. Преимущества объединения школ в образовательные центры – это новые возможности дополнительного образования, создание на базе одного комплекса большого числа профильных классов. Пока примеров такого слияния немного, и не всегда оно проходит безболезненно.- Родители были недовольны слиянием малокомплектной школы №125 и гимназии №75. Сейчас передумали?- Я рада, что мы сумели убедить взрослых. Дети почти не видят неудобств, им как раз интересно учиться в двух зданиях по соседству. Расписание составлено так, чтобы не переходить из одной школы в другую в течение дня, но еще не все отработано. Между школами есть пешеходный переход.Мы постарались занять детей в объединенной школе дополнительным образованием, как и задумано в ФГОС. Это удобно родителям, не надо переживать, куда ребенок пошел после школы. Сейчас там несколько программ, каждый может выбрать то, что больше подходит. 125-я не могла реализовать профильное обучение, а в гимназии №75 с этим хорошо. Объединили еще две школы – №63 и №7. В 63-й современное мультимедийное оборудование, прекрасные лабораторные комплексы, компьютерный класс. Благодаря этому процесс обучения выстраивается согласно всем современным стандартам. Удалось сохранить и педагогические кадры. Школу №7 посещали дети, требующие чуть больше внимания со стороны педагогов, дефектологов, логопедов. Мы сохранили классы в том же составе. С ними, как и прежде, занимаются специалисты, но социально-педагогическую службу удалось усилить за счет слияния. Планируем расширить эту работу, оказывать помощь детям из других учебных заведений и детских садов.- Мне кажется, вам многое пришлось делать впервые. Например, в марте организовали первый омский межмуниципальный форум «Будущее растим сегодня».- Изменения не могут произойти на ровном месте, мы должны их обсуждать. Форум был межмуниципальный, прибыли 400 человек из Омска, Новосибирска, Бийска, Москвы, Санкт-Петербурга. Основная цель – обсуждение актуальных проблем: профессиональные стандарты педагогов, независимая оценка качества образования, дистанционное образование, профильное, воспитание подрастающего поколения. Работали под девизом: «Обновленное образование сегодня – успешное будущее завтра». Обсуждали создание служб медиации, к примеру, которое только началось. Хотим, чтобы в этих службах трудился не только педперсонал, но и участвовало волонтерское движение.27 площадок располагались в образовательных учреждениях Омска, где делились наработанным опытом в области существующих проблем. Провели интерактивную выставку, пригласив специалистов с учебно-наглядным оборудованием. Презентация интерактивного учебника привела к тому, что в двух школах скоро заменим бумажные на электронные. Сейчас прорабатываем вопрос с несколькими компаниями. Мы-то думали, что нужно только решиться, а оказалось, что требуется еще и техническая оценка. Например, выяснилось, что электронным учебникам требуется постоянная подзарядка от 12-вольтных розеток, а это совсем другое электричество.- Морально, наверное, как раз все готовы? Компьютеризация, дистанционное образование, сетевое обучение всегда было омским коньком.- Сетевая организация профильного обучения – эксперимент, который проводится с 2007 года под руководством Департамента образования, в нем участвуют более двух тысяч ребят. В этом году 63 школы заключили договоры с различными вузами нашего города по реализации профильного обучения в 10-11-х классах, по созданию дополнительных условий для обучения. Дистанционное обучение развивается, все дети с ограниченными возможностями здоровья учатся. Инклюзивное образование продвигается трудно, и тут дело тоже в технических возможностях.Здоровье и безопасность прежде всего. Поэтому в школах продолжают появляться видеокамеры, система контроля и доступа в образовательные учреждения в виде турникетов. Электронные карты позволяют не только ограничить доступ посторонних лиц, но и помогают родителям узнать, в какое время ребенок зашел в школу, когда выходит – получают sms-сообщения. Вводим систему оплаты питания по карточкам. В прошлом году этот проект был реализован в гимназии №9, внедряем еще в двух. При наличии карманных денег ребенок не побежит за чипсами до киоска, а будет питаться здоровой пищей в школьных столовых. И это очень значимо.- Екатерина Витальевна, у вас особый стиль руководства, мне кажется, что с вашим приходом педагоги стали больше общаться…- Для меня важно, если общение – начало сотрудничества. Нынче мы совершили маленькую революцию в организации традиционных коллегий. Не просто посидели, послушали доклады, как обычно. Хотелось, чтобы люди начали думать, обсуждать, опубликовали ряд докладов в Сети, чтобы предварительно ознакомились, стали спорить. Провели две коллегии в дистанционном режиме.На новый уровень вышло сотрудничество Департамента образования и высшей школы. Самый близкий партнер – Омский государственный педагогический университет. Прорабатываем вопрос об увеличении педпрактики, хотим, чтобы успешные студенты совмещали учебу с работой в школах. Создали общественную организацию молодых педагогов, ее возглавляет учитель истории, который стал в прошлом году победителем городского конкурса молодых педагогов «Открытие».Школа не успевает за техническим прогрессом, но мы стараемся. В прошлом учебном году начали реализовывать совместный проект с компанией Samsung в школе №120, где уже есть база робототехники. Мы ее усилили, набрали желающих десятиклассников из разных школ, они изучают программирование по современной IT-технологии совместно с компанией Samsung и техническим университетом, классическим университетом, где в дальнейшем смогут учиться. С лабораторией робототехники технического университета договорились о создании школы робототехники в выходные дни.- Повышается интерес к техническим специальностям?- Часто причина нежелания стать рабочими и инженерами проста – недостаток информации о профессии. С представителями вузов, предприятий провели в школах собрания кустовым способом, постаравшись собрать ребят, которые интересуются именно техникой, точными науками. Победителей и призеров всероссийских олимпиад по математике, физике, химии сводили на заводы. Дети ведь и не знают, что это такое. Им кажется, грохот, грязь, робы, а тут пол чище, чем дома, светлая одежда, станки с автоматической системой управления. Разрабатываем идею о проведении уроков технологии для старшеклассников на предприятиях.Наши традиционные ярмарки профессий поменяли формат. Учреждения профессионального образования, работодатели пришли, как обычно, ознакомить старшеклассников с условиями поступления, работы. Но очень много мы работали с ними, объясняя, что нет смысла читать доклады, детям станет скучно через несколько минут. В итоге можно было поработать на сварочном аппарате, снять свои отпечатки пальцев. Как-то, знаете, расшевелили, предприятия теперь сами выходят с предложениями провести совместные мероприятия, организуют конкурсы. – Работа педагогов стала другой, усложнилась?- А как иначе? Жизнь требует. Но это переходный этап! Одни жалуются, что с теми же дневниками работа двойная, а гимназия №19, например, уже отказывается от бумажных, полностью переходя на Дневник.Ру. Но ведь и оплата труда растет. Много было переживаний по поводу того, что перестали выплачивать тысячу рублей за классное руководство, но многие школы включили ее в стимулирующую часть, и оплата даже повысилась до 2-2,5 тысячи рублей.- Екатерина Витальевна, образование часто ругают, вы не пожалели, что согласились на такую хлопотную должность?- Если ругают, значит, не бездействуем. Проблемы копились десятилетиями, система омского образования немаленькая – почти 150000 детей и 12000 педагогических работников. Потому и важно, чтобы все друг друга понимали. Не пожалела, наверное, потому что детей люблю, хочу, чтобы им было хорошо. Я в университете писала дипломную работу «Юмор в математике» и знаю, что даже самые сложные дела можно делать весело.Омск, фото автора
Комментарии