Задачи столичного образования, сформулированные в программе «Развитие образования города Москвы на 2012-2018 гг. («Столичное образование») и направленные на обеспечение высокого качества образования на всех уровнях, в полной мере соответствуют государственным приоритетам.
Столичные образовательные комплексы – организации, аккумулирующие ресурсы и способные обеспечить весь спектр востребованных образовательных услуг. Руководители комплексов, с одной стороны, получили финансовую самостоятельность в части распределения бюджета и управления ресурсами образовательной организации, с другой стороны, осознали необходимость активно включать в управленческую деятельность органы общественного самоуправления. В области содержания и организации учебного процесса образовательные организации получили самостоятельность в отборе содержания и формировании образовательной программы, взяли на себя обязательства обеспечить открытость и прозрачность всех направлений деятельности, публично предъявить ее результаты. Основной результат деятельности образовательной организации сегодня – обеспечение высокого качества образования. Для коллектива нашей гимназии обеспечение высокого качества означает широкое разнообразие образовательных технологий, объединенных общей задачей формирования личности, способной самостоятельно получать знания, применять их на практике, планировать свою деятельность, сотрудничать, рефлексировать.Формулируя миссию гимназии, еще в 2002 году мы сделали акцент на воспитании конкурентоспособной личности выпускника, стремящейся к самореализации. Этому способствовали сформировавшиеся особенности гимназии как инновационной образовательной организации, направляющей значительные ресурсы на реализацию непрерывного экономического образования. До 2011 года гимназия с помощью входного тестирования проводила отбор детей, готовых учиться по программам повышенного уровня сложности, начиная с 5-го класса. В 2011 году гимназия прошла первую реорганизацию – присоединение прогимназии – и стала обучать детей с 1-го по 11-й класс. В это же время вступил в действие порядок приема в первый класс, исключающий всякий отбор детей. Перед нами встала задача сохранения традиционного уклада, направленного на развитие тех интеллектуальных способностей учащихся, которые раньше мы традиционно выявляли при отборе. Наш многолетний опыт позволяет говорить о том, что учащиеся, достигающие высоких результатов в обучении, победители предметных олимпиад, обладающие так называемой академической одаренностью, отличаются прежде всего высоким уровнем мотивации к обучению, интеллектом, развитым логическим и абстрактным мышлением, рефлексией. Вместе с тем на основании опыта работы с учащимися, одаренными в области исследовательской деятельности, можно сделать вывод о том, что их отличает одаренность интеллектуального типа, которая характеризуется не столько глубокими знаниями предмета, сколько познавательной активностью, умением получать знания самостоятельно из информационных источников (в том числе изучать литературу на высоком уровне сложности), желанием получить ответы на вопросы, которые недостаточно освещены в школьном учебнике. У таких детей высоко развито критическое мышление, они не боятся высказывать независимые суждения, что позволяет им выходить на фундаментальное осмысление сложной проблемы и искать выход из нее. В результате анализа накопленного опыта мы выявили для наших условий главный фактор, определяющий и академическую, и интеллектуальную успешность, а значит, конкурентоспособность ученика – мотивацию к учебной деятельности, в частности, к освоению программ повышенного уровня сложности. Таким образом, переход к новым условиям мы обозначили для себя как смену тактики выявления мотивированных учащихся на тактику формирования у всех учащихся высокого уровня мотивации к обучению на повышенном уровне сложности – и далее к поддержке мотивированных детей и к дальнейшему развитию по индивидуальным образовательным траекториям. Следующий этап реорганизации, на котором к гимназии присоединился детский сад №2256, позволил нам начать распространение этой тактики на дошкольную ступень и обеспечить преемственность развития мотивации при переходе с дошкольной ступени к начальной.Методическая основа работы – индивидуализация образовательной деятельности. Эту работу в гимназии мы ведем давно. Система основного и дополнительного образования решает задачу индивидуализации с помощью курсов и предметов по выбору, исследовательской деятельности, включенной в образовательную программу на всех уровнях, музейной и клубной работы. Однако, на мой взгляд, это экстенсивный путь, дальнейшее движение в этом направлении увеличивает количество программ, занимает все больше времени учащегося и не может повышать продуктивность и качество их освоения. Мы же выбрали интенсивный путь, он значительно сложнее с точки зрения работы коллектива в целом, но гораздо эффективнее. Индивидуализация становится для наших учителей, учащихся и родителей основой образовательной деятельности: от урока, который подразумевает дифференцированный подход к каждому ученику, до разработки индивидуальных образовательных программ и формирования индивидуальных учебных планов на старшей ступени. Эффективный учебный план стал фундаментом этой работы педагогического коллектива. Еще один способ добиться повышения эффективности мотивационной деятельности – интеграция содержания образования. Сегодня оценка достижений в соответствии с требованиями ФГОС строится на комплексной диагностике, международные исследования PIZA, PIRLS, TIMSS также имеют комплексный характер. Московский центр качества образования предлагает все больше работ, диагностирующих выполнение ФГОС на основе комплексных работ: в 2012-2014 гг. мы проводили межпредметную диагностику на основе предметов гуманитарного цикла, диагностику читательской грамотности, диагностику метапредметных результатов обучения в рамках проектной и учебно-исследовательской деятельности. Эти изменения ставят во главу угла не столько введение дополнительных интегрированных курсов (экстенсивный путь), сколько внедрение в учебный процесс заданий интегрированного характера в каждой предметной области. Вместе с тем индивидуализация содержания при всей ее необходимости ограничена в части профилизации. Наша позиция такова: на ступени основного образования наиболее приоритетно универсальное образование, к ранней профилизации на этой ступени большинство детей и родителей психологически не готовы, проблематично показать высокие результаты межпредметной диагностики, сужается спектр предметов, в которых можно попробовать себя в олимпиадах (притом что для возраста до 8-го класса олимпиады чаще имеют познавательный, мотивационный характер и показывают учащимся наиболее интересные особенности предметов). По этой причине в гимназии не формируют профильные классы на этой ступени. К завершающей ступени общего образования мы подходим иначе. На основе уже сформированной мотивации большинство учащихся осознанно формируют индивидуальные учебные планы в соответствии с приоритетами, причем собеседование по формированию плана происходит только в присутствии семьи обучающегося. О сформированности мотивации к обучению на повышенном уровне сложности свидетельствуют, например, два факта. В этом году 70% девятиклассников выбрали для изучения на профильном уровне не менее 4 предметов; далеко не все девятиклассники при выборе руководствовались задачей сдавать ЕГЭ для поступления в вуз по всем выбранным предметам – часть выбранных предметов представляет для них личный интерес в конкретной образовательной области.Процесс формирования мотивации к учебной деятельности повышенного уровня сложности, на мой взгляд, следует формировать на основе таких принципов: непрерывное формирование – на всех ступенях образовательного и воспитательного процесса мотивационные мероприятия станут приоритетными. Наша Малая академия наук гимназии включает 4 отделения, начиная с дошкольников и заканчивая выпускниками, причем родители стали как соруководителями детских работ, так и экспертами, рецензентами, организаторами гимназической и городской конференции «Шаги в экономическую науку». Комплексное формирование – любые формы урочной и внеурочной деятельности подразумевают развитие мотивации. В этой связи важно обратить внимание на включение родителей и социальных партнеров в процесс развития мотивации. Наш многолетний опыт сотрудничества с Финансовым университетом при Правительстве РФ сегодня выходит на новый уровень, гимназисты участвуют в образовательных программах университета, стало традицией проведение интегрированных уроков английского языка с участием иностранных студентов, семиклассники гимназии стали победителями викторины, посвященной 95-летию университета, авторы проектов представили свои работы на международном студенческом форуме. Отмечу большую роль, которую мы отводим родителям: без участия и положительного отклика родителей развить мотивацию ребенка к овладению учебными действиями на повышенном уровне сложности невозможно, поэтому родители для нас участники мотивационной деятельности наравне с детьми и учителями. Такие формы работы, как мастер-классы, тренинги, деловые игры, в гимназии проводят как при участии, так и по инициативе родителей. Ежемесячно проводимые мероприятия «Открытая гимназия», когда родители после посещения уроков анализируют и критически оценивают деятельность детей, учителей, администрации, вносят свои предложения, помогают всем нам двигаться вперед. Технологичное формирование – образовательные технологии, применяемые преподавателями гимназии для формирования познавательной активности, а также информационные технологии, которые прежде всего сами мощный инструмент формирования мотивации при их освоении. Учебная деятельность на основе IT-технологий имеет индивидуальный характер и помогает ребенку развиваться в приоритетном для него направлении. Курс «Венчурное управление» на основе IT-проектов, которые разрабатывали учащиеся 8-10-х классов и представили к защите на площадке бизнес-инкубатора Финансового университета, а также на конкурсе «Школьники в поддержку глобального предпринимательства» международной программы SAGE, дал старт к изучению бизнес-процессов и освоению связанных с этим новых компетенций: составления бизнес-плана, финансовым расчетам, созданию и изготовлению прототипа.Мы убеждены, что эффективный учебный план – основа формирования мотивации. На схеме показаны возможности, которые предоставляет эффективный учебный план для формирования мотивации к изучению программ повышенного уровня сложности во всех видах деятельности: урочной, внеурочной, в сфере дополнительного образования. В основе «пирамиды», очевидно, урочная деятельность учителя и воспитателя – именно здесь закладывают и формируют интерес к получению дополнительных знаний на основе индивидуального подхода. В гимназии этому этапу мы придаем очень большое значение, поэтому в системе гимназических требований к рабочей программе учителя и воспитателя заложена разработка индивидуального подхода к учащимся на каждом уроке.Формирование мотивации продолжается на следующей ступени внеурочной деятельности: здесь учитель поддерживает познавательный интерес с помощью исследовательской деятельности, предлагая темы проектных и исследовательских работ, готовит детей к участию в олимпиадах и других традиционных мероприятиях, организует с помощью родителей викторины, конкурсы, выставки, творческие вечера, где учащийся может проявить освоенные новые виды деятельности. Важной задачей учителя – руководителя проекта или исследования становится поиск для своего ученика площадки, где он мог бы предъявить свою работу (конференции очные и дистанционные, выставки, публикации, в том числе в интернет-журналах), это действенный мотивационный фактор. Работа одного из учеников гимназии на английском языке в этом году опубликована в сборнике работ студентов и ученых Финансового университета при Правительстве РФ.Сфере дополнительного образования в эффективном учебном плане мы придаем особое значение: тут важную роль играют социокультурные ресурсы мегаполиса и ресурсы партнеров гимназии, которые мы привлекаем как в урочной деятельности (музейные уроки, уроки на площадках социальных партнеров), так и в сфере дополнительного образования (элективные курсы, проекты и мероприятия, организованные как учителями гимназии, так и социальными партнерами). Пример такой программы – программа «Основы финансовой грамотности для детей и взрослых», которую мы реализуем при поддержке социальных партнеров – компаний-участников финансового рынка. В гимназии организована аттестация по программам дополнительного образования в различных формах, которая включает отзыв руководителя о посещении курса и выполнении заданий итоговой работы, организацию открытого мероприятия.Есть ли возможность оценить результативность работы по формированию мотивации к обучению на повышенном уровне сложности? В дополнение к традиционным показателям, которые учитывают в рейтинге московских школ, которые позволяют нам два последних года подряд занимать в нем девятое место, мы разработали индикаторы, которые могут охарактеризовать для нас эту результативность. Например, с 2012 года при абсолютном росте количества победителей и призеров олимпиад всех уровней растет число участников олимпиадного движения. Если в 2012-2013 г. в окружном туре участвовали 87% от всех учащихся 7-11-х классов, то в 2013-2014 г. – 95%, причем победителями и призерами становятся в 2012-2013 г. – 45% (142 учащихся), в 2013-2014 г. – 46% (169 учащихся), грамот за эти периоды получено соответственно 260 и 337. Это говорит о том, что победителями и призерами наши учащиеся стали по нескольким предметам, а это однозначно свидетельствует о сформированной мотивации. Аналогичная картина и по московской олимпиаде, весомый вклад в этот рост внесли малыши – учащиеся 3-4-х классов. Желание участвовать в интеллектуальных состязаниях у учащихся начальной школы велико, а площадок для участия на уровне региона почти нет. Не менее важный показатель для нас – процент выполнения заданий повышенного уровня сложности по всем видам срезовых работ и по работам в формате ОГЭ и ЕГЭ. По части предметов этот показатель для нас сегодня стал достаточным, по некоторым – еще нет. Образовательные комплексы – ядро динамичного и инновационного московского образования, они призваны охватить весь спектр образовательных запросов москвичей. Опыт гимназии №1518 в условиях отсутствия отбора учащихся на основе системной деятельности по формированию мотивации к освоению программ повышенного уровня сложности, по нашему мнению, может служить эффективным способом достижения высоких показателей качества образования.Марина ФИРСОВА, директор гимназии №1518, народный учитель РФ
Комментарии