ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС О УО (ИН), АОПП, СИПР, ИОМ… Можно и дальше продолжать перечислять эти непонятные для расшифровки аббревиатуры в новых нормативных документах, но нам с вами, уважаемые коллеги, в кратчайшие сроки придется многое узнать, многому научиться и, конечно же, расшифровать эти нескладные, труднопроизносимые слова. Узнавая и учась неизведанному, мы сами должны учить, учить уже по-новому.
Прошло почти три месяца, как стартовали два новых ФГОС: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Те самые ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО (ИН). В наши школы пришли новые ученики, в том числе и ребята с особенностями в развитии. Все дети с ОВЗ – с ограниченными возможностями здоровья – и дети-инвалиды теперь могут обучаться в любых школах, а не как раньше – только в коррекционных. Задача любой образовательной организации сегодня – создать специальные условия обучения для этих ребят. В нашей школе обучаются 229 особенных детей. Это дети с интеллектуальными нарушениями. Из них 147 детей-инвалидов. Пошел третий год, как учатся дети-сироты, в этом году их 58 – и мы всегда рады, когда ребята обретают новую семью, хотя и покидают нашу школу. В том году мы стали обучать детей с ТМНР – тяжелыми множественными нарушениями развития. Такой симбиоз (исключительно биологический термин, ни в коем случае не психологический) внес много динамики в наши педагогические будни. За время, что мы вместе, дети с ОВЗ активно участвуют во всех внеурочных мероприятиях, которые раньше проводились только для нормативных сверстников. Кому рассказать (особенно специалистам по олигофренопедагогике) – в этом октябре дети с нарушением интеллекта сами проводили уроки в рамках дня самоуправления. Педагоги нашей школы, которые обучают детей с ОВЗ, имеют специальное образование и бесценный опыт работы, которым всегда готовы поделиться с вами. Но, несмотря на профессионализм и опыт в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями, в прошлом учебном году мы оказались тоже новичками перед новым стандартом. В январе 2016 года к нам пришли учиться дети с ТМНР, воспитанники двух ЦССВ, сегодня у нас их 50 ребят. Этих детей раньше никогда не обучали. Не скроем, что столкнулись со сложностями и сейчас, в этом году продолжаем их преодолевать. Нет, не в работе с детьми! Разработка абсолютно новых по содержанию документов при полном отсутствии методической базы – дело непростое даже для специалистов. Всем коллективом мы корпим над индивидуальными образовательными маршрутами, специальными индивидуальными программами развития – теми самыми ИОМ и СИПР. Новые предметные области и коррекционно-развивающие курсы тоже для нас в новинку. Мы учимся посредством проб и ошибок и знаем, что у нас все получится – не так быстро, как хотелось бы, но где наша не пропадала!
Наталья ДОРОНКИНА, дефектолог школы №734 «Школа самоопределения»
Комментарии