Научно-практическая конференция «Апробация учебников нового поколения» состоялась в школе №1227. В конференции участвовали представители Департамента образования, методисты из всех округов, учителя, а также авторы инновационных технологий и учебных пособий нового поколения.
Участникам конференции были представлены доклады по таким темам, как:
роль учебников нового поколения в создании образовательного пространства Москвы;
формирование лингвистических и общих способностей детей в системе работ по новым учебным пособиям;
метапредметность как педагогическая технология формирования базовых способностей;
мониторинг новых образовательных технологий;
новые способы предъявления и освоения знаний в учебниках нового поколения.
Процесс модернизации отечественного образования, получивший отражение в программе «Столичное образование-5», диктует необходимость обновления его содержания, изменения требований к подготовке педагога нового поколения и соответственно поиска новых форм предъявления материала в учебных пособиях.
Департамент образования, НИИ Инновационных стратегий развития общего образования, Некоммерческий фонд научно-исследовательских разработок «Пушкинский институт» и его издательство уже в течение десяти лет занимаются разработкой новых образовательных технологий и выпуском учебных пособий нового поколения. Одним из ведущих принципов данных учебников стала их интегративность. В новых пособиях представлена интеграция разного уровня: содержательная, межпредметная, метапредметная, интеграция приемов и способов деятельности, предполагающая их использование в практике преподавания различных учебных дисциплин.
Учебник нового поколения представляет собой методический конструктор, позволяющий учителю включать в обязательные требования к базисному компоненту и разработки урока новые способы предъявления материала и освоения знаний.
Технологии, представленные в пособиях, не отвергают традиций классического образования и требований образовательных стандартов, напротив, они опираются на них и гармонично включаются в учебный процесс, позволяя учителю реализовывать новые цели образования, связанные с формированием компетентностей учащихся.
На конференции были представлены учебные пособия двух серий: «Мыследеятельностная педагогика» и «Филологическое образование» издательства НФ НИР «Пушкинский институт». В серию «Мыследеятельностная педагогика» входят пособия, ориентированные на преподавание метапредметов, выращенных из новой образовательной практики. Именно новая образовательная практика впервые потребовала своего описания, что и отразилось в новом языке и новых дидактических схемах и принципах.
Учебные пособия оказались необходимыми по разным причинам, но прежде всего потому, что на определенном этапе эксперимент требовал своего развития и оформления. Это означало, что необходимо было выдвинуть новый тип инфраструктуры, в которую входят в том числе и новый тип знаний, и новое содержание образования, и учебники нового поколения. Следующий этап развития требовал перевода технологических принципов преподавания, разработанных в ходе эксперимента, в массовую школу. Апробация учебных пособий нового типа на разных экспериментальных площадках привела в свою очередь к усилению двух взаимосвязанных, взаимообратимых процессов: с одной стороны, к развитию инновационных технологий преподавания, с другой же стороны, к совершенствованию самих учебных пособий.
Анализируя это взаимообратное движение, необходимо признать, что учебные пособия нового типа стали важнейшим, крайне необходимым средством развития любого экспериментально-инновационного процесса.
За каждым из них – свой фрагмент уникальной образовательной практики и свой уникальный подход к построению книги – учебника или учебного пособия. В этой сфере уже накоплен очень интересный опыт. Задачей конференции был не только обмен опытом, но и определение шагов для дальнейшего внедрения учебников в образовательную практику других учреждений, как московских, так и разных регионов России.
Создание учебников нового поколения основано на принципах преемственности и непрерывности, обеспечивающих единство содержания и форм его реализации на разных ступенях образования. Пособия, обеспечивающие развитие способностей дошкольников, были так представлены в докладе кандидата психологических наук, заведующей лабораторией антропологической диагностики НИИ ИСРОО Э.Акоповой:
«На дошкольной ступени образования начинают формироваться способность воображения, коммуникативно-мыслительные способности (техника различения, классификация, идеализация), организация действия, понимание. С этой целью были разработаны соответствующие методические пособия. В книге «100 сценариев, игр и праздников для детского сада и начальной школы» приводятся игры на развитие способностей, принципы и логика освоения детьми игровой формы деятельности, подходы к организации празднично-событийного цикла в детско-взрослой образовательной общности. Пособие «Гармоничное развитие дошкольника: игры и занятия» включает описание способности, диагностические материалы, сценарии предметных и комплексных занятий. Пособие «Развитие способности воображения в дошкольном и начальном школьном возрасте» написано в виде образовательной программы для дошкольников. Большая глава в этой книге, написанная итальянской художницей и педагогом Элидой Кабасси, посвящена развитию воображения на материале живописи.
Структура описания технологии формирования каждой способности подчинена задаче введения педагога в дидактическую, антропологическую и методическую позиции и представлена в следующей логике:
культурный способ;
логика освоения культурного способа и возрастных возможностей детей;
тип ситуаций применения культурного способа в детско-взрослой жизнедеятельности и деятельности, доступной пониманию и освоению для дошкольников;
типичные причины, не позволяющие освоить культурный способ;
условия и средства перехода ребенка на новый этап освоения способа;
сценарии занятий с дошкольниками, позволяющие формировать способности».
К новому подходу в области создания методических пособий можно отнести и видеопособия («Детские секреты учения, или Как осваивать образцы деятельности», «Видеостандарт диагностики способностей»). В них выделены возрастные этапы освоения культурных способов понимания и линии их диагностики. Педагоги и воспитатели дошкольных образовательных учреждений могут использовать отдельные сценарии в своей работе, применять диагностические задания для определения уровня развития способностей своих подопечных.
Принцип непрерывности реализуется в масштабном проекте, представленном серией интегративных учебных пособий «Филологическое образование».
Результаты апробации учебно-методического комплекта Л.Бурмистровой «Введение в мир русского языка» для 1-4-х классов представила учитель начальных классов школы №929 Н.Фролова, отметившая нетрадиционное построение учебных пособий, позволяющее младшим школьникам в образной форме ознакомиться со сложными языковыми явлениями, научиться целостно воспринимать языковую систему и применять полученные знания в различных речевых формах. Работа с учебно-методическим комплектом стимулирует интерес ребенка к русскому языку и отечественной культуре, к творчеству в различных жанрах словесности.
Апробация экспериментальных пособий проходила в разных учебных заведениях столицы. Ядром эксперимента стала школа №1835: начальная школа – детский сад «Материнская школа». Именно здесь были разработаны контрольно-измерительные материалы, позволяющие провести мониторинг лингвистических способностей школьников и показать эффективность новой образовательной технологии. Е.Курнешова, директор «Материнской школы», привела следующие данные (см. таблицу).
Следует отметить, что классы комплектуются без предварительного отбора, 22 процента школьников имеют отрицательную логопедическую диагностику.
В среднем и старшем звене школьного образования применяется технология риторизации предметов естественно-научного и гуманитарного цикла, разработанная доктором педагогических наук Л.Ассуировой.
Роль интегративных учебников нового поколения, созданных в рамках этой технологии, представила кандидат педагогических наук, учитель словесности гимназии №1549 Т.Смирнова. Ее выступление было посвящено новым подходам к организации образовательного пространства:
«Единое коммуникативное образовательное пространство – это система организации диалога, в ходе которого развивается способность слушать, слышать и понимать собеседника, устанавливать обратную связь, дающую информацию об интересах и состоянии ребенка в момент взаимодействия. Вся образовательная деятельность строится как диалог и полилог, как интегрированно-координированное взаимодействие субъектов.
Можно выделить следующие условия создания единого коммуникативного образовательного пространства:
направленность содержания учебного общения на жизненные проблемы ребенка, создание ситуации успеха;
уверенность ребенка в ожидаемом результате (свобода творчества; творческое самовыражение);
организация единого речевого режима;
выработка единых способов формирования общеучебных умений учащихся и требований к данной работе;
интеграция и риторизация учебных дисциплин.
В гимназии №1549 ведется апробация учебных пособий Л.Ассуировой «Введение элементов риторики в преподавание русского языка» для 5-6-х и 7-8-х классов, а также пособия Л.Алексеевой и Л.Ассуировой для педагогов и учащихся старших классов «Способы работы с пониманием текста, его анализом и интерпретацией».
Эти книги представляют собой единый цикл, обеспечивающий непрерывность и преемственность в формировании коммуникативной компетентности учащихся, развитии коммуникативно-речевых способностей школьников (от повышения качества речи до формирования индивидуального стиля), в работе по воспитанию средствами родного языка.
Пособия позволяют увеличить время речевой активности на уроке, подбирать текстовый материал по конкретной лингвистической теме, организовать работу над тем или иным жанром с учетом деятельностного подхода».
Интегративные учебники – организующее звено и средство формирования единого коммуникативного образовательного деятельностного пространства.
Для старшего звена создано несколько интегративных технологий, и авторы-разработчики инновационных сетей «Пушкинское слово» и «Мыследеятельностная педагогика» продолжают работу над учебными пособиями нового поколения.
Учитель словесности гимназии №1521 О.Зурабишвили представила пособие для старшеклассников «Я есмь. Развитие идеи личности в русской литературе», в котором отражена технология «Аналитическое чтение», формирующая способности понимания художественных текстов:
«Становление индивидуальности авторов и их героев прослеживается от ХI до ХХ веков на материале программных произведений средней школы. Разделы и главы выстроены по историко-хронологическому принципу, отражая реальные движения писательских судеб, жанров, литературных направлений.
Навыки организации аналитической деятельности выстраиваются в логике от простого к сложному. Движение аналитической мысли осуществляется от слова к образу. Затем устанавливается смысловая связь между словом и образом, между двумя и более эпизодами, между всеми эпизодами произведения. Происходит укрупнение анализируемых единиц текста. Следующим этапом становится обнаружение скрытых метафорических смыслов компонентов художественного целого, а затем – сопоставление отдельных эпизодов с определением их сходства, различия, контраста. Так достигается овладение точной аргументацией и доказательностью речевого действия. Итогом работы становится создание устных и письменных монологических высказываний творческого характера, интерпретирующих художественное произведение».
Синтетический и интегративный принцип в обучении – основа технологии, отраженной в учебном пособии «Слово как ключ к образу» преподавателя МХК гимназии №1521 И.Бачуриной. Эта технология получила название метафоризации:
«Основные позиции, предлагаемые данным пособием для формирования смыслового вектора выбора и подачи материала, таковы:
– Искусство – это мировоззрение в образах, единая, непрерывная и живая художественная система.
– Содержание произведения раскрывается прежде всего через язык его художественной формы. Сюжет не основное в понимании содержания.
– Единство гармонических канонов видов искусства – важнейшая закономерность, отражающая его природу.
– Законы красоты – звено в цепи объективных законов природы.
– Эстетика в своем пределе смыкается с этикой.
– Поиск глубинных созвучий в различных сферах культуры приводит нас к пониманию внутренних гармонических закономерностей каждой из них.
– Роль слова (в пределе – поэтического) является определяющей в процессе осмысления невербального образного ряда.
– Сотворчество – лучший путь к пониманию искусства.
В пособии выявляются важнейшие параллели между вербальными и изобразительными видами искусства, что дает возможность использовать слово как действие, то есть как инструмент активного творческого постижения художественного произведения».
Еще одна технология – «введение в поэтический замысел», по пособию И.Л.Багратион-Мухранели, – стала основой для выступления Н.Орловой, заместителя директора школы №1227:
«Наша задача – помочь ученику максимально увидеть произведение, воспринять и осмыслить его, для чего необходимо научить постигать поэзию методами и законами самой поэзии. Нужно попытаться помочь ученику включиться в образный и языковой строй, предлагаемый поэтом, который и приведет к пониманию художественной природы и значимости произведения.
Учебник И.Л.Багратион-Мухранели «Введение в поэтический замысел. Жизнь и творческая биография А.С.Пушкина» может служить источником и моделью для преподавания русской литературы, как классической, так и современной.
Используя данную модель, мы ставим две задачи, не отделимые друг от друга. Первая – анализ текста, разложение его на исторические, литературоведческие, культурологические, текстологические и другие научные составляющие. Вторая – целостное постижение формы, синтез художественной природы, понимание литературы как творчества.
Пособие строится не как традиционный учебник, сообщающий одну правильную точку зрения, которую надо усвоить. От читателя ожидают активного соучастия.
Пособие одновременно предлагает синтез и анализ художественной формы, целостное восприятие поэзии как искусства и «разложение на множители», рассмотрение жанровой, стиховедческой специфики поэтической речи, подходы к разбору прозаических и литературно-критических произведений о поэте в контексте его биографии и русской культуры.
Синтез художественной формы – это органичная жизнь слова в веках. Постигая красоту и богатство художественного творчества, читатель расширяет свой внутренний опыт, прикасается к традиции великой классической русской литературы».
Серия учебных пособий «Мыследеятельностная педагогика» адресована читателям различного возраста – старшеклассникам, педагогам и специалистам управленческого звена.
Выступление сотрудника отдела философии образования и эпистемологии НИИ ИСРОО И.С.Чаусова было посвящено использованию учебно-методического пособия Н.Громыко «Обучение схематизации» при обучении студентов педагогических вузов технологиям мыследеятельностной педагогики:
«Апробация пособия «Обучение схематизации» ведется в системе вузовской подготовки и на курсах повышения квалификации педагогов. Цикл обучающих семинаров создает условия для выстраивания дидактических схем и выделения единиц содержания, вводит педагогов в технологию схематизации.
Схематизация – это ключевая способность, позволяющая работать в любых предметных областях. Учебное пособие организовано как комплекс сценариев, что позволяет, в том числе самостоятельно, развивать эту способность на материале различных дисциплин. Читатель обучается схематизации как средству организации коммуникации, мышления, действия, работая при этом над развитием как теоретического, так и художественного мышления. (Часть сценариев построена на материале произведений искусства, в частности текстов И.А.Бунина, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, А.А.Тарковского).
Хочется отметить, что педагогическое мастерство связано с построением дидактических схем и единиц содержания, а также с построением методических схем и сценариев организации учебных ситуаций. Именно это определяет эффективность пособия «Обучение схематизации».
Результаты построения образовательного процесса на основе учебного пособия «Метапредмет «Знание» представила кандидат психологических наук, заведующая лабораторией мыследеятельностного содержания образования отдела содержания образования НИИ ИСРОО А.Устиловская:
«Пособие «Метапредмет «Знание» проходит апробацию в школах Москвы, входящих в инновационную сеть «Мыследеятельностная педагогика». Систематическая работа с пособием включает следующие направления: создание курсов по метапредмету «Знание» на разнообразном предметном материале (литература, история, физика, химия, математика), реализация технологий метапредмета «Знание» в преподавании традиционных учебных предметов.
Основы эпистемологии – теории знаний, изложенные в пособии, и демонстрируемые технологии работы со знанием (порождение, употребление и трансляция знаний) позволяют использовать его в качестве учебника по метапредмету «Знание». После каждого сценария учебной ситуации вниманию читателей предлагается рефлексивный анализ для учителя, содержащий методическую или дидактико-методическую схему занятия. Наличие дидактико-методических схем позволяет педагогу реализовывать изложенные в пособии отдельные сценарии, но не в режиме формального воспроизведения, а творчески: с учетом своих предпочтений и индивидуальных особенностей класса».
Апробация учебников нового поколения связана с переходом к Школе будущего, с целостной перестройкой образовательного процесса, его содержания и форм. Конференция выявила ряд перспектив, новых подходов к разработке учебно-методических комплектов. К основным можно отнести такие, как:
определение места учебника нового поколения в образовательном процессе, поиск новых форм построения учебных пособий (различные энциклопедические формы, интерактивные учебники и др.);
различные формы выявления эффективности новых учебников (рост творческой активности школьников, введение педагога в область порождения и употребления предметных знаний, в процесс сценирования как отдельных занятий, так и учебных курсов в целом);
поиск новых моделей изложения содержания обучения, ставящих акцент на личностном освоении знаний, выработке личностных смыслов. Среди них – сложившаяся в практике преподавания метапредметов форма введения в ткань учебника целостных проектных разработок, а также выстраивание учебника как целостного пространства, участвуя в событиях которого, школьники осваивают предметные знания и формы их употребления (модель, представленная в серии «Филологическое образование»).
Конференция показала многоплановость и масштабность работы, проделанной учеными и издательством НФ НИР «Пушкинский институт». Издание пособия – длительный процесс, предполагающий многолетнюю исследовательскую деятельность, разработку структуры и схемы учебника, апробацию исследования на экспериментальных образовательных площадках и затем, при наличии положительного опыта апробации, выход учебника в свет. В представленных на конференции пособиях заявлено то новое содержание образования, которое должно стать основой для реализации московского проекта «Школа будущего» и общероссийского проекта «Новая современная школа».
типичные причины, не позволяющие освоить
Комментарии