Строго, неуклонно, ежечасно. Самое простое определение группы интересов – это группа граждан, об’единенных общими политическими целями. Есть и такое значение: группы интересов – это добровольные организации, созданные для выражения и представления интересов входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций (Основы политической науки. Под ред. проф. В.П.Пугачева. Москва, МГУ, 1994, ч. II, с. 8). В общем, это то, что у нас привычно называли общественными организациями, об’единениями, – профсоюзы, союзы производителей, фермеров, бизнесменов, об’единения женщин, молодежи, ветеранов, инвалидов, спортсменов, ученых, артистов, экологические группы и т.д. Они позволяют представителям различных социальных слоев, этнических меньшинств, профессиональных об’единений выразить или, как говорят ученые, “артикулировать” свои интересы, информировать о них правящие структуры и общественность. Чем больше таких групп, тем демократичнее считается общество.
Используется также термин группы давления – общественные об’единения, добивающиеся удовлетворения своих интересов с помощью воздействия, давления на институты власти.
Классификация ведется по разным признакам. Группы интересов бывают временными – для проведения какой-либо акции, например, демонстрации. Но могут действовать и на постоянной основе (профсоюзы, научные общества и др.). Часть из них связана с правительством, другие существуют автономно.
Новое для нашей жизни понятие – лобби, лоббирование. Раньше его связывали в основном с американской действительностью. Само слово “лобби” означает коридор. Употребляться оно стало в политике, когда в коридорах парламента, конгресса США (в ХVIII в.) начали покупать голоса конгрессменов за деньги. Сейчас лоббирование понимается как воздействие на парламент или правительство какой-либо группы с целью провести нужное ей решение. Лоббистские группы узаконены во многих странах (в США с 1946 г.), причем они должны регистрироваться и сообщать информацию о своих доходах и расходах.
У нас закона о лобби нет, и действуют эти группы часто секретно и тайно от общественности. Впрочем, и в других странах далеко не вся их деятельность публична. Периодически в печати появляются сообщения из США, Японии, Италии и других стран о незаконной деятельности каких-либо групп, о подкупе депутатов или государственных чиновников. Мощное лобби в России, как и в США, – военно-промышленный, аграрный комплексы. В последнее время в связи с принятием закона о повышении таможенных пошлин на импортные продукты многие газеты пишут о победе аграрного лобби в России. Данный закон принят для того, чтобы поддержать отечественных производителей сельскохозяйственной продукции. Однако, поскольку они не могут обеспечить крупные города продовольствием, горожанам придется больше платить за импортные продукты.
Во многих странах большие хлопоты производителям доставляют экологические группы – самая влиятельная из них “Гринпис”. В России есть отделение этой организации, имеется Социально-экологический союз. Иногда “зеленые” разбивают палатки на месте нового завода, препятствуя его открытию. Так было в Самарской области. Могут взобраться на трубу загрязняющего воздух завода, что случилось в Череповце.
Хорошо ли для демократии – развитие групп интересов? Хорошо, если они действуют в рамках закона. Ибо они способствуют об’единению людей, нашему с вами об’единению, усилению нашей активности, отстаиванию своих прав и свобод.
Наталия ВОСКРЕСЕНСКАЯ
Я работаю учителем истории и обществознания в старших классах школы N 152 г. Москвы. “Учительскую газету” стала выписывать после двухлетнего перерыва с января 1995 года. Хочу отметить, что газета стала разнообразнее по тематике, материал подается в оригинальной форме. С удовольствием слежу за публикациями статей, заметок, которые помогают учителю готовиться к урокам и внеклассным мероприятиям.
Особый интерес вызвала у меня и моих коллег, преподавателей истории, колонка “Учимся демократии”, которую ведет Н.Воскресенская. Я не преподаю сам курс “Демократия: государство и общество”, но с большим вниманием слежу за публикациями на эту тему, т.к. уже первые статьи Н.Воскресенской заставили нас, учителей истории, задуматься над проблемами, поднятыми авторами. Мы согласны, что школа должна постараться привить молодежи демократические идеи, помочь детям осознать свои права в обществе и принимать участие в решении судеб страны.
Некоторые статьи Н.Воскресенской я целиком привлекаю в качестве учебного материала для уроков обществознания в 10-11-х классах, особенно при изучении трудных тем: “Конституция Российской Федерации. Политические реформы в России”, “Национальные отношения в современном мире. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране”. Для работы в классе удобно подобран материал по сравнению федеративного и унитарного государства (“УГ”, N 12 1995 г.), где показаны сильные и слабые стороны федерации, после этого ребятам стало легче ориентироваться в межнациональных проблемах России.
Я нашла оригинальный материал и для уроков истории в 9-м классе в N 2 “Учительской газеты” о демократических ценностях, о сущности такого сложного понятия, как равенство. Вообще уроки стали проходить в форме активных бесед и дискуссий.
Не может ли автор колонки порекомендовать методическое обеспечение и учебники для проведения разного рода политологических курсов в старших классах?
С уважением Е.ПЕТРИЧЕНКО
Комментарии