search
main
0

Новые тенденции

По инициативе профильного комитета Совета Федерации состоялся «круглый стол», посвященный новым тенденциям в развитии отечественного образовательного права. Его участники говорили о существенных изменениях, которые претерпела отечественная система образования в результате демократизации жизни общества и формирования рыночной экономики. Есть в этих изменениях положительные тенденции. В первую очередь экономические: расходы федерального бюджета на образование с 21 млрд. рублей в 1999 г. выросли до 117,8 млрд. в 2004-м. Одновременно в обществе вырос престиж высшего образования. Если в 1991 г. в вузах страны учились 2,8 млн. студентов, то в 2003 г. – 5,9 млн.

Вместе с тем участники дискуссии отметили, что в ходе последних законодательных преобразований не в лучшую сторону изменились основополагающие положения, определяющие государственную образовательную политику. Известный закон о «монетизации» льгот, перераспределив полномочия в области образования между различными ветвями власти, внес неопределенность в действующее законодательство. По мнению советника аппарата Комитета СФ по обороне и безопасности доктора исторических наук Владимира Гаврищука, подготовленные в последние месяцы проекты концепции участия Российской Федерации в управлении имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, и приоритетные направления развития отечественной системы образования на 2005 по 2010 гг. не смогут компенсировать утраченных законодательных положений, направленных на обеспечение приоритетности развития образования в России.

Все это касается и военного образования как части общероссийской системы. Участвовавший в дискуссии начальник 5-го управления Службы кадровой и воспитательной работы Минобороны РФ генерал-лейтенант Олег Смирнов в своем выступлении выделил целый ряд достижений, а также проблем в этой области. Так, в результате деятельности Минобороны по реализации концепции модернизации российского образования до 2010 г. и федеральной программы реформирования военного образования удалось значительно увеличить объемы бюджетного финансирования. Раньше на учебные расходы выделялось 30 млн., в 2004 г. эта сумма выросла до 150 млн.

Удалось также расширить академические свободы образовательных учреждений. Утверждено положение о порядке осуществления военными учреждениями высшего профессионального образования платной деятельности в области образования. Решением правительства ликвидированы филиалы военных вузов, так как такая система себя не оправдала. Когда, к примеру, из Уссурийска надо было ехать в Рязань утверждать планы и присутствовать на ученых советах, возникало много проблем. В общем, просчитали расходы за 10 лет и решили, что лучше вместо филиала будет самостоятельное учреждение.

Не так давно министр образования и науки также обозначил позицию по поводу того, что Россия в будущем перейдет на двухуровневую систему образования: бакалавр – магистр. Суть ее в том, что обучение в вузах по новому плану сможет длиться от 4 до 6 лет в зависимости от того, какую ученую степень намерен получить абитуриент – бакалавра или магистра. Военное образование, отметил генерал-лейтенант Смирнов, является неотъемлемой составной частью высшей профессиональной школы. А значит, в будущем эти изменения коснутся и его. Предусматривается, что бакалавриат по специальности высшего профессионального образования будет предусматривать полную военно-специальную подготовку офицеров. Что касается магистратуры, то в наукоемких областях она, похоже, станет необходимым минимумом. По остальным специальностям, чтобы получить степень магистра, необходимо будет, послужив в войсках, поступить в академию или университет.

Однако, для того чтобы перейти на эту систему, предстоит еще многое сделать. Участники «круглого стола» надеются, что выработанные в ходе дискуссии рекомендации различным органам исполнительной и законодательной власти будут учтены в этой работе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте