Федеральное исследование с участием более 1 000 школ страны призвано определить влияние цифровых образовательных технологий на уровень предметных знаний российских школьников. Главная цель – распространить успешный опыт онлайн-образования в Российской Федерации.
Об исследовании
Исследование «Управление образовательными дефицитами 1.0» стартовало в текущем учебном году и уже позволяет оценить, как цифровые образовательные технологии влияют на уровень предметных знаний школьников, а также распространить эффективные практики применения цифрового контента в образовании. В течение первых трех месяцев к исследованию присоединилось 1 369 школ из всех регионов Российской Федерации. Всего поступило 2 413 заявок. В рамках исследования участники решили 5 756 584 заданий.
Дзерасса Гояева, руководитель научно-методического отдела «Айсмарт», научный сотрудник НОЦ Нейрокогниивных исследований МЭГ-центр МГППУ:
«Мы изначально разрабатывали различные модели образовательных сервисов – технологий, которые могут быть полезны в работе педагога. Один из ключевых запросов – работа с образовательными дефицитами. Для этого первоначально важно было выявить барьеры, с которыми сталкиваются разные группы участников, проследить путь, который проходит пользователь, и отметить достигаемые им результаты. На текущий момент результаты по компенсации выявленных образовательных дефицитов показывают, что при стабильной регулярной работе можно компенсировать отдельно выявленную проблему в рамках целого профиля класса в течение 1–2 недель. Этот срок превзошел все ожидания.
Заводова Ольга Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ “Центр образования “Тавла”-СОШ№17″, г. Саранск, Республика Мордовия отметила в числе важнейших результатов участия, что педагоги научились делать авторские кейсы и использовать их в работе, выявляя образовательные дефициты. В рамках исследования платформа не только предоставила педагогам безопасный проверенный и одобренный государством образовательный контент, но и научила пользоваться им с высокой эффективностью. По итогам автоматического мониторинга, число ошибок школьников при работе с тренажерами заметно снижается – например, по русскому языку – на 70%, по математике – на 67%. Срок жизни одного цикла – 5 дней: за это время количество ошибок в классе, условно говоря, со 100 падает до 30. Все задания носят обучающий характер. Даже если школьник не знает тему, благодаря системе подсказок он может изучить материал. Благодаря возможностям онлайн-платформы iSmart учитель сможет проводить диагностику знаний; назначать задания в рамках классной, или домашней работы; анализировать качество обучения; автоматически проверять домашние и контрольные работы, выстраивать индивидуальные траектории обучения, формировать аналитические отчеты об успеваемости.
Первый этап исследования завершился в конце января. Разработчикам образовательной платформы предстоит обработать и проанализировать полученные данные. Сделанные на основе анализа выводы помогут грамотно выстроить цифровую образовательную среду, разработать новые инструменты обучения, а также модифицировать онлайн технологии в образовании.
16 февраля в городе Саранске, Республика Мордовия прошла встреча с участниками исследования, подведение промежуточных итогов первого потока и награждение лидеров. В ходе торжественной церемонии выступили эксперты и гости мероприятия. Республика Мордовия выбрана не случайно. Регион является лидером по итогу первого потока исследования не только по количеству участников, но и вовлеченности педагогов и учеников. Компания «АЙСМАРТ» в благодарность за активное участие приняла решение учредить номинации и наградить лидеров.
Так в номинации «Цифровой учитель» и «Цифровой учитель малокомплектной школы» выявили педагогов, которые используют конкурентные преимущества цифрового образовательного контента для работы с различными образовательными дефицитами обучающихся, IT-просветителей. Номинация «Технологичная школа» позволила познакомиться с директорами-экспертами по внедрению и оптимизации новых механизмов взаимодействия и обучения, управленцы новой формации, способные поддерживать конкурентную среду для потребления наиболее эффективного цифрового образовательного контента. Номинация «Цифровой завуч» выявила профессиональных дизайнеров цифрового образовательного пространства и содержания образовательного процесса. Коммуникаторы, способные организовать использование цифрового образовательного контента в школах.
«Цифровой учитель»
- Авдиенко Софья Александровна, МАОУ ГИМНАЗИЯ № 1 ИМ. А.С.ПУШКИНА, г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область
- Шахова Екатерина Владимировна, МОАУ «СОШ № 8», г. Оренбург, Оренбургская область
- Сочнева Елена Александровна, МОУ «ЛИЦЕЙ № 7», г. Саранск, Республика Мордовия
«Цифровой учитель малокомплектной школы»
- Барагузина Любовь Васильевна, МАОУ «АДАПТИВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ «СТУПЕНИ», г. Пермь, Пермский край
- Гучетль Фатима Байзетовна, МБОУ «СОШ № 1», г. Адыгейск, Республика Адыгея
- Калинина Надежда Дмитриевна, МБОУ «БАЛЕЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5», п. Балезино, Удмуртская Республика
«Технологичная школа»
- Лиманская Светлана Викторовна, директор МОУ «Центр образования «Тавла»-СОШ№ 17», г. Саранск, Республика Мордовия
- Негрова Ольга Михайловна, директор МБОУ г. Астрахани «СОШ № 4», г. Астрахань, Астраханская область
- Демидова Любовь Вячеславовна, директор МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением предметов», г. Великий Новгород, Новгородская область
«Цифровой завуч»
- Заводова Ольга Николаевна, МОУ «Центр образования «Тавла»-СОШ № 17», г. Саранск, Республика Мордовия
- Лонгинова Виктория Владимировна, МАОУ СОШ № 37, г. Новгород, Новгородская область
- Чепова Наталья Алексеевна, СОШ № 32, г. Севастополь
«IT-школьник»
- Виктория Степанюк, МБОУ «Лицей 1», п. Тюльган, Оренбургская область
- Ева Короид, ГБОУ СОШ № 44, г. Севастополь
- Софья Мячина, СОШ № 8, г. Оренбург, Оренбургской области
Что такое iSmart
iSmart – это цифровая платформа с онлайн-тренажерами, которые помогают повысить успеваемость школьников начальных классов по основным предметам. Кроме того, на тренажерах iSmart можно готовиться к ВПР ученикам 5–8 классов, ОГЭ и ЕГЭ. Серьезное внимание уделено контенту для детей с ОВЗ. Тренажеры предлагают около 300 тысяч интерактивных упражнений, рассортированных по классам, предметам и темам. Упражнения разработаны также по различным направлениям дополнительного образования – эмоциональный интеллект, экология, финансовая грамотность, скоросчет. Задания тренируют память, формируют логику, развивают внимание, стимулируют творческое мышление. База заданий регулярно пополняется.
Дзерасса Гояева, руководитель научно-методического отдела «Айсмарт»:
“Платформа располагает рядом полезных функций. Диагностика знаний помогает определить уровень подготовки ребенка, выявить темы, которые он осваивает с трудом. Ступенчатая система подсказок корректирует ошибки, дает подробную обратную связь с использованием правил и примеров. К каждому заданию даются подсказки трех уровней, они объясняют, как именно нужно выполнять задание. Платформа проверяет работу автоматически. Учитель видит уже готовый результат. Система поощрений позволяет ребенку при правильном выполнении задания рассчитывать на «смарткойн».”
Чем полезны тренажеры iSmart учителю
Марченко Екатерина, учитель начальных классов МБОУ г. Астрахани «СОШ № 4», г. Астрахань, Астраханская область
“Регулярные занятия на платформе повышают мотивацию школьников, их успеваемость вырастает. Дети быстрее усваивают материал. Тренажеры проверяют домашние задания и контрольные работы автоматически, упрощают составление отчетов – все это бережет время и силы, избавляя от рутинной бумажной работы. В итоге сэкономленное время можно уделить ученикам.”
Кроме того, технологии искусственного интеллекта iSmart не только диагностируют уровень знаний, но и формируют индивидуальный образовательный маршрут; анализируют учебное поведение; тренируют микронавыки школьника для улучшения успеваемости.
В чем преимущества платформы iSmart
Дзерасса Гояева, руководитель научно-методического отдела ООО «Айсмарт»: “На https://www.ismart.org/ создана двухуровневая система индивидуализации образовательной траектории. Первая система — динамическая, основанная на алгоритмах анализа учебного поведения. Динамическая система работает так: ученик выполняет задания на платформе, затем алгоритмы анализируют его поведение и предлагают аналогичные упражнения в том объеме, которые требуются именно ему. Заранее никто не может определить траекторию обучения, каждый проходит собственный образовательный путь. При этом тренажер дает школьнику задания до тех пор, пока тот полностью не освоит тему. Одному ребенку для достижения цели понадобится 25 единиц материала, другому – 10. Все очень индивидуально, ведь все дети разные. В итоге учитель точно знает, что школьник на 100% освоил материал.
Вторая система — с вовлечением учителя. Эта система индивидуализации на платформе предполагает разную степень вовлечения педагога и использования его труда. Образовательная платформа iSmart дает выбор и гибкие инструменты для работы. В этом – ее неоспоримое преимущество и отличие от других сервисов. Кроме того, платформа эффективно использует методику микрообучения.”
Микрообучение свидетельствует об эффективности малых шагов в процессе познания. Еще в XIX веке немецкому психологу Герману Эббингаузу удалось выяснить, что средний ученик забывает половину информации, которую получил в классе в течение дня. А почти 90% оставшейся — в течение месяца. Ученый обнаружил, что информация лучше запоминается, когда ребенок обучается серией небольших повторяющихся действий. Такой принцип лежит в основе микрообучения: большой объем информации разбивается на части, их ребенок изучает постепенно и повторяет время от времени.
Тренажеры платформы iSmart созданы на основе принципа микрообучения. Они помогают детям легко и довольно оперативно выучить таблицу умножения, английский и русский алфавиты, склонение по падежам, спряжение глаголов и т.д. При этом у ребенка уходит значительно меньше времени на запоминание информации и отработку навыков. Каждое следующее занятие тематически продолжает предыдущее, школьнику достаточно заниматься ежедневно по 15-20 минут. Принцип микрообучения предполагает возвращение к теме через неделю, а потом еще раз через месяц. Этого вполне достаточно, чтобы информация надежно осталась в памяти. Маленькие шаги помогают преодолевать большие расстояния. Это отчетливо прослеживается в процессе обучения.
О компании «АЙСМАРТ» и ее ближайших планах
Образовательная платформа iSmart – один из ведущих образовательных онлайн-сервисов, к обучающим материалам и курсам которого предложен бесплатный доступ учителям и школьникам. Он стал возможен благодаря запущенному Минпросвещения и Минцифры России проекту «Цифровой образовательный контент». Сервис платформы iSmart удобен: развивающие занятия онлайн доступны на любых гаджетах – смартфоне, ноутбуке, планшете, smart-TV. Войти в систему не составляет труда. Заниматься можно где угодно в любое удобное время.
В 2022 году компания «АЙСМАРТ» стала поставщиком верифицированного цифрового образовательного контента для обучения младших школьников. Она предлагает электронные образовательные ресурсы, которые входят в федеральный перечень.
Во второй волне исследования «Управление образовательными дефицитами» больше внимания будет уделено научно-методической работе, стимулированию взаимодействия с учителями в области науки.
Комментарии