На заседании Совета при Президенте РФ по культуре и искусству 30 мая 2007 года Президент РФ В.В.Путин подчеркнул, что школьные библиотеки должны быть оснащены передовыми информационными системами, едиными программными продуктами, программным обеспечением. Работа школьного библиотекаря с учебно-методической литературой занимает существенную часть его рабочего времени. Мониторинг рынка учебных изданий, работа с бланком заказа, диагностика фонда, прием учебной литературы, учет и обработка, списание – вот лишь неполный перечень операций с учебной литературой. В этой работе компьютер становится бесценным помощником. Используя новые информационные технологии, можно радикально усовершенствовать и облегчить работу школьного библиотекаря.
16 августа 2007 года в Северо-Западном окружном управлении образования прошел городской «круглый стол», посвященный новым технологиям в работе библиотек образовательных учреждений: «Апробация и адаптация программно-технологического комплекса управления сетью библиотек образовательных учреждений Северо-Западного окружного управления образования в части составления заказа на учебную литературу («Проект КОМПЛИТ Городской заказ»)».
Вела «круглый стол» начальник отдела содержания образования Северо-Западного окружного управления образования Елена Букина. Открывая заседание, главный специалист Департамента образования Вера Митина подчеркнула важность внедрения новых технологий в работу сотрудников библиотек образовательных учреждений, участники «круглого стола» ознакомились с опытом работы Северо-Западного округа.
Руководитель структурного подразделения информационного и учебно-методического обеспечения ОМЦ СЗАО Галина Репина представила презентацию опыта работы по новым технологиям, методист Елена Баханская рассказала об опыте методической поддержки процесса внедрения новой программы, разработчики новой программы – компания «Заказные информсистемы» – показали программу «Проект «КОМПЛИТ Городской заказ». Заведующая библиотекой школы №129 Людмила Власова в своем выступлении проинформировала коллег об опыте своей работы. Участники «круглого стола» активно обсуждали своевременность и современность программы, проблемы ее внедрения.
В Северо-Западном округе уже сложились определенные положительные предпосылки для проведения работы по автоматизации рабочих мест сотрудников библиотек образовательных учреждений. Работа в этом направлении с библиотеками образовательных учреждений СЗАО была начата еще в 1993 году: занимаясь непосредственно комплектованием библиотек образовательных учреждений, в округе сразу остро почувствовали необходимость автоматизации процесса сбора заказов на учебную литературу. С 1996 года округ приступил к работе по новым технологиям, знакомясь с различными компьютерными программами.
В 2001-2002 учебном году в округе уже были организованы курсы для начального пользователя, на которых обучались все сотрудники школьных библиотек на базе окружного ресурсного Центра новых технологий. Затем в библиотеки ОУ в течение трех лет поступила компьютерная техника, теперь практически каждая библиотека имеет компьютер.
С августа 2006-го в СЗАО начата работа по апробации и адаптации Программно-технологического комплекса управления сетью библиотек ОУ «Проект «КОМПЛИТ Городской заказ». Работа проходит под патронатом Департамента образования Московского института открытого образования, городского Управления информатизации Москвы.
Сегодня в округе идет массовое подключение к интернету библиотек образовательных учреждений. Это очень важно, так как посредством интернета будет проходить обмен информацией между библиотеками, окружным Методическим центром, Департаментом образования, Экспедиционно-складским комплексом.
Методисты СЗАО отрабатывают теоретические аспекты компьютерной программы «Проект «КОМПЛИТ Городской заказ», создают доступную и простую программу, позволяющую облегчить работу сотрудников библиотек, методистов, снизить количество рутинных операций и временных затрат при составлении и корректировке заказов образовательных учреждений на учебную литературу. Общие требования, которые выдвигают библиотекари к этой программе, не так и сложны. Это доступность и простота для пользователей, надежность, защита от несанкционированного доступа, конвертируемость в последующую библиотечную программу учета фондов АИБС МАРК.
Система «КОМПЛИТ Городской заказ» позволит выйти на более высокий уровень работы, объединить в сеть библиотеки ОУ, окружной Методический центр, Департамент образования, экспедиционно-складской комплекс, формировать окружной заказ литературы на электронных носителях, контролировать его выполнение с возможностью удаленного доступа.
Перед библиотекарями и методистами сегодня стоит непростая задача внедрения и адаптации программы «Проект «КОМПЛИТ Городской заказ». Необходимо подготовить кадры сотрудников библиотек образовательных учреждений, а это значит – провести масштабную курсовую подготовку. Округ понимает, что тут возникнут и другие проблемы; ведь не решен вопрос с детскими домами, ЦДЮТ и другими учреждениями дополнительного образования, которые выпадают из сети городского заказа, так как им не поставляли компьютерную технику; дальше станет острой проблема кадров.
На первом этапе в реализации программы участвуют шесть библиотек округа – №№69, 86, 129, 821, 1515, 1564. Эти учреждения выбраны, потому что сотрудники библиотек, работающие тут, квалифицированные, грамотные специалисты и продвинутые пользователи. Библиотеки каждой из шести пилотных школ доказали, что они лучшие в области применения новых технологий в работе библиотекаря. Сегодня они щедро делятся накопленным опытом: проводят семинары-практикумы, мастер-классы, помогают молодым, но на основе своего практического опыта определяют плюсы и минусы работы в программе, в сети, готовят свои рекомендации для устранения недостатков и адаптирования программы для простоты пользования.
С сентября 2007 года планируется ввод программы во всех библиотеках образовательных учреждений СЗАО. Основной вывод, который сделали участники «круглого стола», – нельзя дальше работать по старинке, необходимо снизить временные затраты, облегчить работу, ведь за новыми технологиями – будущее.
Комментарии