search
main
0

Новые технологии – мышление – новое образование

Информатизация образования вносит изменения не только в способы распространения знаний, но и в сами знания, а поэтому оказывает существенное влияние на содержание образования и управление педагогическим процессом.

В основе информатизации образовательного процесса в образовательных учреждениях САО – формирование ИКТ-компетентности всех субъектов образовательного процесса, обеспечение эффективности образовательного процесса на всех ступенях общего образования, реализация современной образовательной парадигмы, основанной на компетентностном и системно-деятельностном подходе. Оснащение образовательного учреждения необходимыми средствами ИКТ планируется и реализуется как результат развития учреждения и готовности педагога к эффективному использованию получаемых средств ИКТ. Средства ИКТ для каждого предмета и уровня преподавания стандартизованы, требования обновляются в соответствии с развитием информационно-коммуникационных и образовательных технологий и содержания образования, обеспечивается мониторинг здоровья обучающихся, что особенно актуально для первой ступени общего образования в условиях введения ФГОС начального общего образования. Эти принципы вошли в концепцию «Школы информатизации», которая стала основой информатизации системы образования округа. Все школы округа оснащены компьютерным оборудованием, лицензионным программным обеспечением «Первая помощь». Для поддержки педагогов, повышения уровня их самооценки мы ежегодно проводим конкурсы для учителей-предметников: «Лучший пользователь ПК» и «Лучший урок с ИКТ-поддержкой», учителя информатики и ИКТ создают цифровые образовательные ресурсы для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, многие из них – авторы учебников и учебных пособий по информатике в системе основного и дополнительного образования (образовательные учреждения №№1576, 1594, 1678). Педагоги округа включены в информационное образовательное пространство learning, представляющее систему курсов, созданных при информационной поддержке Московского института открытого образования в рамках программы «Школа информатизации».Для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья проводятся консультации психологов, логопедов, дефектологов в режиме on-line. Например, в дистанционном режиме в период длительной болезни обучающихся, включая условия карантина, были организованы консультации по основным предметам в гимназии №1576. Дистанционная поддержка обучающихся, испытывающих трудности в освоении материала, приобретает особую актуальность в условиях подготовки к государственной итоговой аттестации. В школах округа практикуется ведение электронных журналов успеваемости обучающихся (образовательные учреждения №№1481, 1575, 1576). В практику работы округа вошли дистанционные занятия с использованием научного потенциала и материально-технической базы вузов, например, в рамках модуля Школы будущего «Прорывные проекты. Связь – наука, промышленность, образование» в округе работает молодежное многопрофильное конструкторское бюро (лицей №1575 – Ресурсный центр, школы №№224, 596, 597, 651, 698, 727, 1384, гимназия №1583, ЦО №№1296, 1474). Цель разработки этого модуля – создание новых образовательных форм, позволяющих обучающимся осваивать прорывные направления научной, промышленной, образовательной деятельности. В рамках деятельности ММКБ был проведен видеофорум «Авиация в России: вчера, сегодня, завтра», в ходе которого был организован телемост между образовательными учреждениями №698, №1384, МАИ, космодромом Байконур, представлены исследовательские работы обучающихся в области математики, физики, авиамоделирования.В округе осуществляется дистанционная поддержка одаренных и мотивированных обучающихся, причем этой деятельностью охвачены не только школьники, но и воспитанники дошкольных образовательных учреждений. Для организации работы с педагогами, работающими с одаренными детьми, созданы «Виртуальная мастерская», Форум педагогических идей, в режиме on-line проводятся телемосты, видеоконференции. Центры по поддержке и сопровождению одаренных обучающихся в дистанционном режиме проводят консультации участников олимпиад и конкурсов, вебинары по актуальным вопросам содержания образования (образовательные учреждения №№1384, 1409, 1576, 1592). Для вовлечения в творческую деятельность воспитанников детских садов в округе проводится конкурс детско-родительских исследований и проектов «Маленький исследователь», осуществляемый с ИКТ-поддержкой. В дистанционном режиме проводятся этапы окружных открытых олимпиад, конкурсов, фестивалей, которые приобрели межрегиональный и международный статус: математическая олимпиада имени А.А.Леманского (школа №1384), окружной фестиваль для школьников и педагогов «Знатоки истории» (ЦО №1296), городской лингвистический конкурс «Мы – будущее России» (ЦО №1296), Международный конкурс творческих инициатив «Леонардо» (ЦО №1409), интернет-форум «Информационно-коммуникационные технологии в обучении словесности» (гимназия №1592), интернет-фестиваль «От идеи – до проекта» (гимназия №1576), реализуется сотрудничество учащихся в научно-техническом творчестве и проектной деятельности с образовательными учреждениями Магадана, Костромы, Тулы, Дмитровского района Московской области, Ивановской и Кировской областей РФ, Витебской области Республики Беларусь. В рамках реализации международных проектов «Россия – Италия» и «Россия – Испания» в области сотрудничества и культурного обмена в сфере образования в префектуре САО был проведен телемост с городом Таранто (Италия), с директорами и педагогами образовательных учреждений округа, зарубежных университетов и школ-партнеров.Ежегодно в округе проводится Неделя науки с проведением открытого окружного форума «Школьная академия наук – развитию интеллектуального и творческого потенциала детей и молодежи» с использованием информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих включение образовательных учреждений и вузов не только округа, но и регионов. В рамках Недели науки в интерактивном режиме мы проводим научно-практические семинары, научно-практические конференции, конкурсы-выставки исследовательских проектов и технических разработок, открытые «мастерские» в рамках Молодежного многопрофильного конструкторского бюро округа.Программа информатизации предполагает формирование базы цифровых образовательных ресурсов. На базе библиотек образовательных учреждений округа создан перечень электронных изданий учебного назначения, систематизированы каталоги образовательных ресурсов сети «Интернет». В рамках инновационной деятельности образовательными учреждениями разработаны модели работы школы в системе «Библиотека – Медиатека – Эпистемотека» (образовательные учреждения №№425, 597, 1409).Интенсификация внедрения информационных процессов в науку, экономику, производство требует разработки новой модели системы школьного образования на основе современных информационных технологий. В условиях информатизации образования это осуществляется путем создания и развития единого школьного информационного пространства. Образовательные учреждения разработали программу информатизации, объединяющую в единое информационно-образовательное пространство всех участников образовательного процесса и структурных подразделений образовательного учреждения (образовательные учреждения №№1409, 1575, 1601).В системе образования округа широко используются такие средства информатизации, как мультимедиатехнологии, Web-серверы сети «Интернет», электронная почта, видео-конференцсвязь и многие другие, позволяющие создать информационно-образовательное пространство, обеспечивающее реализацию профессиональных потребностей педагогических работников, образовательных запросов школьников.Вместе с тем ближайшая перспектива развития – углубление процессов информатизации в образовательном пространстве округа, направленных на обеспечение обновления содержания образования, использование современных педагогических технологий, повышение эффективности и качества педагогического труда. Задача округа в данном направлении, с одной стороны, формирование системы непрерывного образования педагогов в межкурсовой период, повышение уровня профессиональной компетентности учителей, включая ИКТ-компетентность, развитие методологической культуры и выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников. С другой стороны, для обеспечения эффективности образовательного процесса необходимо создание системы постоянно действующей обратной связи на основе взаимодействия школы и родителей в интересах ребенка, развитие педагогической культуры взрослых, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.Реализация концепции информатизации стала приоритетным направлением развития окружной системы образования. «Школа информатизации» создает возможность повышения качества образования, реализации практико-ориентированного, системно-деятельностного подхода в обучении, обеспечения открытости системы образования для всех субъектов образовательного процесса.Владимир РАЗДИН, начальник Северного окружного управления образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте