search
main
0

Новые технологии. Личная инициатива и совместное участие

Молодежный гражданский марафон «Россия. Демократия. Образование» – интерактивная технология воспитания подрастающего поколения

Молодежный гражданский марафон «Россия. Демократия. Образование» – это постоянная совместная деятельность взрослых и детей, направленная на развитие конкретного местного сообщества путем личного участия граждан. Это и просвещение различных категорий населения через сеть Центров гражданского образования. Совместное решение местных социальных проблем с помощью проектной деятельности. Самоуправление на всех уровнях, начиная с малых коллективов (класс, двор, жилой дом и т.д.). Различные программы, акции общественных организаций.

Это технология повышения гражданской активности жителей местного сообщества, прежде всего школьников, основанная на их индивидуальной и совместной инициативе, ученическом самоуправлении, реальной социальной практике. А также их личное участие в делах школы, детских общественных организаций, в деловом сотрудничестве с муниципальными органами власти и т.д.

Вместе с тем – это комплексная программа гражданского воспитания детей в течение всего учебного года. А во время каникул итоговые (летние) программы, уже на межрегиональном или Всероссийском уровене.

Проект уже несколько лет реализуется Федеральным центром гражданского образования совместно с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, государственным НИИсемьи и воспитания Российской академии образования при организационной и информационной поддержке Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию.

В основе марафона лежат идеи и требования, заложенные в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», где специально подчеркивается, что «воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Именно эти положения «Концепции» заложили организационно-методические основы молодежного гражданского марафона как интерактивной педагогической технологии и воспитательной программы.

Авторы марафона опирались также на официальную позицию Министерства образования, зафиксированную в Письме «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации», в соответствии с которым «гражданское образование имеет главной целью воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе».

Гражданское образование: «основано на идее полноценного участия личности в решении общественно значимых задач и предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким освоением основ социальных наук; носит интегрированный характер и ориентировано на деятельностное освоение учащимися социально-экономических явлений.

Стержнем гражданского образования является политическое, правовое и нравственное образование, которое ученики получают и на уроках, и после занятий. При этом особо важно создать демократический уклад школьной жизни и правовое пространство школы. У детей должны формироваться коммуникативные компетентности.

Необходимо взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования, которые остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Эти теоретико-методические подходы к организации школьного гражданского образования позволили выстроить логически завершенную схему постоянного взаимодействия детей и взрослых. Основой его стало стремление граждан улучшить социальную ситуацию в ближайшем окружении.

Новый импульс гражданскому марафону придает реализация приоритетного национального проекта «Образование», объявленного Президентом Российской Федерации в 2005 году. Он требует внедрения инновационных программ развития образования, новых организационных форм включения детей и подростков в обучение и воспитание. Это и ученическое самоуправление, участие в работе органов государственно-общественного управления школой.

Гражданский марафон «Россия. Демократия. Образование» – качественно новый этап молодежной комплексной программы «Новая цивилизация». Это эффективная технологическая оболочка, позволяющая в значительной степени усилить воспитательную деятельность школы, органично включая в сферу ее влияния практически весь коллектив учащихся, родителей, общественные организации, государственные структуры, предприятия и т.д.

Разрабатывая программу «Новая цивилизация», авторы исходили из понимания того факта, что в современных социально-экономических условиях игнорирование требований, которые предъявляет российская действительность к выпускнику школы или вуза, приводит к «производственному педагогическому браку». Многие молодые люди, заканчивая учебное заведение, не в состоянии ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, долго не могут найти свое место в реальной взрослой жизни, определиться с учебой или работой. Они не получили необходимых практических навыков и социальных умений. Их система нравственных ценностей размыта или даже асоциальна, зачастую преобладают иждивенческие или инфантильные проявления.

Программа «Новая цивилизация» создавалась как педагогический инструментарий, который позволяет эффективно организовать действенную практическую подготовку учащихся и студентов к требованиям современной действительности с использованием игровой технологии и широчайших возможностей интернета.

Уже десять лет программа «Новая цивилизация» успешно применяется в десятках городов Российской Федерации. Одна из ее основных особенностей – комплексный характер, так как она по сути дела объединяет в себе несколько направлений педагогической деятельности:

ролевые и деловые игры с ярко выраженным политическим и экономическим содержанием, в ходе которых ведутся официальные переговоры, оформляется банковская документация, на практике познаются социальные реалии современной действительности;

юридический практикум по освоению основных демократических процедур цивилизованного общества, по разработке и принятию нормативных актов, проведению их юридической экспертизы, по защите своих прав в судебном порядке;

сетевое взаимодействие с использованием возможностей интернета, включая различные конкурсы социальных проектов, на знание истории своего края, России, интерактивные курсы и обмен информацией по участию в программе;

спортивно-прикладные программы, основное содержание которых позволяет отработать навыки действия в экстремальных ситуациях в условиях природного или городского окружения и т.д.

Все они активизируют личностное развитие детей и подростков, так как им приходится взаимодействовать с большим количеством разных граждан, с группами ровесников и целыми коллективами, добиваясь при этом своей конкретной цели, улаживая возникающие конфликты, овладевая новыми знаниями, и прочее.

Программа «Новая цивилизация» предусматривает последовательную реализацию нескольких взимосвязанных основных этапов.

1-й этап – «внутришкольный» – создание и функционирование самоуправления в общеобразовательном учреждении, например, в виде политико-экономической игры «Демократическая республика» или «ТОС – территориальное общественное самоуправление». Первая игра моделирует деятельность государства со многими необходимыми для этого атрибутами (политическая система общества, система органов государственной власти, собственная правовая база, экономическая деятельность, финансовая система и т.д.). Во второй игре моделируется деятельность институтов гражданского общества в виде комитета территориального самоуправления, который организуется в первичном коллективе учащихся или студентов. Все это заинтересовывает участников игры и создает возможность на практике почувствовать те отношения, которые существуют внутри государства между органами власти, различными организациями и отдельными гражданами, научиться разрешать возникающие конфликты цивилизованным способом, попробовать свои силы в экономической сфере, например, в качестве предпринимателя, наемного работника или государственного служащего.

Активная «политическая» деятельность создаваемых в школе общественных движений – определенный залог того, что участники игры не останутся в стороне от политической жизни России, а когда вырастут, будут принимать непосредственное участие в реальных политических движениях своего города.

Александр ПРУТЧЕНКОВ, доктор педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте