В экономике образования много неизученных вопросов и противоречивых концепций.
Образовательные услуги в отличие от материальных товаров обладают значительной спецификой и тенденцией к многообразию форм и видов. Поэтому важной задачей становится изучение взаимозависимости образования и экономики, экономических механизмов деятельности образовательной системы и рынка образовательных услуг. Только системный подход дает понимание значения, которое образование имеет для дальнейшего экономического роста города и страны.Политика реформирования системы образования приоритетным направлением считает повышение финансовой устойчивости образовательных учреждений. При этом у всех субъектов отношений есть четкое понимание, что финансирование сферы образования не может строиться исключительно на бюджетном финансировании. К финансовой поддержке образования должны быть активно подключены коммерческий и некоммерческий секторы, должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в образовательные учреждения.В связи с этим основные направления научных исследований МИРО: Анализ взаимодействия и взаимного влияния экономики и образования с определением тех составляющих образовательных услуг, которые в наибольшей мере влияют на экономический рост и благосостояние, а также механизма обратного влияния тенденций в современной мировой экономике, включая, в частности, процессы глобализации и формирование системы регулирования международной торговли услугами в рамках ВТО, на развитие системы образования и рынка образовательных услуг. Выявление проблем, технологий и форм финансовых отношений между образовательными учреждениями и другими организациями. Поиск механизмов повышения конкурентоспособности образовательных организаций Москвы, аналитическая работа в сфере содействия экспорту городских образовательных услуг. Выявление отставаний системы образования в принятии решений о корректировке своей деятельности в соответствии с изменяющимся законодательством.Развитие организационно-правовых форм хозяйствования требует новых методов управления и предполагает постоянный контроль за всеми слагаемыми себестоимости образовательных и иных услуг, а также выполняемых работ, глубокого анализа затрат по элементам и статьям расходов, анализа непроизводительных расходов и потерь, что повышает экономическую эффективность образовательной организации, увеличивает чистую прибыль и возможности материального стимулирования. Важным направлением стала оптимизация внутренних процессов финансово-экономической деятельности образовательных организаций в частности и системы в целом. Сегодня важны: Анализ моделей финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений. Определение стоимостных характеристик и оценка моделей финансового обеспечения реализации различных образовательных программ в образовательных организациях города. Разработка механизмов адаптации и порядков расчета финансового обеспечения образовательных организаций и учреждений, подведомственных Департаменту образования, при переходе к формированию бюджетов на нормативной основе. Изучение социально-экономических параметров взаимодействия участников образовательных рынков: потребителей в лице обучающихся (их семей) и работодателей, производителей образовательных услуг – образовательных учреждений, их руководителей, педагогических работников и коллективов, а также других структур, предоставляющих образовательные услуги (предприятий, организаций, частных лиц). Выявление и изучение существующих моделей оплаты труда работников образовательных учреждений, определение трудозатрат работников образовательных учреждений и оценка влияния их специфики на размер заработной платы, научное и нормативно-правовое обеспечение, а также информационно-аналитическое, информационно-методическое, консультационное сопровождение перехода образовательных учреждений Москвы на новые системы оплаты труда. Разработка показателей эффективности оказания государственных услуг и выполнения государственных работ. Разработка рекомендаций по ведению финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций, а также формированию локальных актов образовательных организаций. Комплексный анализ и прогнозирование тенденций и проблем формирования и развития региональной экономики в территориальном и отраслевом разрезе.Алла БУРМИСТРОВА, доцент МИРО
Комментарии