В Восточном округе состоялась конференция «Cтандарты второго поколения: преемственность и инновационность». С докладом выступил начальник окружного управления образования Сергей ГОРБУН.
– Активную подготовительную работу по переходу на новый ФГОС мы вели в течение всего прошлого года. В первую очередь были определены пилотные образовательные учреждения. Их в нашем округе 17: №№273, 376, 419, 1021, 1035, 1167, 1294, 1301, 1324, 1389, 1404, 1637, 1718, 1749, 1752, 1757, 2035.Выбор образовательных учреждений основывался на таких факторах, как: кадровое обеспечение начального образования (9 заместителей директоров как общественных методистов (завучи и педагоги из 7 ОУ участвовали в апробации диагностических материалов ФГОС); наличие творческого коллектива учителей начальной школы); использование различных УМК в образовательном процессе; территориальное расположение ОУ (представлены все муниципальные районы).Видовое разнообразие школ – участниц эксперимента представлено следующим образом: общеобразовательные – 7 ОУ; с углубленным изучением предметов – 4 ОУ; центры образования – 2 ОУ; прогимназии – 4 ОУ.С 01.09 2009 года все 17 ОУ входят в городскую экспериментальную площадку по теме «Компетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы» (руководитель Елена Булин-Соколова). Все учителя-экспериментаторы – опытные педагоги, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курсы повышения квалификации по вопросам внедрения стандартов второго поколения. В течение 2009-2010 учебного года наши учителя из пилотных школ посещали курсы повышения квалификации в Московском центре качества образования, Московском институте открытого образования, Центре информационных технологий. Обучение носило практико-ориентированный характер. В ходе обучения они познакомились с примерами программ и учебно-методическими материалами, объединяющими предметное содержание и ИКТ как основу для формирования универсальных учебных действий; разработали учебные курсы с ИКТ-поддержкой, получили учебные и методические материалы для организации адаптационного периода в виде ресурсов информационной среды. Всего на базе городских институтов прошли обучение 89 педагогов.Дополнительно на базе округа были открыты 3 модуля для заместителей директоров пилотных школ, учителей 1-х и 4-х классов (77 человек). На базе гимназии №1504 работали два модуля, в рамках которых слушатели познакомились с деятельностным методом обучения, управлением реализацией новых стандартов.На модульных курсах под руководством Михаила Нечаева обсуждались основные направления воспитательной деятельности образовательного учреждения в реализации ФГОС.Вопросы внедрения новых образовательных стандартов обсуждались и на информационных совещаниях, семинарах, «круглых столах», мастер-классах. В этих мероприятиях принимали участие разработчики стандартов, авторы учебно-методических комплексов, психологи, управленцы. Среди них: разработчик диагностических материалов ФГОС Ольга Логинова, главный специалист отдела общего непрерывного образования управления дошкольного и общего среднего образования Софья Мозглякова, член-корреспондент РАО, заведующая Центром начального образования ИСМО РАО, научный руководитель УМК «Школа 21 века» Наталья Виноградова, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…», профессор кафедры начального и дошкольного образования, ведущий специалист кафедры стратегического проектирования РАГС при Президенте РФ, руководитель проекта «Теоретические основы дидактической системы деятельностного метода» Людмила Петерсон. Для нас важно, что в обучении, организованном в прошлом учебном году, приняли участие учителя не только пилотных школ, но и других образовательных учреждений округа. В рамках эксперимента под руководством Ольги Логиновой шла апробация диагностических материалов для младших школьников, отрабатывалась технология деятельностного подхода в обучении, разрабатывались и апробировались интегративные курсы с ИКТ-поддержкой. Первое подведение итогов этой работы прошло в январе 2010 года на трех окружных педагогических чтениях, где был представлен опыт учителей – участников эксперимента. Кроме того, в феврале 2010 года на базе гимназии №1504 проходила Всероссийская конференция по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в условиях перехода на новый ФГОС». На конференции был представлен опыт образовательных учреждений округа по использованию деятельностного метода обучения, по психологическому сопровождению новых ФГОС. В 2010-2011 учебном году работа по внедрению ФГОС будет продолжена на новом этапе. В эксперименте продолжат работу те же 17 ОУ, а вот число классов возрастет с 41 до 44, начнется отработка нового базисного учебного плана для 1-х классов и внедрение новых УМК, каждое образовательное учреждение, участвующее в апробации ФГОС, разработает свою основную образовательную программу.
Комментарии