Происходящие изменения в современном профессиональном образовании предполагают поиск и развитие новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативность, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального умения решать задачи, возникающие в профессиональной деятельности и в повседневной жизни.
Один из таких способов -проектная деятельность как совместная учебно-познавательная, творческая деятельность студентов и педагогов, направленная на достижение общего результата. В течение трех лет в колледже сферы услуг №3 действует рабочая группа по проектной деятельности, в состав которой входят активные и творческие педагогические работники, студенты колледжа. В результате обучающиеся колледжа вовлечены в разработку и внедрение социально значимых, творческих, учебных и предпринимательских проектов.
При реализации новых образовательных стандартов важным аспектом стало внедрение учебных проектов как интегрированное дидактическое средство развития и обучения, которое позволяет формировать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целе-полагание, планирование, исследование, самоанализ, рефлексия. Например, в соответствии с основной профессиональной образовательной программой по профессии 260807.01 «Повар, кондитер» при освоении профессионального модуля каждый обучаемый 1-го курса включен в разработку проектов по теме «Приготовление кулинарного блюда (изделия)» по выбору или индивидуальному заданию преподавателя. Обучаемый (индивидуально или в малых группах) в домашних условиях готовит одно-два блюда, при этом осуществляет видеосъемку, фотосъемку технологического процесса приготовления и оформляет все в виде презентационного материала.
Для студентов старших курсов выбор проекта определяется потребностями общества в сфере общественного питания, необходимостью удовлетворения физиологических потребностей человека с учетом возрастных, национальных и других особенностей правил приготовления и потребления пищи. На начальном этапе преподаватель ставит перед обучающимися проблему, предлагает банк проектов, раскрывает требования к проектам, технологиям их выполнения и критериям оценивания. Опираясь на собственные знания и анализируя источники информации, студенты исследуют потребности в определенных блюдах или услугах сферы обслуживания, проводят мини-маркетинговые исследования, затем определяют окончательные темы проектов и осуществляют анализ предстоящей деятельности – составление схематичного изображения составляющих творческого проекта.
Для большей наглядности можно воспользоваться «звездочкой обоснования» (обдумывания), где в центре объект исследования, а на периферии факторы, определяющие его потребительские свойства, нуждающиеся в совершенствовании.
При этом достаточно 6-8 параметров, важных для анализа данного изделия, которые могут включать цену изделия, внешний вид, удобство использования, экологические характеристики, вкус, величину, структуру, то есть то, что важно для оценки изделия.
Как показывает практика, среди основных проблем, возникающих при разработке учебных проектов, можно выделить определение сферы деятельности, структурирование информационного материала, постановку проблемы и оптимальный поиск решений. Следует отметить, что деятельность обучающихся, направленная на разработку учебных проектов, не только способствует приобретению разнообразных знаний и навыков по преобразованию сырья, по приготовлению новых блюд и кулинарных изделий, их оцениванию в реальных условиях, но и позволяет контролировать уровень профессиональной подготовки студентов.
Сегодня в профессиональном образовании не менее важно развитие социальной активности обучающихся, формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Создание студенческих клубов, сообществ, групп по интересам в колледже один из способов самореализации и самоопределения обучающихся. В колледже начал свою работу студенческий клуб «Здоровое питание», созданный по инициативе обучающихся колледжа. Основные цели клуба – актуализация проблем здоровья и здорового питания через общение и творчество, а также повышение коммуникативных и профессиональных компетенций в процессе активной познавательной деятельности. Для создания клуба были разработаны и согласованы с администрацией колледжа Положение о студенческом клубе «Здоровое питание», соглашение о выделении помещения для клуба, определены направления деятельности и структура клуба. Основными направлениями деятельности клуба были обозначены пропагандистское, образовательное, волонтерское, информационное, маркетинговое.
В ходе реализации проекта студенты провели опросы и анкетирование о здоровом питании своих сверстников из колледжей Москвы, создали учебное пособие, дополнительные материалы, недельное меню для разных категорий потребителей и отдельно для подростков с желудочно-кишечными заболеваниями. Участники клуба активно принимают участие в конференциях, форумах, конкурсах, только в нынешнем учебном году это были Всероссийская ярмарка проектов «В мире исследований», II Всероссийский конкурс исследовательских работ «Открываю мир», XII Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Глобальные проблемы взаимодействия человека и окружающей среды». Клуб «Здоровое питание» расширяется, в него включаются новые участники – как студенты, так и педагоги, а также специалисты из других организаций, выступающие в качестве консультантов и экспертов по различным направлениям, например представители лаборатории космического питания НПО космических исследований имени Щусева. Можно сказать, что складывается разновозрастная и полипрофессиональная общность, а сама форма организации клуба близка и интересна в первую очередь студентам. Созидательное общение дает им свободу в распределении ролей и выборе направлений деятельности. Руководит клубом преподаватель информационных технологий колледжа Елена Фалькова.
Интересы наших студентов гораздо шире, и им стало тесно в рамках одного клуба. В этом учебном году в колледже начал работу еще один клуб – «Академия семейной жизни». Он также был создан по инициативе обучающихся в рамках проектной деятельности, руководителями стали Т.Васильченко и А.Трофименко. Этот проект ставит перед собой другие цели – привлечение внимания молодежи к семейным и жизненным ценностям с использованием веб-ресурсов. Его основная задача – сформировать положительное отношение молодежи к семейным ценностям посредством использования веб-ресурсов.
Для конструктивного общения между участниками клуба были созданы два сетевых ресурса – страница «Я+ТЫ» на базе социальной сети ВКонтакте, второй – сайт «Академия Семейной жизни» (vmestepogizni.ru), ориентированный на неформальное образование студентов в контексте социально-психологической и профессиональной адаптации молодежи. Этот проект привлекает уже другой активный контингент, тех студентов, у которых отсутствует жизненный опыт и достаточные знания о семейных ценностях, есть трудности адаптации в социуме и семейной жизни.
В этом учебном году по результатам проектной деятельности состоялась
11 Отуденческая научно-практическая конференция «Active student», на которой были представлены лучшие проекты студентов. На конференции были заявлены
12 проектов, принимали участие 125 студентов и педагогов из 15 образовательных учреждений Москвы. По результатам отзывов участников конференции, самые интересные проекты студентов «Исследование химического состава алкогольных коктейлей и их влияние на организм» (разработчики А.Одинцов, Г.Кочедыков, К.Черников, руководитель – Л.Заликина) и проект «Создание студенческой столовой» (разработчики А.Трофимов, И.Потапов, руководитель – О. Чаукина).
Многие из предложенных проектов внедряются в практику работы колледжа, например проект «Электронное портфолио студента», разработанный студентами 2-го курса В.Милоховым, Д.Дубивка, В.Гавриловым, позволяет не только создать электронную базу достижений обучающихся, но и сформировать образовательный портал, обеспечивающий эффективную организацию учебного процесса.
Будут ли полностью воплощены проекты в жизнь, покажет время, но можно сказать, что проектная деятельность в колледже способствует формированию личности, способной к профессиональному самоопределению и самореализации в условиях постоянно развивающегося общества, готовой нести ответственность за выбор профессиональной образовательной траектории и свой дальнейший профессиональный и личностный рост.
Комментарии