Общепризнано, что без компетентных психологов невозможно реализовать федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), который впервые разработан под ребенка, заточен на развитие его личности и подготовку к взрослой жизни.
Это текущее проектирование учебных и внеучебных ситуаций, направленных на формирование УУД разных видов, а также оперативный анализ в таком ракурсе уроков и внеурочной деятельности. Это может быть содержанием не только каждодневных консультаций-собеседований в паре «учитель – психолог», но и заседаний школьного методического объединения учителей начальных классов с участием педагога-психолога, а также творческих групп или творческих мастерских специалистов (учителей и психологов) разных школ, работающих над проектами психолого-педагогического обеспечения реализации ФГОС Например, в рамках программы мероприятий ЮЗОУО по реализации государственной программы по развитию системы образования Москвы на 2012-2016 годы специалисты ЦПМСС «Зюзино» курируют проект «Модель взаимодействия учителя и педагога-психолога в формировании и оценке метапредметных и личностных образовательных результатов», участники которого – заинтересованные специалисты школ районов Зюзино и Котлов-ка, а цель – повышение компетентности педагогов-психологов, учителей начальных классов в области формирования и оценки УУД в начальной школе.
Именно новый стандарт узаконил в качестве образовательных результатов те психические новообразования, те достижения в психическом развитии ребенка, которые формируются только под влиянием школьного обучения, создающего «зону ближайшего развития» (в точности по Л.Выготскому), которыми ребенок обязан исключительно «правильно построенным процессам обучения» (Л.Выготский). Имеются в виду, конечно же, личностные (самоопределение, смыслообразо-вание, ценностная и морально-этическая ориентация) и метапредметные (управление собственной деятельностью, компетенции общения и учебного сотрудничества, оперирования информацией и выполнения логических операций) результаты обучения. Беда в том, что не всегда педагоги понимают, осознают роль, значимость взаимодействия, сотрудничества с педагогом-психологом в достижении этих результатов.
Необходимость реализации ФГОС НОО создает уникальную ситуацию сотрудничества учителя и педагога-психолога начальной школы, границы которой заданы в их новых квалификационных характеристиках, а содержание наполняется теми задачами, которые необходимо решать совместными усилиями при исполнении стандарта.
В новых квалификационных характеристиках по сравнению с прежними и учителю, и педагогу-психологу вменены совершенно новые должностные обязанности, напрямую связанные с реализацией государственных образовательных стандартов.
В зону ответственности учителя попадают новые трудовые функции:
• обучать и воспитывать детей не только с учетом специфики преподаваемого предмета (как было в прежних должностных обязанностях), но и с учетом их психолого-физиологических особенностей, и в рамках федеральных государственных образовательных стандартов;
• ориентироваться на образовательную программу учреждения при планировании и осуществлении учебного процесса, составлять и выполнять рабочую программу по своему предмету, организовывать деятельностный и личностно ориентированный образовательный процесс;
• заниматься контрольно-оценочной деятельностью в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания, а также оценивать эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету;
• обеспечивать достижение и подтверждение обучающимися того или иного уровня образования.
У педагога-психолога зона ответственности также расширяется за счет включения новых трудовых функций:
• участвовать в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта (то есть психолог отвечает не только за психологическое обеспечение образовательного процесса, но и участвует в нем, так же как и учитель, обеспечивая охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса);
• участвовать в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (это также подключает психолога к образовательному процессу и оправдывает название его должности «педагог-психолог»);
• оценивать эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива через призму развития личности обучающихся (это очень актуальная функция психолога, учитывая, что новая цель российского образования – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России);
• анализировать достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (в отличие от учителя он только анализирует, но не обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися того или иного уровня образования, причем анализирует достижение не только уровня образования, но и уровня развития).
Получается, что при реализации ФГОС НОО у психолога гораздо больше работы и ответственности, чем раньше: он становится необходимым звеном всего образовательного процесса.
Таким образом, общая зона ответственности учителя и педагога-психолога в реализации ФГОС НОО – это: • осуществление образовательного процесса в направлении обеспечения уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, с использованием современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, с опорой на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационно-коммуникационных технологий;
• обеспечение учителем и анализ педагогом-психологом достижения и подтверждения обучающимися уровней образования (и учитель, и психолог) и уровней развития (только психолог);
• оценка эффективности и результатов обучения по предмету (учитель), оценка эффективности образовательной деятельности учреждения в целом через призму развития личности обучающихся (педагог-психолог).
Для выполнения этих совместных, разделенных между ними должностных обязанностей от учителя и педагога-психолога потребуются совершенно новые общие компетенции:
• правовая;
• технологическая;
• информационно-компьютерная;
• коммуникативная;
• конфликтологическая.
Общность должностных обязанностей и необходимых для их выполнения компетенций, задаваемых в квалификационных характеристиках учителя и педагога-психолога, означает, что они просто вынуждены работать вместе (а не рядом), в составе команды (а не поодиночке) – в тандеме создавать необходимые условия для достижения планируемых в образовательной программе начального общего образования школы результатов развития обучающихся. И у каждого своя зона ответственности: учитель отвечает за образовательный процесс, а психолог – за его психологическое обеспечение.
Проведенное сравнение новых и прежних квалификационных характеристик позволило обозначить рамки профессионального сотрудничества учителя и педагога-психолога, установить зону ответственности каждого из них в реализации ФГОС
НОО.
Тандем «учитель – психолог» -довольно самодостаточная группа, чтобы компетентно и мобильно (при условии, конечно, если педагог-психолог работает на целую ставку) решать ключевые задачи реализации стандарта:
– формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности;
– оценка/мониторинг достижения обучающимися запланированных в образовательной программе начального общего образования школы образовательных результатов – метапредметных и личностных;
– организация обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
– отслеживание индивидуальной динамики развития обучающихся и внесение корректив в образовательный процесс.
Решение этих задач может идти по следующим направлениям сотрудничества.
Стратегическое проектирование.
Совместное участие учителя и педагога-психолога наряду с другими специалистами в проектировании разделов основной образовательной программы начального общего образования школы, некоторые из которых стали подпрограммами:
• планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
• программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
• программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
• программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
• программа коррекционной работы, которая разрабатывается при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
• система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Все это не просто красивые и обтекаемые формулировки из ФГОС НОО, о которых можно позабыть сразу после прочтения, это требования, обязательные к исполнению образовательным учреждением, имеющим государственную аккредитацию. В соответствии с требованиями ФГОС НОО каждое ОУ, реализующее новые стандарты, самостоятельно разрабатывает основную образовательную программу НОО на основе соответствующей примерной программы, рекомендуемой федеральными государственными органами.
«Ядерный» компонент такой программы – планируемые результаты ее освоения. Ответственность за планирование, достижение и оценку соответствия достигнутых результатов запланированным – ответственность конкретного образовательного учреждения: конкретика достигаемых выпускниками начальной школы результатов планируется и оценивается его педагогами, которые самостоятельно продумывают деятельность по их достижению. Планируемые результаты должны соответствовать сформулированным во ФГОС НОО требованиям к предметным, метапредметным и личностным компетенциям обучающихся, вытекать из согласования образовательных потребностей учащихся и их родителей, запросов общества и государства, конкретизироваться в различных подпрограммах основной образовательной програм-мы, программах учебных предметов, быть прозрачными для измерения и оценки.
Участие тандема «учитель -психолог» в разработке указанных разделов основной образовательной программы – это работа по созданию единой развивающей среды начальной школы в единстве урочной и внеурочной деятельности школьников.
Тактическое проектирование.
Это текущее проектирование учебных и внеучебных ситуаций, направленных на формирование УУД разных видов, а также оперативный анализ в таком ракурсе уроков и внеурочной деятельности. Это может быть содержанием не только каждодневных консультаций-собеседований в паре «учитель – психолог», но и заседаний школьного методического объединения учителей начальных классов с участием педагога-психолога, а также творческих групп или творческих мастерских специалистов (учителей и психологов) разных школ, работающих над проектами психолого-педагогического обеспечения реализации ФГОС НОО. Например, в рамках программы мероприятий ЮЗОУО по реализации государственной программы по развитию системы образования Москвы на 2012-2016 годы специалисты ЦПМСС «Зюзино» курируют проект «Модель взаимодействия учителя и педагога-психолога в формировании и оценке метапредметных и личностных образовательных результатов», участники которого – заинтересованные специалисты школ районов Зюзино и Котлов-ка, а цель – повышение компетентности педагогов-психологов, учителей начальных классов в области формирования и оценки УУД в начальной школе.
Мониторинг сформирован-ности УУД и ведение базы результатов мониторинга.
Эта текущая оценка (отслеживание) уровня сформирован-ности разных видов УУД (регулятивных, познавательных и коммуникативных) каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе проводится по показателям конкретных умений познавательного, организационного или коммуникативного характера с помощью мониторинговых процедур с определенной периодичностью. Оперативно полученные, обработанные, хранящиеся в надежной базе данных результаты подобного мониторинга – основа, отправная точка для проектирования и своевременной корректировки форм и методов образовательного процесса как на уровне класса и целой параллели, так и на уровне отдельных групп учащихся (например, дети с ОВЗ). Формирование и оценка УУД -общая ответственность учителя и психолога, это совместная психолого-педагогическая задача, для решения которой неоценимую помощь могут оказать разработки М.Битяновой и коллектива сотрудников Центра психолого-педагогического сопровождения образования «Точка пси».
Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов.
Это работа, нацеленная на индивидуализацию образовательного процесса на основе отслеживания индивидуальной динамики развития обучающихся, ведь согласно ФГОС НОО каждый ребенок должен обучаться в соответствии со своими индивидуальными образовательными потребностями. Дети, показывающие низкую динамику достижений, – это дети с особыми образовательными потребностями, поэтому их образовательная траектория достижения необходимых для выпускника начальной школы компетенций будет иной, чем у большинства их сверстников, какой именно – решать школьному психолого-медико-педагогическому консилиуму.
Для успеха такой работы необходимо знать индивидуальные особенности конкретного ребенка с особыми образовательными потребностями на основе учета результатов мониторинга сформиро-ванности УУД и содержания порт-фолио его достижений, привлекать для разработки индивидуальных образовательных маршрутов в качестве союзников родителей такого ребенка, понимать в рамках конкретного предмета, какие учебные задачи нужны для одного ребенка, а какие – для другого.
Только благодаря совместной работе, сотрудничеству учителя и психолога обучение в начальной школе и создаст для младших школьников «зону ближайшего развития».
Комментарии