В конце 2013 года Минюст РФ одобрил профессиональный стандарт педагогической деятельности, в 2014 году начинается его апробация. Документ новый и вызывает много вопросов, так как будет непосредственно связан с судьбой российских педагогов. Об этом говорили на традиционном «Родительском собрании» радиостанции «Эхо Москвы».
Евгений ЯМБУРГ, директор Центра образования №109, председатель рабочей группы по разработке профессионального стандарта педагога, председатель Общественного совета Министерства образования и науки РФ: Стандарт утвержден, думаю, на апробацию стандарта одного года не хватит, сейчас делают то, что называется «дорожной картой», будут созданы пилотные площадки, где это надо опробовать очень аккуратно, очень осторожно, потому что нельзя с учителей требовать того, чему их никто не учил. Зачем нужен стандарт? Закон «Об образовании в РФ» говорит о том, что все категории детей могут учиться в школах. Если завтра в школы приведут ребенка с олигофренией, с ограниченными возможностями здоровья, школа уже обязана их брать, но учителя никто не учил работать с ними, стандарт для того и сделан, чтобы понять, куда плыть, куда стремиться. Для того чтобы это было, прежде всего нужно менять по этому стандарту содержание высшего педагогического образования, содержание подготовки на курсах повышения квалификации учителей, новые, очень тонкие способы аттестации учителя. Мне кажется, что в большей степени этот стандарт ориентирован на госзаказ, который мы обращаем к педагогическим вузам: у нас должен быть такой учитель, соответственно будьте добры каким-то образом его подготовьте. Этот стандарт – инструмент для изменения содержания высшего педагогического образования и переподготовки, потому что не может быть каждый учитель дефектологом, но знать особенности этих детей, понимать, что от них требовать, уметь сотрудничать с дефектологом он может, если его будут обучать.Базовые вещи в стандарте прописаны, там есть, если внимательно читать, «учитель должен», а есть «учителю рекомендуется», то есть существуют вещи нормативные, которые учитель должен уметь, и вещи, которые рекомендуют, это стандарт, конечно, на вырост, все живое растет снизу, это надо выращивать, его нужно читать очень тонко, очень внимательно. Этот стандарт никогда не войдет в реальную силу, если не будут сохранены команды, о которых мы говорим, – дефектологи, психологи, если не будут введены новые штатные единицы – тьютор или педагог реабилитации. Такие учителя есть. Учитель не может быть и жнец, и швец, и на дуде игрец. У нас возникла идея сделать неполитическую, подчеркиваю, профессиональную ассоциацию «Стандарт 2013», где входным билетом будет владение некими практиками очень серьезными передовыми. У нас есть конечный потребитель того, что мы делаем, это ученик, у которого есть родители. Мы работаем с очень тонкой организацией, с человеком, поэтому учителя должен оценивать не только мир коллег, должна быть еще и внешняя оценка. Я завидую в этом смысле американским психотерапевтам, потому что там есть внутренний аудит, для того чтобы не попадали проходимцы. Ассоциацию психотерапевтов там боятся больше, чем государственные органы. У нас партнером государства, если мы говорим действительно о государственно-общественном управлении, должна стать такая ассоциация, которую надо создавать, тогда уже оценка деятельности учителя может быть более объективной. Сегодня я езжу по России, чтобы предупредить: не торопиться ни в коем случае, не форсировать события, не делать вид, что уже все сделано. Сегодня любая школа по Закону «Об образовании в РФ» может брать любые образовательные программы: лицейские, коррекционные. Если есть сильный учитель, у него есть и гуманистические подходы, он всегда старается помочь любому ребенку. Учитель физики – это не просто физик, это специалист по ребенку, учитель математики – это не просто математик, а специалист по ребенку. Марат АЛИМОВ, учитель русского языка и литературы гимназии 1517: Честно говоря, можно подписаться под каждым положением стандарта. Более того, наверное, впервые в стандарте записано, правда, рамочно, что процедура аттестации такого учителя предполагает серьезную общественную экспертизу, куда включается и оценка учеников, и оценка родителей. Такой документ должен быть один, который признает и педагогическая, и непедагогическая общественность. Если написано в стандарте, что человек должен быть высокопрофессиональным, уметь анализировать свои уроки, мне кажется, это очевиднейшие вещи. Профессиональный стандарт учителя, пусть даже в том идеальном виде, в котором он существует, годится под реализацию любого содержания. Предметное содержание можно изменить, откорректировать, а сам стандарт довольно универсальная вещь.
Комментарии