Легко ли быть взрослыми?..
Большинство участников образовательного процесса едины во мнении, что самая большая нагрузка в период онлайн-обучения легла на родителей. Мы работали преподавателями, психологами, системными администраторами. Эти новые роли в полной мере отразили те проблемы школьного образования, которые до перехода в онлайн были для нас неочевидны.
Например, мы увидели, что дети не умеют учиться без контроля и поддержки со стороны, самостоятельно работать с учебниками, извлекать знания, обрабатывать, анализировать и применять их на практике. Выяснилось, что весь образовательный процесс строился на односторонней передаче информации, имеющейся у преподавателя, объяснении ее и закреплении пройденного. Когда учителей рядом не стало, детям самим пришлось отбирать источники, систематизировать и анализировать их. А к этому они оказались не готовы.
Еще одна причина, по которой родители были вынуждены стать учителями, – школьные учебники оказались недостаточным и непонятным инструментарием. Задача «выучить параграф и сделать упражнение» работала только при наличии учителя, который этот параграф должен был объяснить. Не стали спасением и альтернативные школьным учебникам онлайн-ресурсы – МЭШ, РЭШ и другие.
Серьезным испытанием для детей и родителей оказалось отсутствие системы коммуникаций: преподаватели отправляли домашние задания в чаты, в мессенджеры, на почту, не учитывая ни физические, ни психологические возможности ребенка. Объем заданий, срочность их выполнения доходили до абсурда, как и требования некоторых учителей записывать, например, выученные стихотворения, стоя перед зеркалом, или рассказывать их с завязанными глазами. И не было никого, кто на эти нелепые требования мог бы повлиять.
В результате родители оказались один на один с отсутствием технических возможностей, педагогических и психологических компетенций, организацией безопасности детей и… с не самым приятным открытием – мы не умеем быть родителями, не знаем своих детей, не умеем доверять, общаться и помогать им.
Необходимость решать эти задачи стала одновременно и вызовом, и возможностью. Например, наша ассоциация провела информационную акцию «Народный родительский антивирус»: мы мониторили проблемы, разрабатывали памятки для родителей и учителей, создали ютуб-канал для родителей «Семейный траблшутинг с Марианной Шевченко», который объединил экспертов для психологической, эмоциональной и юридической поддержки родителей онлайн.
Пандемия, как и любой кризис, стала для всех участников образовательного процесса хорошей возможностью пересмотреть свои стратегии и тактики. Онлайн-обучение пришло в нашу жизнь, и задача ближайшего будущего – развивать и совершенствовать эту систему. Родителям необходимо учиться поддерживать своих детей, мотивировать их на учебу, социализацию, работу в команде. Авторам учебников и пособий важно адаптировать их, сделать полноценными инструментами. Педагогам – стать более гибкими, освоить современные технологии. Школьным психологам – выстроить систему онлайн-консультирования и поддержки детей. Управляющим советам – переформатировать свою работу, стать посредниками, аккумулирующими проблемы семей и транслирующими их руководству, чтобы школа могла адресно подходить к организации учебного процесса в каждой семье.
И тогда мы создадим новое образовательное пространство с новым смыслом общественно-государственного партнерства, где ответственные и вовлеченные родители вместе, но не вместо учителей.
Марианна ШЕВЧЕНКО, директор по развитию Национальной родительской ассоциации
Комментарии