search
main
0

Новые решения по управлению качеством

​Одна из ярких примет московского образования – высокая степень вовлеченности разных категорий потребителей образовательных услуг в процесс управления и оценки качества образования.

Сегодня в нашей гимназии все важные решения, направленные на эффективное развитие гимназии и повышение качества образования, принимают открыто и согласованно все субъекты управления гимназией: члены управляющего, педагогического и методического советов. Одно из первых совместных решений – разработка и принятие положений об открытости педагогических мероприятий, рассматривающих актуальные вопросы организации образовательного процесса в гимназии, качества обучения и преподавания. Следует отметить, что число родителей, активно участвующих в педагогических мероприятиях, только в завершающемся учебном году возросло вдвое по сравнению с прошлым годом. Всего за 2012-2013 учебный год были проведены такие открытые педагогические мероприятия, как два педагогических совета, три заседания методических кафедр учителей-предметников, два обучающих семинара и итоговая педагогическая конференция. Во многом благодаря активности родителей и членов управляющего совета в гимназии состоялась и получила свое развитие новая общественно-педагогическая акция «Открытый урок». Родители вместе с администрацией гимназии составили и разместили на сайте гимназии, в электронном журнале обращение ко всем участникам образовательного процесса, предложив родительскому и педагогическому коллективам гимназии поддержать ежемесячное проведение «Открытого урока». Суть акции – предоставление родителям разносторонней информации об образовательном процессе, современных технологиях обучения и качестве образования. В результате проведения акции мы планировали достижение таких общественно-педагогических эффектов:     повышение профессионального мастерства педагогов;     рост доверия родителей к гимназии и системе образования в целом;    повышение уровня включенности родителей в оценку качества образования;    рост ответственности всех участников образовательного процесса за качество образования. По мнению всех членов методического и управляющего советов гимназии, разрабатывавших и утвердивших регламент подготовки и проведения акции «Открытый урок», она должна стать ускорителем «перезагрузки» взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса и оказать существенное влияние на качество образования. В соответствии с регламентом акция проводится раз в месяц, дата и круг участников в гимназии утверждают не позднее чем за 10 дней до ее проведения.  В акции участвуют все учителя гимназии, работающие в 1-10-х классах, представители администрации и родительской общественности. В рамках каждой отдельной акции педагоги проводят не более 18 уроков в 9 классах (по два урока в каждом классе), причем во время акции учебное расписание не изменяется. Таким образом, одновременно в акции могут принять участие не более 36 родителей (по 3-4 человека в каждом классе). Все желающие присылают заявки по электронной почте (hotline_1518@mail.ru – горячая линия для родителей по вопросам обучения детей в гимназии на сайте гимназии www.gou1518.ru).     Акция «Открытый урок» проходит с 9.00 до 12.00 и состоит из трех частей. Первая часть – подготовительная (9.00 – 9.30), все участники акции собираются в методическом кабинете, директор гимназии объясняет главные цели и задачи посещения открытых уроков в данный день, для анализа уроков все получают анкеты, которые заполняют и после каждого урока сдают координатору группы. Вторая часть – основная. (9.30 – 11.15) – родители посещают два урока в одном классе, наблюдая и анализируя деятельность учеников и учителей. На перемене между уроками они вместе с детьми идут в школьную столовую, знакомятся с организацией завтрака. Третья часть – заключительная (11.15 – 12.00) – все участники акции собираются в методическом кабинете. При подведении итогов обычно идет очень заинтересованный разговор, родители высказывают свое мнение, что-то предлагают и советуют. По итогам проведения каждой акции «Открытый урок» мы составляем аналитическую справку, которую размещаем в электронном журнале. Следует отметить, что большинство замечаний родителей носят конструктивный характер, например, один из пап предложил создать игровые зоны для активного отдыха детей на переменах, эта идея вскоре получила развитие и была реализована в двух рекреациях гимназии. Всего родители сделали более 10 предложений по разным вопросам, многие из них уже нашли свое практическое воплощение.После каждой акции мы проводим совещание при директоре по анализу и обобщению отзывов родителей (анкеты, устные оценки, пожелания, замечания); экспертных оценок членов администрации; результатов включенного наблюдения учителей.  На основе комплексного анализа информации, полученной от всех участников акции, мы принимаем конкретные управленческие решения. Например, многие родители – участники акции отмечали, с одной стороны, большой интерес к знакомству со школьными новациями, в частности, с особенностями обучения по ФГОС (новой системой оценивания личностных и учебных достижений), с другой – непонимание сущности происходящего и как следствие волнение, тревожность и недоверие ко всему происходящему в школе.После выявления этого противоречия мы приняли управленческое решение о создании в гимназии «Родительского университета», который стал структурным подразделением научно-методического объединения профессионального развития учителей «Академия учителей гимназии». Целью «Родительского университета» стало деятельностное знакомство родителей с актуальными вопросами обучения школьников в формате ФГОС, на сайте гимназии появилась страница «Родительский университет», на которой мы размещаем актуальную информацию, ответы на вопросы родителей. Очные занятия мы проводим в основном по субботам, родители на практике осваивают приемы сопровождения учебной деятельности своих детей в виртуальном образовательном пространстве, при выполнении учебных проектов на MacBook. Это оказалось настолько интересно, что мама и две бабушки так увлеклись проектной работой, что дома самостоятельно и вместе со своими детьми стали создавать разные мультимедийные проекты, сочинять сценарии, снимать и озвучивать мультфильмы. В феврале в гимназии традиционно проходит фестиваль науки, в рамках которого ученики предъявляют результаты своей проектной деятельности. Впервые в этом году в работе фестиваля приняли участие родители, причем не в качестве гостей и экспертов, а как полноправные участники, представляющие свои проекты, которые они смогли выполнить благодаря занятиям в «Родительском университете». Мы надеемся, что в гимназии появилась и будет развиваться новая традиция совместного детско-взрослого творчества, проектной работы, что можно рассматривать как одно из важных условий повышения качества образования. Акция «Открытый урок» стала одним из факторов многоформатного включения родителей в процесс управления качеством образования. Всего в 2012-2013 учебном году состоялись 7 акций «Открытый урок», в которых приняли участие 224 родителя. Анализ их проведения позволил нам утверждать, что они могут стать действенным механизмом:- включения родителей в управление качеством образования;- повышения доверия к гимназии, учителям;- улучшения взаимопонимания и взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса;- повышения качества образования. Конечно, далеко не все педагогические мероприятия в гимназии открытые, мы не приглашаем родителей на те из них, что посвящены отдельным текущим вопросам или вопросам, не затрагивающим интересов всех субъектов образовательного процесса. Вместе с тем все вопросы, связанные с решением системообразующих проблем, мы всегда обсуждаем открыто. Особенно важен такой формат обсуждения серьезных проблем, которые сложны в решении, требуют от учителей огромных усилий, больших временных и трудовых затрат. Для повышения мотивации учителей для решения новых сложных задач очень важна поддержка и заинтересованность родителей, поэтому все сложные в решении проблемы мы обсуждаем вместе с родителями. Например, родители, присутствовавшие на обсуждении проблем перехода на новую систему оценивания результатов обучения в формате ФГОС, отметили: получая аналитические справки по предметным результатам освоения образовательной программы, они даже не подозревали о том, как огромна работа учителя. Мы считаем, что высокая оценка труда учителя родителями стала хорошим стимулом для профессионального развития учителей. 16-17 мая 2013 года в гимназии состоялась итоговая педагогическая конференция «Проблемы обучения по новым федеральным государственным образовательным стандартам: оценка и оценочная деятельность», на которой присутствовали 46 учителей и 12 родителей. Интересно, что в конференции также участвовал родитель, чей ребенок только поступил в гимназию и станет гимназистом в сентябре. Активное участие родителей в конференции показывает, что обсуждаемые проблемы перехода на критериальное оценивание актуальны для всех участников образовательного процесса. В первый день конференции все участники прослушали и обсудили выступления основных докладчиков. И.Фирсова остановилась на мотивирующей составляющей критериального оценивания, отметила большой развивающий и информационный потенциал этой системы как для учащихся, так и для родителей, Е.Мацыяка презентовала результаты сравнительного анализа традиционной и современных систем оценивания (рейтинговая, критериальная, накопительная), Л.Курганова показала современные учебно-методические комплексы по английскому языку, предусматривающие большой объем учебной информации, разных заданий, располагающихся в облачных хранениях, работа с этими учебниками предполагает переход на новую систему оценки учебных достижений; О.Алексеева высказала мнение по поводу перехода на ФГОС в пятых классах и возможности использования критериального оценивания в этих классах. Во второй день все участники конференции работали в двух группах, в каждой было проведено по четыре мастер-класса учителями, которые продемонстрировали особенности критериального оценивания разных типов заданий на разных предметах. О.Архипова и Л.Борисова представили системы критериального оценивания текстовых заданий и контрольных работ на уроках окружающего мира; Ю.Громова и Ю.Михайленко – на уроках математики; К.Оковалкова и И.Эсауленко – на уроках русского языка; Н.Ковалева и М.Носикова – на уроках литературного чтения. Ведущие предусмотрели разные роли для участников мастер-классов – учителей, родителей и учеников, таким образом, все смогли увидеть возможности критериального оценивания с разных позиций и сторон. Итогом второго дня конференции стало обсуждение всех плюсов и возможных минусов критериального оценивания. Интересно отметить, что все родители единодушно сказали «да» новой системе оценивания. Убедительных аргументов в пользу такого решения они привели довольно много, чего нельзя сказать об учителях, например, родителям легче организовать и проконтролировать подготовку детей к урокам; дети мотивированы на ликвидацию пробелов и не испытывают тревожности и страха перед контрольными работами; аналитические таблицы и портфолио работ, предъявляемые родителям, не вызывают сомнений в обоснованности и объективности оценок. Первым аргументом против введения этой системы оценивания в гимназии стала проблема больших временных затрат на разработку критериальной базы оценивания контрольных работ и проведения соответствующего анализа, многие учителя высказали сомнения по поводу объективности и достоверности критериев, которые составляют сами педагоги. Таким образом, в ходе обсуждения выявилась проблема, которую решать было бы намного сложнее, если бы в конференции не участвовали родители: их позиция была достаточно ясной и аргументированной, что позволило организаторам конференции достичь планируемых результатов – убедить всех учителей в необходимости освоить новый формат критериального оценивания учебных достижений учащихся.Гимназия сегодня идет по пути увеличения открытости системы управления качеством образования. В настоящее время завершается разработка Программы по системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и ООО, в которой активное участие принимали родители. Марина ФИРСОВА, директор гимназии №1518; Наталья НОВОЖИЛОВА, заместитель директора гимназии №1518

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте