search
main
0

Новые предметы, зарплаты учителей, ГОСТ на школьную форму: что изменилось в школах в уходящем году

Уходящий год богат на самые разные события. Для школьников, учителей и родителей было немало нововведений. В частности, в школьном расписании появились новые предметы, некоторым педагогам подняли размер заработной платы, в стране началась активная работа по формированию Стратегии развития образования до 2036 года.

Фото предоставлено Департаментом образования и науки города Москвы

Мы решили напомнить читателям, что нового появилось в уходящем году для учащихся школ, их педагогов и родителей.

Уроки труда и ОБЗР

С начала текущего учебного года в расписании школьников появилось два новых учебных предмета. Им вернули уроки труда: для начальной школы и ребят из 8–9-х классов по 1 часу в неделю, в 5–7-х классах – по два часа. В предмете «Труд» предусмотрены обязательные и вариативные модули, учитывающие социально-экономические потребности региона. Ребят обучают основам конструирования и робототехники, работе с БАС, компьютерной графике и черчению, мастерству кулинарии, кройке и шитью. Предмет включает пять обязательных модулей и три по выбору.

Предмет «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР) представляет собой более расширенный курс ОБЖ. Основы безопасности и защиты Родины изучают школьники 8–11-х классов. Учебники по новому предмету планируют ввести в 2025-26 учебном году. Федеральная рабочая программа по ОБЗР рассчитана на 8–11-е классы, но его могут также изучать ученики 5–7-х классов 1 час в неделю (всего 102 часа). Для 8–9-х классов на ОБЗР отведено 68 часов – по 1 часу в неделю за счет обязательной части учебного плана основного общего образования.

Фото: Институт воспитания

В курсе «Основы безопасности и защиты Родины» предлагается два модуля по начальной военной подготовке. Старшеклассников знакомят с основами законодательства РФ и государственной политики, обеспечивающими нацбезопасность; с принципами организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий ЧС. Ребят учат элементам начальной военной подготовки и применения БПЛА; основам безопасного поведения. В рамках освоения нового предмета ученики 8-х и 10-х классов выезжают на сборы.

РАН проверяет школьные учебники на научную обоснованность 

В уходящем году стало обязательным участие Российской академии наук в экспертной оценке школьных учебников. Ученые проверяют их содержание на научную обоснованность. Для этого используют такой критерий, как отсутствие недостоверных, научно не подтвержденных и сфабрикованных фактов, в том числе о событиях и участниках Второй мировой войны. Считается, что участие ученых в экспертизе школьных учебников позволит привести эту сферу в порядок, проверить достоверность содержания учебных материалов, их соответствие современным научным знаниям. Кроме того, экспертиза дает возможность исправить ошибки и опечатки, выявить, насколько успешно школьники усваивают материал.

Стартовала разработка стратегии развития образования до 2036 года

В масштабную работу по формированию Стратегии развития образования до 2036 года вовлечены эксперты из РАН, РАО, педагоги, ректоры ведущих университетов, представители бизнеса и госкорпораций, учащиеся и молодежь. Им предстоит обсудить все вопросы и договориться о необходимых результатах и достижениях в сфере образования. В настоящее время для формирования стратегии организованы 14 рабочих групп. Одна из них впервые сформирована из учащихся (студентов колледжей и вузов, школьников среднего и старшего возраста).

Фото: Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Значимыми целями Стратегии являются создание условий для развития индивидуальных способностей и талантов каждого ребенка с самого раннего возраста, а также создание возможностей для получения знаний, которые помогут выбрать профессию. Стратегия направлена на воспитание гармонично развитой личности. Документ определит основные направления устойчивого развития системы образования на ближайшие полтора десятилетия.

У выпускников появилась возможность пересдать ЕГЭ по выбору

В 2024 году у выпускников школ впервые появилась возможность пересдать Единый госэкзамен, если результат написанной в основной период работы их не устроил. В итоге засчитывают только результат пересдачи, первый результат аттестации аннулируют. Нововведение обусловлено тем, что у выпускников могут быть разные обстоятельства: на некоторых ребят негативно сказывается лишнее волнение, обстановка в семье или болезнь. Возможность пересдачи позволяет им чувствовать себя более спокойными и уверенными. Если выпускник школы претендует на аттестат с отличием и золотую медаль, то, невзирая на пересдачу ЕГЭ, заслуженная награда за ним сохраняется.

В пилотном режиме начал работать чат-бот для помощи педагогам

В тестовом режиме заработал новый чат-бот «Помощник Рособрнадзора» в двух регионах – Пензенской и Владимирской областях. Пензенские и владимирские педагоги, имеющие в «Сферуме» статус «Учитель», получают соответствующую рассылку от платформы. Они пробуют и оценивают все преимущества нового инструмента поддержки в борьбе с лишней бюрократической нагрузкой. По окончании тестового периода чат-бот станет доступным педагогам всех субъектов страны. Чат позволяет быстро получать ответы на вопросы по разным аспектам работы: это участие в мероприятиях, выходящих за рамки образовательной программы, поступающие в школу запросы, работа с документами и другие темы.

Фото: ru.freepik.com

Бот принимает обращения по любым случаям неправомерных действий в отношении педагогов. Обращения могут быть анонимными. Они автоматически уходят в соответствующие региональные органы исполнительной власти, которые обязаны рассмотреть их в течение 30 календарных дней. Если ситуация не разрешится, то Рособрнадзор совместно с Генпрокуратурой возьмут ее под свой контроль.

Вступил в силу закон о запрете смартфонов на уроках в школе

Внесены поправки в федеральный закон «Об образовании в РФ». Они вводят запрет на использование учащимися телефонов и других средств связи во время школьных уроков. Исключением является возникновение угрозы жизни или здоровью детей и педагогов. Документ закрепил за школьниками обязанность соблюдать дисциплину на уроках и правила поведения в образовательной организации. Контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка лежит на учителях и администрации школы.

Классным руководителям школ и студенческим кураторам колледжей увеличили выплаты

С 1 марта 2024 года в два раза вырос размер ежемесячных выплат классным руководителям в школах и кураторам групп в образовательных организациях среднего профобразования, работающих в населенных пунктах с численностью менее 100 тысяч человек. Размер таких ежемесячных выплат увеличили с 5 тысяч до 10 тысяч рублей. Для этого в текущем году из федерального бюджета направили около 3 млрд рублей.

Выпускники получили первые серебряные медали 

Примерно каждый шестой выпускник школы в этом году стал медалистом. По результатам прошлого учебного года окончившие 11 класс ребята впервые за десятилетие получили серебряные медали («За особые успехи в учении» II степени). Всего обладателями золотых и серебряных наград стали более 109 тысяч выпускников. Каждый четвертый получил медаль в Липецкой области и Республике Башкортостан. Более 20% выпускников удостоены медалей в Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Курской, Московской, Оренбургской, Ростовской, Самарской, Тульской областях, республиках Дагестан и Татарстан.

В России утвержден ГОСТ на школьную форму

Эксперты Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии утвердили новый национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 71582-2024 «Одежда обучающихся (школьная форма). Общие технические требования». Он регламентирует требования к одежде у детей, которые обучаются по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Фото: пресс-служба правительства Тверской области

При этом установлен не единый общий вид школьной формы, а лишь единые требования к ней: к гигроскопичности, воздухопроницаемости, физико-механическим показателям, к устойчивости окраски. Также предъявляются определенные требования к изготовлению, маркировке и упаковке школьной формы, дается список методов испытаний по установленным показателям.

«Учительская газета» отпраздновала свой вековой юбилей 

К столетнему юбилею главного педагогического издания страны состоялся праздничный вечер. В Московском доме композиторов собрались лучшие педагоги России, легенды «Учительской газеты», друзья и партнеры издания. Теплыми воспоминаниями и яркими эмоциями поделились известные ученые и сотрудники Издательского дома «Учительская газета» (единственного правопреемника вековой истории издания), которые работали здесь в разные годы. Об истории «Учительской газеты» гостям праздника напомнил подготовленный редакцией фильм.

Фоторепортаж с торжественного юбилейного вечера «Учительской газеты», в котором приняли участие авторы, друзья и партнеры 100-летнего издания

Присутствующим представили музыкальные и творческие номера. Перед гостями с поздравлениями выступили также официальные лица – представители различных образовательных организаций и государственных структур. Ведь именно «Учительская газета» помогает поддерживать связь педагогической общественности с теми, кто принимает решения в образовательной сфере на государственном уровне.

Два учителя стали «Народными учителями РФ» в 2024 году

Указом главы государства педагоги были удостоены звания «Народный учитель РФ». В уходящем году единственными обладателями почетного звания стали два педагога из Красноярска. Это учитель химии Елена Молчанова из школы № 144 и учитель русского языка и литературы Марина Федюнина из школы № 10. Высшее почетное звание «Народный учитель РФ» присваивают за выдающиеся заслуги в области педагогики. Оно входит в государственную наградную систему РФ и присваивается педагогам, которые внесли выдающийся вклад в развитие и популяризацию отечественного образования, чьи ученики добились высоких результатов в научной, общественной и производственной сферах.

Фото: Министерство образования и науки Татарстана

В России только один выпускник набрал 400 баллов на ЕГЭ

В уходящем году в стране лишь одному выпускнику школы удалось набрать максимальные 400 баллов по итогам Единого госэкзамена. Такого уникального результата достигла выпускница Бауманской инженерной школы № 1580 города Москвы Александра Оглоблина. За четыре экзамена ЕГЭ она получила 400 баллов. Всего по итогам аттестации прошлого учебного года на 100 баллов сдал ЕГЭ 8 691 человек, на 200 баллов – 648 ребят, на 300 баллов – 42 выпускника.

Учителем года стал Леонид Дедюха

По итогам 35-го конкурса «Учитель года России» абсолютным победителем стал Леонид Анатольевич Дедюха, учитель физики из Академической гимназии №56 им. М.Б. Пильдес, город Санкт-Петербург. В финале состязаний 2024 года участвовали 90 учителей – победителей региональных конкурсов, а также победитель конкурса «Учитель года заграншкол МИД России».

Состязание «Учитель года России – 2024» проходило в два тура. Первой финалистов принимала Саратовская область – родина победителя прошлого года Олега Янковского. Здесь участники провели «Уроки» в саратовской Гимназии «Авиатор», продемонстрировав свое профессиональное мастерство. Затем в историческом парке «Россия – моя история» прошло «Педагогическое интервью», педагоги отвечали на вопросы жюри. Леонид Дедюха не только победил в конкурсе «Учитель года». Его также наградили специальным призом «Учительской газеты» имени Геннадия Селезнева «За настойчивость в достижении цели» в размере 100 тысяч рублей. Вручил его главный редактор сетевого издания «Учительская газета», основатель проекта «Учительская Россия» Никита Викторович Чудин при поддержке Благотворительного фонда «Эмпатия».

Никита Чудин и Леонид Дедюха

Директором года стал Алексей Махновецкий

По итогам Всероссийского профессионального конкурса «Директор года России» лучшим руководителем 2024 года признали Алексея Витальевича Махновецкого, директора школы № 1 имени С.С. Алексеева города Екатеринбурга, Свердловская область. Всероссийский профессиональный конкурс «Директор года России» проходит в стране с 2021 года. За этот период его участниками стали более 2 тысяч директоров российских школ.

Воспитателем года выбрали Татьяну Раннинен 

В Государственном Кремлевском дворце назвали имя «Воспитателя года России – 2024». Лучшим участником состязания признали Татьяну Александровну Раннинен, воспитателя детского сада общеразвивающего вида № 9 «Солнышко» города-курорта Геленджика, Краснодарский край. Участниками финала профессиональных состязаний стали 87 лучших представителей сферы дошкольного образования — воспитатели, учителя-логопеды, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, старшие воспитатели, учителя-дефектологи, педагоги-психологи и педагоги дополнительного образования из разных российских регионов.

Лучшим первым учителем года объявили Светлану Редченко

Лучшие учителя начальных классов из разных регионов страны в заключительном этапе конкурса «Первый учитель» прошли пять испытаний. В итоге выявили победителя – им стала Светлана Владимировна Редченко, педагог школы № 2 поселка Чернянки, Белгородская область. Всероссийский конкурс «Первый учитель» в уходящем году проводился во второй раз. Инициатива профессиональных состязаний среди учителей начальных классов принадлежит Алене Друговой, учителю школы № 10 города Златоуста (Челябинская область).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте