Уходящий год богат на самые разные события. Для школьников, учителей и родителей было немало нововведений. В частности, в школьном расписании появились новые предметы, некоторым педагогам подняли размер заработной платы, в стране началась активная работа по формированию Стратегии развития образования до 2036 года.
Мы решили напомнить читателям, что нового появилось в уходящем году для учащихся школ, их педагогов и родителей.
Уроки труда и ОБЗР
С начала текущего учебного года в расписании школьников появилось два новых учебных предмета. Им вернули уроки труда: для начальной школы и ребят из 8–9-х классов по 1 часу в неделю, в 5–7-х классах – по два часа. В предмете «Труд» предусмотрены обязательные и вариативные модули, учитывающие социально-экономические потребности региона. Ребят обучают основам конструирования и робототехники, работе с БАС, компьютерной графике и черчению, мастерству кулинарии, кройке и шитью. Предмет включает пять обязательных модулей и три по выбору.
Предмет «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР) представляет собой более расширенный курс ОБЖ. Основы безопасности и защиты Родины изучают школьники 8–11-х классов. Учебники по новому предмету планируют ввести в 2025-26 учебном году. Федеральная рабочая программа по ОБЗР рассчитана на 8–11-е классы, но его могут также изучать ученики 5–7-х классов 1 час в неделю (всего 102 часа). Для 8–9-х классов на ОБЗР отведено 68 часов – по 1 часу в неделю за счет обязательной части учебного плана основного общего образования.
В курсе «Основы безопасности и защиты Родины» предлагается два модуля по начальной военной подготовке. Старшеклассников знакомят с основами законодательства РФ и государственной политики, обеспечивающими нацбезопасность; с принципами организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий ЧС. Ребят учат элементам начальной военной подготовки и применения БПЛА; основам безопасного поведения. В рамках освоения нового предмета ученики 8-х и 10-х классов выезжают на сборы.
РАН проверяет школьные учебники на научную обоснованность
В уходящем году стало обязательным участие Российской академии наук в экспертной оценке школьных учебников. Ученые проверяют их содержание на научную обоснованность. Для этого используют такой критерий, как отсутствие недостоверных, научно не подтвержденных и сфабрикованных фактов, в том числе о событиях и участниках Второй мировой войны. Считается, что участие ученых в экспертизе школьных учебников позволит привести эту сферу в порядок, проверить достоверность содержания учебных материалов, их соответствие современным научным знаниям. Кроме того, экспертиза дает возможность исправить ошибки и опечатки, выявить, насколько успешно школьники усваивают материал.
Стартовала разработка стратегии развития образования до 2036 года
В масштабную работу по формированию Стратегии развития образования до 2036 года вовлечены эксперты из РАН, РАО, педагоги, ректоры ведущих университетов, представители бизнеса и госкорпораций, учащиеся и молодежь. Им предстоит обсудить все вопросы и договориться о необходимых результатах и достижениях в сфере образования. В настоящее время для формирования стратегии организованы 14 рабочих групп. Одна из них впервые сформирована из учащихся (студентов колледжей и вузов, школьников среднего и старшего возраста).
Значимыми целями Стратегии являются создание условий для развития индивидуальных способностей и талантов каждого ребенка с самого раннего возраста, а также создание возможностей для получения знаний, которые помогут выбрать профессию. Стратегия направлена на воспитание гармонично развитой личности. Документ определит основные направления устойчивого развития системы образования на ближайшие полтора десятилетия.
У выпускников появилась возможность пересдать ЕГЭ по выбору
В 2024 году у выпускников школ впервые появилась возможность пересдать Единый госэкзамен, если результат написанной в основной период работы их не устроил. В итоге засчитывают только результат пересдачи, первый результат аттестации аннулируют. Нововведение обусловлено тем, что у выпускников могут быть разные обстоятельства: на некоторых ребят негативно сказывается лишнее волнение, обстановка в семье или болезнь. Возможность пересдачи позволяет им чувствовать себя более спокойными и уверенными. Если выпускник школы претендует на аттестат с отличием и золотую медаль, то, невзирая на пересдачу ЕГЭ, заслуженная награда за ним сохраняется.
В пилотном режиме начал работать чат-бот для помощи педагогам
В тестовом режиме заработал новый чат-бот «Помощник Рособрнадзора» в двух регионах – Пензенской и Владимирской областях. Пензенские и владимирские педагоги, имеющие в «Сферуме» статус «Учитель», получают соответствующую рассылку от платформы. Они пробуют и оценивают все преимущества нового инструмента поддержки в борьбе с лишней бюрократической нагрузкой. По окончании тестового периода чат-бот станет доступным педагогам всех субъектов страны. Чат позволяет быстро получать ответы на вопросы по разным аспектам работы: это участие в мероприятиях, выходящих за рамки образовательной программы, поступающие в школу запросы, работа с документами и другие темы.
Бот принимает обращения по любым случаям неправомерных действий в отношении педагогов. Обращения могут быть анонимными. Они автоматически уходят в соответствующие региональные органы исполнительной власти, которые обязаны рассмотреть их в течение 30 календарных дней. Если ситуация не разрешится, то Рособрнадзор совместно с Генпрокуратурой возьмут ее под свой контроль.
Вступил в силу закон о запрете смартфонов на уроках в школе
Внесены поправки в федеральный закон «Об образовании в РФ». Они вводят запрет на использование учащимися телефонов и других средств связи во время школьных уроков. Исключением является возникновение угрозы жизни или здоровью детей и педагогов. Документ закрепил за школьниками обязанность соблюдать дисциплину на уроках и правила поведения в образовательной организации. Контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка лежит на учителях и администрации школы.
Классным руководителям школ и студенческим кураторам колледжей увеличили выплаты
С 1 марта 2024 года в два раза вырос размер ежемесячных выплат классным руководителям в школах и кураторам групп в образовательных организациях среднего профобразования, работающих в населенных пунктах с численностью менее 100 тысяч человек. Размер таких ежемесячных выплат увеличили с 5 тысяч до 10 тысяч рублей. Для этого в текущем году из федерального бюджета направили около 3 млрд рублей.
Выпускники получили первые серебряные медали
Примерно каждый шестой выпускник школы в этом году стал медалистом. По результатам прошлого учебного года окончившие 11 класс ребята впервые за десятилетие получили серебряные медали («За особые успехи в учении» II степени). Всего обладателями золотых и серебряных наград стали более 109 тысяч выпускников. Каждый четвертый получил медаль в Липецкой области и Республике Башкортостан. Более 20% выпускников удостоены медалей в Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Курской, Московской, Оренбургской, Ростовской, Самарской, Тульской областях, республиках Дагестан и Татарстан.
В России утвержден ГОСТ на школьную форму
Эксперты Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии утвердили новый национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 71582-2024 «Одежда обучающихся (школьная форма). Общие технические требования». Он регламентирует требования к одежде у детей, которые обучаются по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
При этом установлен не единый общий вид школьной формы, а лишь единые требования к ней: к гигроскопичности, воздухопроницаемости, физико-механическим показателям, к устойчивости окраски. Также предъявляются определенные требования к изготовлению, маркировке и упаковке школьной формы, дается список методов испытаний по установленным показателям.
«Учительская газета» отпраздновала свой вековой юбилей
К столетнему юбилею главного педагогического издания страны состоялся праздничный вечер. В Московском доме композиторов собрались лучшие педагоги России, легенды «Учительской газеты», друзья и партнеры издания. Теплыми воспоминаниями и яркими эмоциями поделились известные ученые и сотрудники Издательского дома «Учительская газета» (единственного правопреемника вековой истории издания), которые работали здесь в разные годы. Об истории «Учительской газеты» гостям праздника напомнил подготовленный редакцией фильм.
Присутствующим представили музыкальные и творческие номера. Перед гостями с поздравлениями выступили также официальные лица – представители различных образовательных организаций и государственных структур. Ведь именно «Учительская газета» помогает поддерживать связь педагогической общественности с теми, кто принимает решения в образовательной сфере на государственном уровне.
Два учителя стали «Народными учителями РФ» в 2024 году
Указом главы государства педагоги были удостоены звания «Народный учитель РФ». В уходящем году единственными обладателями почетного звания стали два педагога из Красноярска. Это учитель химии Елена Молчанова из школы № 144 и учитель русского языка и литературы Марина Федюнина из школы № 10. Высшее почетное звание «Народный учитель РФ» присваивают за выдающиеся заслуги в области педагогики. Оно входит в государственную наградную систему РФ и присваивается педагогам, которые внесли выдающийся вклад в развитие и популяризацию отечественного образования, чьи ученики добились высоких результатов в научной, общественной и производственной сферах.
В России только один выпускник набрал 400 баллов на ЕГЭ
В уходящем году в стране лишь одному выпускнику школы удалось набрать максимальные 400 баллов по итогам Единого госэкзамена. Такого уникального результата достигла выпускница Бауманской инженерной школы № 1580 города Москвы Александра Оглоблина. За четыре экзамена ЕГЭ она получила 400 баллов. Всего по итогам аттестации прошлого учебного года на 100 баллов сдал ЕГЭ 8 691 человек, на 200 баллов – 648 ребят, на 300 баллов – 42 выпускника.
Учителем года стал Леонид Дедюха
По итогам 35-го конкурса «Учитель года России» абсолютным победителем стал Леонид Анатольевич Дедюха, учитель физики из Академической гимназии №56 им. М.Б. Пильдес, город Санкт-Петербург. В финале состязаний 2024 года участвовали 90 учителей – победителей региональных конкурсов, а также победитель конкурса «Учитель года заграншкол МИД России».
Состязание «Учитель года России – 2024» проходило в два тура. Первой финалистов принимала Саратовская область – родина победителя прошлого года Олега Янковского. Здесь участники провели «Уроки» в саратовской Гимназии «Авиатор», продемонстрировав свое профессиональное мастерство. Затем в историческом парке «Россия – моя история» прошло «Педагогическое интервью», педагоги отвечали на вопросы жюри. Леонид Дедюха не только победил в конкурсе «Учитель года». Его также наградили специальным призом «Учительской газеты» имени Геннадия Селезнева «За настойчивость в достижении цели» в размере 100 тысяч рублей. Вручил его главный редактор сетевого издания «Учительская газета», основатель проекта «Учительская Россия» Никита Викторович Чудин при поддержке Благотворительного фонда «Эмпатия».
Директором года стал Алексей Махновецкий
По итогам Всероссийского профессионального конкурса «Директор года России» лучшим руководителем 2024 года признали Алексея Витальевича Махновецкого, директора школы № 1 имени С.С. Алексеева города Екатеринбурга, Свердловская область. Всероссийский профессиональный конкурс «Директор года России» проходит в стране с 2021 года. За этот период его участниками стали более 2 тысяч директоров российских школ.
Воспитателем года выбрали Татьяну Раннинен
В Государственном Кремлевском дворце назвали имя «Воспитателя года России – 2024». Лучшим участником состязания признали Татьяну Александровну Раннинен, воспитателя детского сада общеразвивающего вида № 9 «Солнышко» города-курорта Геленджика, Краснодарский край. Участниками финала профессиональных состязаний стали 87 лучших представителей сферы дошкольного образования — воспитатели, учителя-логопеды, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, старшие воспитатели, учителя-дефектологи, педагоги-психологи и педагоги дополнительного образования из разных российских регионов.
Лучшим первым учителем года объявили Светлану Редченко
Лучшие учителя начальных классов из разных регионов страны в заключительном этапе конкурса «Первый учитель» прошли пять испытаний. В итоге выявили победителя – им стала Светлана Владимировна Редченко, педагог школы № 2 поселка Чернянки, Белгородская область. Всероссийский конкурс «Первый учитель» в уходящем году проводился во второй раз. Инициатива профессиональных состязаний среди учителей начальных классов принадлежит Алене Друговой, учителю школы № 10 города Златоуста (Челябинская область).
Комментарии