search
main
0

Новые правила, старые традиции. Один в поле не начальник

– В наше время и в нашем жестоком мире тяжело выживать. Поэтому очень хочется, чтобы дети были готовы к этой жизни, но в то же время оставались настоящими людьми с хорошими человеческими качествами… Знаете, когда нас попросили высказать свое мнение о том, какие произведения должны войти в 100 лучших книг для наших детей, мы с учителями включили в этот список русские народные сказки. Они несут добро в сердца наших детей…

Такими хорошими словами закончился наш разговор с директором школы №2 поселка Рамонь Воронежской области Галиной Зубовой. Школа официально относится к Айдаровскому сельскому поселению. В Айдарове раньше была своя сельская девятилетка, в которой Галина Николаевна работала сначала воспитателем в пришкольном детском саду, затем учителем математики, завучем, потом директором. Обучались в школе 75 детей, а к началу 2000-х остались 54 ребенка. Так как между Айдаровом и Рамонью всего три километра, девятилетку оптимизировали, и дети начали ездить в рамонскую школу №2, благо есть сельский рейсовый автобус, который курсирует из Айдарова в соседнее дальнее село через Рамонь. – Галина Николаевна, не жалко было старую школу? – С закрытием любой хорошей сельской школы что-то теряется. Она у нас маленькая была, но уютная и душевная… – Наверное, желание сблизить учителя и ученика вы перенесли с собой в эту школу? – Да, во всяком случае стараемся, чтобы это стало отличительной чертой нашей школы. В мае исполнилось восемь лет, как я работаю здесь директором, сейчас у нас 312 учеников. Галина Николаевна вспоминает, как трудно было начинать. Время перемен, учительские зарплаты мизерные, школьное здание капитально давно не ремонтировалось. А хотелось очень многое изменить, тем более что свои двое детей учились не в маминой школе, а здесь. Поэтому у Зубовой на все проблемы взгляд был и профессиональный – педагогический и управленческий, и родительский: – Хорошего было много. Школа богата традициями, сильный творческий педагогический коллектив, в нем тесная связь молодого и более старшего поколения. Причем старшие всегда поддерживали молодых, делились опытом, это чувствовалось. А какие сильные педагогические династии! Например, у нас работает замечательный преподаватель информатики Владимир Васильевич Макаров. Его отец Василий Лаврентьевич был директором школы, учителем физики, а главным его хобби были шахматы, и он учеников постоянно приобщал к этой прекрасной игре… В школе и сейчас стоят большие шахматные доски в холлах на этажах, директор говорит, это дети играют на переменах. Есть теннисный стол. Раньше был и бильярдный, но от него отказались – шары слишком тяжелые, падая на пол, разбивали плитку. Доскажу про династию Макаровых: в школе еще работают жена Владимира Васильевича – учитель биологии Светлана Сергеевна Макарова, брат Сергей Васильевич, учитель физики, и его жена, учитель начальных классов Анна Ивановна Макарова. Что же касается шахмат, история продолжается. Два раза в неделю преподаватель из районного Дома детского творчества приходит к первоклассникам и обучает их игре, а начиная со второго класса приглашает ребят к себе в шахматный кружок. Сейчас уже четверо его воспитанников – учеников рамонской школы №2 занимаются в Воронеже в школе олимпийского резерва и участвуют во всероссийских шахматных турнирах. – Наверное, в силу того что я сама работала в небольшом, но очень сплоченном, дружном коллективе, – продолжает Галина Николаевна, – и сюда хотелось привнести больше тепла. Не знаю, удалось ли это в полной мере… Все-таки здесь у нас больше и учеников, и педагогов, сами классы крупнее. Если в той школе в классе было максимум 12 учеников, а в некоторых и 5, и 3, то здесь у нас самые малочисленные классы – 11-13 человек, а в больших 20-23. Если там больше убеждением добивалась необходимого результата, здесь приходится чаще писать приказы – жесткость нужна и, конечно, команда единомышленников. Сегодня, говорит Галина Зубова, такая команда у нее есть. Прежде всего это три ее главных помощника – заместитель по учебной части Галина Анатольевна Шапорова, заместитель по воспитательной работе Наталья Геннадьевна Гришанова и заместитель по административно-хозяйственной части Валерий Александрович Давыдов. На каждого из них, по словам директора, она может всегда положиться, и ничего никогда ни за кем не надо перепроверять. Первое, что они с заместителями сделали, – занялись ремонтом. Директор тогда совершенно справедливо подумала, что вначале ей будут оказывать самую действенную поддержку (потом, когда к человеку привыкают, в том числе и вышестоящие руководители, приходится больше самому крутиться, изыскивать возможности и варианты). В школе отремонтировали два этажа, сделали актовый зал с иголочки. Очень помогли друзья школы: председатель школьного управляющего совета Валерий Николаевич Баринов, глава Рамонского района Виктор Иванович Логвинов, глава сельского Айдаровского поселения Николай Валерьевич Фролов, заместитель председателя районного совета депутатов Александр Евгеньевич Метелкин. Для школы приобрели новую технику, она стала базовой в своем сельском округе, сейчас на двух автобусах сюда подвозят около 120 детей из соседних сел. А как же мечта о тепле взаимоотношений, о творческой и интересной жизни всего школьного коллектива? Они тоже нашли свое воплощение. Галина Николаевна съездила на курсы в школу Евгения Ямбурга, вернулась, как сама говорит, окрыленная: – Я решила, что один в поле не воин, что должна быть команда единомышленников, чтобы и цели одинаковые видели, и шли к ним все вместе. Я убеждена, что нельзя, точнее, незачем директору одному ездить на курсы. С ним рядом должен быть и один завуч, и второй. Поэтому во второй раз мы поехали вместе с Галиной Анатольевной, потом с Натальей Геннадьевной, а в третий раз они ездили вдвоем. Мы очень хорошо помним эти поездки, потому что в школе Ямбурга создан замечательный образовательный центр, объединивший детский сад, школу и дополнительное образование. Старшеклассники работают в больницах, ухаживая за тяжелобольными. Как показали опросы, которые Евгений Александрович проводил, отторжение и неприятные эмоции у молодежи вызывают именно инвалиды, старики и больные люди. Преодолеть это можно, лишь ухаживая за болящими, общаясь с инвалидами, выполняя совместную работу. Когда мы вернулись, начали разговаривать с нашими ребятами. Оказалось, главная причина, почему они с неохотой идут в дом инвалидов, – это то, что там плохо пахнет!.. Но ведь это же наши старики! Они нас воспитывали, растили, работали для нас, когда были у них силы. Так почему надо так к ним относиться? Где же наше терпение, наша любовь?! Галина Николаевна и ее помощницы решили попробовать изменить отношение ребят. Стали организовывать поездки в местный дом-интернат для пожилых людей, дети приезжали туда с концертами и подарками, выполненными своими руками. Чаще стали бывать в подшефных детских садах, организовывали там ярмарки поделок. А через некоторое время подружились с настоятелем рамонского храма отцом Александром, в школе открылся центр духовно-нравственного воспитания, организатором и вдохновителем которого стала учитель Татьяна Николаевна Шилова. – И что же, – спрашиваю я у директора школы, – все так гладко получалось, что никого не пришлось увольнять? – Специально – никого. Но на первом рабочем совещании я сказала коллегам – может, это было резко, но, наверное, время тогда этого требовало, – что в обязательном порядке весь коллектив должен обучаться работе на компьютере. За ним будущее, и учителю надо идти в ногу со временем. Тем более что в школе есть замечательный преподаватель информатики Владимир Васильевич Макаров. – Были те, у кого не получилось с обучением или кто заленился? – Да, у нас на тот момент одна учительница находилась в декретном отпуске, а когда вышла, мы ей сказали и о необходимости знания компьютера, и об обязательной аттестации. Также о том, что надо будет в конкурсах участвовать и ей, и ее ученикам. Стали ей помогать, подсказывать, что прочитать, где найти информацию… Смотрим, а она приносит заявление об уходе. Мы сначала уговаривали, все-таки 30 лет, молодая еще, но она ушла… Сегодня требования к учителю очень большие! К сожалению, не все справляются… А есть другой случай. Из Богдановской школы мы подвозим учеников, там в свое время оставалось два класса-комплекта, и родители написали заявление, чтобы всех перевели к нам. Мы забрали детей вместе с учителями, которые там работали, и они стали работать у нас: за лето все овладели компьютером! Хотя кое-кому в 60 лет пришлось начинать. Ничего, справляются. На том первом совещании Галина Николаевна еще одну важную вещь сказала, наверняка тоже не бесспорную и для кого-то резкую. Про то, что учителей сегодня много и просто как обычный учитель человек уже мало интересен обществу, родителю и ученику. – У каждого учителя должно быть что-то отличительное! Не секрет, что мы внутри школы тоже оптимизировались, тогда мы не укладывались ни в одни нормы, от нас потребовали сократить штаты. И я коллегам так сказала: мне очень хочется, когда моя авторучка напротив вашей фамилии остановится, подумать, что без этого человека школа просто не сможет существовать. Это означает, что каждый преподаватель должен занять свою особенную нишу. А для руководства школы главное – помочь найти ту самую нишу, о которой мы говорим. Не ломать человека-педагога, а именно помочь и подсказать. Например, в школе действуют патриотическое движение «Русь» и военно-спортивный клуб «Зубр». Его организатор – преподаватель ОБЖ ветеран-афганец Иван Трофимович Антипов. Несмотря на то что он сейчас на пенсии, все равно частый гость в нашей школе, а его преемником стал молодой педагог Руслан Сергеевич Булавин. Школьными музеями руководит Останкова Нина Васильевна, а учитель истории Гаджиева Ирина Анатольевна за ночь может подготовить замечательное стихотворное выступление, чтобы утром провести мероприятие. Учитель географии Зинаида Викторовна Филатова работает с детьми на станции юных натуралистов и ведет кружок в школе, в конце учебного года они обязательно отправляются на экскурсии по Воронежскому краю. Очень ярким примером для всех была Татьяна Николаевна Шилова, к сожалению, недавно безвременно ушедшая от нас. Ее силами при школе был организован центр духовно-нравственного воспитания, дети ездили в Задонск, в Елецкую православную гимназию, на воронежский колокольный завод. Наши ученики побеждали в православных олимпиадах, а центр занял третье место во всероссийском конкурсе. Духовно-нравственное воспитание в православных традициях необходимо нашим детям. Мы живем в центре России и не хотим, чтобы наши ребята одобрительно относились к пляскам в храме Христа Спасителя или в любом другом храме. – Галина Николаевна, сейчас принято считать, что в сельской школе надо больше заниматься воспитанием, а учеба как бы остается на втором месте. Это так? – Не совсем. У нас замечательные преподаватели русского языка и литературы Эмилия Николаевна Чаплыгина, Татьяна Анатольевна Шепеленко и Татьяна Александровна Виноградова. Их выпускники не раз сдавали ЕГЭ на сто баллов, побеждали на олимпиадах и в различных конкурсах. То же могу сказать о математике Антонине Михайловне Козловой. Кстати, все эти учителя работали здесь до моего прихода, и сейчас они показывают замечательные результаты… Ушли лишь некоторые, кому мои требования показались слишком большими. Конечно, на директоре лежит большая ответственность, но когда я уверена, что правильно делать именно так, я не отступаю от своего решения. Воронежская область, пос. Рамонь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте