– Светлана Леонидовна, какие нормативные акты стали основой для формирования федеральных перечней учебников? – Это Федеральный закон «Об образовании» – подпункт 18 статьи 28, которым предусмотрено ежегодное утверждение на основе экспертизы федеральных перечней учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, и Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации. Пункт 5.2.5 Положения устанавливает: Минобрнауки России ежегодно утверждает на основе экспертизы федеральные перечни, а также утверждает порядок проведения экспертизы учебников.
Особый статус приказа Минобрнауки России об утверждении федеральных перечней учебников подчеркивается статьей 32 Закона «Об образовании», а именно, образовательное учреждение выбирает учебники только из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе. Подчеркну, что федеральные перечни включают учебники только по предметам федерального компонента. Порядок экспертизы, выбора и использования учебных изданий по предметам регионального компонента и компонента образовательного учреждения на федеральном уровне не устанавливается.
Отмечу, что речь идет только об учебниках. Прочие учебные издания (пособия, хрестоматии, задачники, сборники текстов по русскому языку и сборники заданий по алгебре для проведения письменных экзаменов, электронные пособия, атласы и др.) могут использоваться учителями без рекомендации федерального органа управления образованием. Департаментом было подготовлено и направлено письмо в адрес органов управления образованием субъектов Российской Федерации с разъяснением данного порядка (письмо Департамента государственной политики в образовании от 25 апреля 2005 г. № 03-614 «О порядке проведения экспертизы учебников».
– В чем особенности федеральных перечней учебников на 2006/07 учебный год?
– Напомню, что в апреле 2005 года министерство завершило разработку и утверждение новых правил экспертизы учебников (приказ Минобрнауки от 8 апреля 2005 г. № 107 «Об экспертизе учебников»). Поэтому главная содержательная особенность новых перечней в том, что в них включены учебники, прошедшие экспертизу в соответствии с новым порядком.
– Каковы результаты экспертизы учебников по новой процедуре?
– Вопрос об эффективности новой процедуры экспертизы учебников и результаты работы по формированию федеральных перечней учебников на 2006/07 учебный год рассматривались на заседании президиума Федерального совета по учебникам 5 декабря 2005 г.
Президиум принял ряд очень важных решений по совершенствованию порядка формирования федеральных перечней учебников.
Так, установлен срок предоставления учебников на экспертизу в 2006 г. (под федеральные перечни 2007/08 учебного года), и вся экспертиза учебников будет завершена к 1 октября. Это значит, что и в следующем году федеральные перечни будут утверждены до начала нового финансового года, задолго до начала нового учебного года.
На президиуме обсуждалась проблема названия учебников. Это действительно целая проблема – определить, по какому предмету подготовлен учебник. За романтическими названиями учебников скрываются торговые бренды, фирменные названия, а ведь речь идет о реализации государственного образовательного стандарта. Члены президиума поддержали мнение экспертных организаций – название учебников должно быть приведено в соответствие с предметами базисного учебного плана.
Количественные результаты экспертизы такие: всего экспертизу в 2005 году по новым правилам проходил 241 учебник. Наибольшее количество учебников было представлено по начальной школе – 74, учебников иностранного языка – 35 и русского языка – 14. Только 156 учебников получили положительные заключения: и на предмет соответствия содержания учебника современным научным представлениям, и на предмет соответствия структуры и методического аппарата учебников возрастным и психологическим особенностям учащихся. Из 156 учебников – только 40 новых (впервые заявленных на гриф «Допущено»), остальные 116 – в перечни прошлого года включались.
– Какие организации проводили экспертизу?
– В соответствии с решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию экспертиза учебников в основном проводится Российской академией наук и Российской академией образования. Экспертизу осуществляли и другие экспертные организации, имеющие в штате специалистов соответствующего профиля и квалификации, обладающих опытом проведения экспертизы учебных и научных материалов.
Список таких экспертных организаций был утвержден решением президиума Федерального совета по учебникам (протокол № 1 от 26 апреля 2005 г.). В их числе Московский педагогический государственный университет, Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, Российский государственный педагогический университет им. Герцена, ряд других организаций.
Региональными институтами повышения квалификации и педагогическими вузами были подготовлены заключения по результатам использования учебников в образовательном процессе. Задача данных учреждений – учет мнения учителей при присвоении учебнику грифа «Рекомендовано». Кроме того, нам интересно мнение родителей и общественных организаций об учебниках. Департамент государственной политики в образовании получает много писем с мнениями, которые мы стараемся также учитывать в своей работе.
– Есть ли негативные отзывы о новом порядке экспертизы учебников?
– Необходимо отметить, что хотя не существует задачи искусственно сократить количество учебников, но очевидно, что новый, более качественный порядок экспертизы постепенно приведет к сокращению количества школьных учебников. Ведь благодаря новым правилам экспертизы впервые появился реальный механизм, позволяющий не допустить в школы некачественные учебники. Так что вполне понятно и объяснимо недовольство отдельных авторов и отдельных издателей новым порядком экспертизы.
– Федеральных перечней в этом году три?
– Да. Во-первых, это федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Во-вторых, это федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях с обучением на языках народов России. В-третьих, это федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Перечень для образовательных учреждений с обучением на языках народов России впервые выделен в 2005 году и включает учебники русского языка для трех языковых групп. Также представлены учебники по родному языку и литературе на 20 языках и диалектах.
Перечень учебников для специальных (коррекционных) образовательных учреждений сформирован Департаментом государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России и структурирован по видам специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Перечень для общеобразовательных учреждений традиционно состоит из трех разделов: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, то есть соответствует ступеням общего образования. Каждый раздел структурирован по предметным линиям учебников. Такая структура определяется предметами федерального компонента в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312, и с учетом базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 9 февраля 1998 г. № 322.
– В графе «Дополнительная информация издательства» федеральных перечней указано, является ли предметная линия завершенной. В чем важность этих сведений?
– Понятие «завершенная предметная линия учебников» определяется как «совокупность учебников, обеспечивающих преемственность изучения учебного предмета в полном объеме на соответствующей ступени обучения» и закреплено Положением о порядке проведения экспертизы учебников, утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2005 г. № 107. Данный подход отражает существующую структуру государственного стандарта общего образования. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем (дидактических единиц) в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной дидактической единицы в рамках учебной программы. Это значит, что авторскими программами и учебниками может быть установлен особый порядок и последовательность изучения тем в рамках ступени. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по конкретному предмету может быть реализован только через завершенную предметную линию учебников. С этих позиций информация о завершенности или незавершенности предметной линии учебников очень важна для учителей.
– Почему в перечнях для начальной школы нет деления по комплектам?
– Дело в том, что основанием для включения в перечень служит наличие грифа на конкретный учебник. Объектом экспертизы также определен только учебник. Соответственно в рамках действующего нормативно-правового поля структурирование раздела «Начальное общее образование» по комплектам не представляется возможным. Информация о принадлежности учебника к авторскому (издательскому) комплекту несомненно является важной и указывается издательством в графе «Дополнительная информация издательства».
– Что еще представлено в графе «Дополнительная информация издательства» помимо завершенности предметной линии?
– Подчеркну, в этом году «разведены» уровни ответственности министерства и издателей. В графу «Дополнительная информация» по каждому учебнику (или линии учебников) включался материал, предоставленный издательством. Это сведения о соответствии обязательному минимуму содержания 1998-1999 годов (федеральному компоненту стандарта 2004 г.), возможности использования учебника при организации профильного обучения (базовый или профильный уровень), в школах или классах с углубленным изучением предмета, это информация о наличии авторской программы и дополнительных пособий. Особо хочу обратить внимание на информацию данной графы в разделе «Среднее (полное) общее образование» – рядом издательств выпущены новые пособия по элективным курсам или адаптированы ранее созданные пособия под задачи старшей профильной школы.
– Какие учебники предпочтительно использовать в школе – написанные на основе обязательного минимума 1998-1999 годов или стандарта 2004 года?
– В соответствии с решением совещания при министре образования и науки Российской Федерации от 7 декабря 2004 г. эти два документа, определяющие содержание общего образования, могут использоваться в образовательной практике как равноправные. Некоторые издательства представили в федеральный перечень параллельные (парные) учебники: и под обязательный минимум содержания общего образования 1998-1999 годов, и в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов общего образования 2004 года.
– В течение какого времени действуют грифы?
– Действующими на сегодняшний день документами определено, что гриф «Допущено» («Рекомендовано») действителен в течение 5 лет с момента принятия департаментом решения о присвоении (подтверждении) учебнику соответствующего грифа. Год присвоения (подтверждения) грифа также указывается в перечне. Информация о присвоении (подтверждении) грифа данному учебнику в более ранние сроки по решению издательства размещена в графе «Дополнительная информация издательства».
Но необходимо отметить, что новый порядок экспертизы учебников с участием ответственнейших и авторитетнейших экспертных организаций позволяет нам надеяться, что экспертизу преодолеют только те учебники, качество которых будет соответствовать требованиям системы образования достаточно долго. Поэтому вполне правомерна постановка вопроса о том, что грифы, полученные по результатам экспертизы, проведенной в соответствии с новым порядком, вполне могут сохранить свое действие на весь период действия стандарта, в соответствии с которым подготовлены.
Конечно, решение о продлении сроков действия грифов требует тщательного анализа и обсуждения. Но выбор школы и учителей в такой ситуации очевиден – в пользу учебников, которыми они могут пользоваться долгий срок.
Комментарии