search
main
0

Новые победители Сегодня сделать лучше, чем вчера, – таков девиз главы Лискинского района Воронежской области Виктора Шевцова

Ежегодный смотр-конкурс по подготовке школ к учебному году в Воронежской области существует уже давно. Все города и районы, а в области одних только сельских районов – 32, отчитываются примерно по тридцати пунктам. Начинают со школ-новостроек и сроков начала отопительного сезона, потом плавно переходят на количество логопедических групп, профильных классов и спортплощадок, на компьютеризацию и летний отдых, охват горячим питанием и обеспеченность учебниками, а в финале – выплаты (или невыплаты, у кого как) учительских зарплат, “коммуналки” и “методлитературы”. Интересно, что в последние годы победа в таком смотре-конкурсе приобретает все больший общественный резонанс: район хвалят, главу местного самоуправления уважают и ставят всем в пример.
Несколько лет подряд первое место в Воронежском областном смотре-конкурсе занимал Аннинский район, а следом за ним шел Лискинский. Однако в последний раз лискинцы, что называется, вырвались вперед. Познакомившись с главой Лискинского района, я поняла, что Виктор Владимирович Шевцов – готовая кандидатура для участия в конкурсе “УГ” на самого заботливого руководителя. Как вы помните, наша газета объявила такую акцию и продолжает на своих страницах рассказывать о мэрах и главах районов, которые по-настоящему заботятся об образовании: и душой за него болеют, и денег на него не жалеют.
Для наглядности несколько цифр из Лискинского района. На нужды образования только из местного бюджета в 2000 году было израсходовано 43 миллиона 867 тысяч рублей, в 2001 году – 58 миллионов 465 тысяч, а в 2002-м – 83 миллиона 363 тысячи рублей. То есть за три года – почти двукратное увеличение. И дело не в одном только повышении зарплаты учителям. Лискинский район хоть и самый крупный среди районов области и по площади, и по числу жителей (104 тысячи человек), но учителей не так уж много: примерно 1300, из которых почти 400 преподают в школах, подведомственных железной дороге. В самих Лисках 10 школ – три муниципальные, семь железнодорожных. А еще в районе 31 сельская школа: две начальные, одна девятилетняя, остальные средние – и все они финансируются из районного бюджета.
Лет шестнадцать назад, когда Шевцов только начинал работать на первых должностях в городе и районе, по селам было около десятка школ неполного общего образования. По-тогдашнему восьмилетки, позже – девятилетние, но суть одна: единственное образовательное учреждение в селе не давало даже полного общего образования. А ведь любому сельчанину хорошо известно: есть в местной школе старшие классы, значит, и общий уровень культуры и образования в этом селе гораздо выше, чем в том, где расположена девятилетка. Виктор Владимирович начал перестраивать эти школы “и снаружи, и изнутри”. Старые здания сменились новыми, современными: с удобствами, с газовыми котельными, со спортивными залами и светлыми кабинетами. Шла газификация района, и лискинцы подвели газ к каждой школе. Как только заканчивалась постройка нового здания, школа становилась десяти- , позже одиннадцатилетней, появлялись старшие классы, приходили на работу новые учителя, а село словно обретало второе дыхание… И никакие экономические потрясения последнего десятилетия не заставили Шевцова свернуть с этого пути. Почти каждый год в районе вводилась в строй новая школа, ну а уж если не она, то какой-нибудь другой социальный объект обязательно.
Вознесеновская школа – это самая последняя новостройка, ее сдали второго сентября прошлого года: большущий спортивный зал, столовая с кухней, длинные просторные коридоры, уютные кабинеты, компьютерный класс.
Сейчас в этой школе 104 ученика. Старое здание датировали 1905-1906 годами рождения, потом к нему в середине 60-х сделали пристройку – вот такой была эта девятилетка. Учились в ней 86 детей, остальные местные мальчишки и девчонки ходили в Давыдовку – соседнее большое село на расстоянии примерно трех километров от Вознесеновки. А в прошлом году все вознесеновские старшеклассники пришли учиться в свою новую школу, даже одиннадцатиклассники не побоялись сменить учителей и коллектив. А чего бояться, если компьютерные классы есть во всех школах, учителя иностранного языка – тоже, и остальное все, как положено.
А насчет современных требований к ученику Шевцов так говорит:
– Моя роль какая? Поддержать все хорошее, что есть у нас в районе в образовании, и создать прочную базу, в первую очередь материальную. Сегодня время такое, что каждый выпускник школы должен знать английский язык и компьютер.
Когда я знакомилась с лискинскими сельскими новостройками, Святослав Николаевич Шепелев заведующий районным отделом образования заслуженный учитель Российской Федерации, сокрушался: почему именно новые школы? Ведь и “старые”, которым по 10-20 лет, ничем не хуже! И у меня нет причин не верить ему: слишком много хороших, а главное, искренних слов в адрес местных управленцев услышала я от педагогов района.
Этот район – чуть ли не единственный в области, где всегда вовремя платились и платятся все деньги, предназначенные учителю, – зарплата, “методлитература” и “коммунальные”. Даже в 96-97-м годах, когда в некоторых районах зарплату задерживали по шесть, а то и девять месяцев, лискинские учителя ее получали. И дело не в большой налогооблагаемой базе, количестве прибыльных предприятий или доходной железной дороге (Лиски – крупный железнодорожный узел). Все это, разумеется, важно, однако далеко не всегда срабатывает. Особенно в России, особенно в последние десять лет… Половина успеха – это личность руководителя, слаженность и работоспособность его команды.
В районе до сих пор сохранена система шефства предприятий над школами. Спонсоры каждый год помогают готовить здания к новому учебному году, на праздники обязательно приходят с подарками. А еще у каждой школы есть шеф-администратор, то есть каждый работник администрации района и города наблюдает за какой-то определенной школой или детским садом, помогает им решать проблемы, отвечает за строительство или ремонт. Шевцов говорит, что он и его заместители уже достаточно долго работают в своих должностях и уже должны научиться делать это хорошо.
В Лискинском районе даже у учителей физкультуры сохраняются особые надбавки за внеклассную работу по своему предмету – от 25 до 50 процентов в зависимости от количества классов-комплектов. Спорту и здоровью детей в районе – особое внимание. Здесь семь учреждений дополнительного образования, в которых занимаются около четырех тысяч учащихся. В городе три детско-юношеские спортивные школы, а в обычных общеобразовательных – четкая система здоровьесберегающих технологий в обучении. В нынешнем учебном году область направила 15,8 миллиона бюджетных рублей на восстановление и укрепление пришкольных спортивных городков: закупили трубы и пиломатериалы, распределили их по районам, а тем уже самим надо было развезти все это по школам и на месте сделать сварочные и сборочные работы. Некоторые районы и школы без особого энтузиазма восприняли это начинание (новые хлопоты – новая головная боль). А в Лисках уже все спортплощадки готовы, где чего-то не хватило, сами довложили и доделали. Еще пример: Шепелев рассказывает, что глава района на учебный год выделяет школам из бюджета сто тысяч рублей специально для покупки мячей – в футбол, волейбол и баскетбол лискинцы играют с удовольствием.
А с недавних пор в городе появился еще один любимый вид спорта – спортивная гимнастика. Один из известных российских тренеров Владислав Степанович Растороцкий родом из Лисок. Несколько лет назад ему присвоили звание Почетного гражданина города Лиски. Растороцким подготовлено 57 спортсменов, имеющих звание чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр. Он – заслуженный тренер СССР и Российской Федерации и мастер спорта СССР. В числе его воспитанниц – Людмила Турищева, Наталья Шапошникова, Алла Шишова и Наталья Юрченко – известнейшие имена в международной истории спортивной гимнастики, слава и гордость нашей страны.
Виктор Шевцов предложил Растороцкому переехать в Лиски из Ростова, пообещал и жилье, и наилучшие условия для тренерской работы. В итоге с осени прошлого года в Лисках начала работать школа спортивной гимнастики Владислава Растороцкого, а один из самых больших и престижных спортивных залов в центре города отремонтировали и переоборудовали в гимнастический. Потом стали завозить снаряды – что именно и какого качества, Владислав Степанович заказывал сам.
– Ребенок должен познать, что такое спорт, что такое физкультура, что такое здоровье, – говорит Растороцкий, – а потом уже можно будет вести речь о достижениях и готовить таких спортсменов, каких раньше готовили. Но начальная база – здоровье.

Татьяна МАСЛИКОВА
Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте