search
main
0

Новые образовательные программы детского театрального фестиваля.

В мае 2012 года в Москве прошёл IX фестиваль-семинар детской театральной педагогики «Пролог-Весна», основные организаторы которого – кафедра эстетического образования и культурологии МИОО и АНО культуры и образования «Пролог». В этом году в преддверии I Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л.А.Сулержицкого авторская группа, инициирующая и конференцию, и фестиваль-семинар, решила провести эксперимент и по-новому организовать образовательную программу фестиваля.

Фестиваль всегда обладал мощным образовательным потенциалом. Кроме просмотра примерно двадцати спектаклей, проходило от 30 до 60 образовательных мероприятий: мастер-классов, игр, тренингов, семинаров, творческих встреч, экскурсий, обсуждений для детей, взрослых и смешанных возрастных групп. Одной из стержневых образовательных программ фестиваля всегда была работа детской редакции, которая разнообразно и содержательно отображала все нюансы фестивальной жизни. С прошлого сезона особое внимание стало уделяться программе развития детского чтения, куда вошли творческие встречи с современными писателями, сотрудничество с издательствами, инициирование создания спектаклей по произведениям лучших современных авторов, работающих для детей. В этом году изменения образовательной программы коснулись трёх её аспектов: мастер-классов, обсуждений и работы детской редакции.

Статья о IX фестивале-семинаре опубликована в №25 (2012 г.) «Учительской газеты». А здесь мы предлагаем вашему вниманию мнения участников фестиваля, не вошедшие в бумажную публикацию.

1. Лаборатории

Лаборатория «ТРИ-А»: Актерское «Я» и сценический образ». Гальперина Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры режиссуры и мастерства актера МГУКИ.

Участники о занятиях: «В лаборатории «ТРИ – А: актёрское Я и сценический образ» было очень захватывающе. После первых нескольких минут пребывания там, я горько пожалела, что отсутствовала на первом занятии. Задания были сложные и очень странные, но все выполняли их с интересом. На протяжении всего занятия я пережила бурю эмоций, и, кажется, очистилась.

Я поняла: то, что мы видим на сцене, лишь выглядит просто, а на самом деле это тяжкий труд актёров. Я научилась передавать импульс предметам, правильно садиться на стул (только не подумайте, что это правила этикета, ничего подобного, речь идёт совершенно о другом).

Очень жаль, что на первых порах я была скованной и неуклюжей. И я с удовольствием в следующем году снова бы записалась на эту лабораторию». Илаха Худиева

Лаборатория «Пластические средства выразительности». Степанова Татьяна Владимировна, руководитель музыкально-театральной студии «Ворона» Дворца творчества детей и молодежи «Преображенский».

Участники о занятиях: «Степанова Татьяна Владимировна очень хороший человек. В лаборатории «Пластические средства выразительности» не только учат пластике, как правильно построить мизансцену и принять правильную позу в нужный момент. Там учат быть в ладах с самим собой. Понимать, что происходит у тебя внутри. Как придумывая движения, отбросить все лишние мысли, всё, чем забита голова, и представить, что зал – это белый лист, а ты кисточка с краской. И каждым движением, прыжком или рывком ты делаешь мазки, которые в конце превращаются в картину. В этой лаборатории что-то даётся тебе с лёгкостью, что-то с трудом. Но ты – это ты, и ты создаёшь свою картину. Конечно, некоторая скованность пока есть, но рвения к работе больше». Даша Бережкова

Лаборатория «Знаю как» или «Практическая психология для увлеченных». Борисова Ольга,  педагог-психолог ГБОУ СОШ № 2014, и Павленко Елена Рубиновна, педагог-психолог ЦО №1492.

Лаборатория «Драматургические игры». Бурдова Екатерина Михайловна, актриса театра и кино, сотрудник кафедры эстетического образования и культурологии МИОО, и Фантаев Артем Иванович, студент заочного отделения кафедры режиссуры и мастерства актера МГУКИ.

Участники о занятиях: «В этой лаборатории детей учат придумывать собственные истории для спектаклей – пьесы. Окончательного результата добивались на протяжении всего фестиваля, а это не так уж мало.

В первый день занятий мы знакомились, а затем выбирали из книг три произведения, которые пытались объединить в одно, добавляя что-то свое, чтобы история была связной. Получилось три истории: про мальчика, которому снились забавные животные, про дракона, сбежавшего от китайского принца, и про мальчика, который хотел помогать людям. Также в этот день рисовали и плакат к придуманной истории.

Во второй день заканчивали историю, делали макет сцены с декорациями и артистами. И самое интересное – показывали придуманные спектакли другим группам. Несмотря на то, что на подготовку была дана всего одна минута, все три группы справились с заданием превосходно.

В третий день мы пытались объединить три истории в одну. Придумывали разные идеи, лучшие из них записывали, и в итоге получилась одна история про мальчика Севу. На четвертый день после небольшой разминки мы репетировали чтение по ролям для дальнейшего представления. Были распределены роли, на одну роль по несколько желающих. Так и получилось, что был один Сева, два брата, две мамы, один папа, две Василисы и несколько гостей.

Наиболее сложно во время репетиций «читки» – научиться все время смотреть на зрителя, совсем не поворачиваясь к человеку, с которым в данный момент ведешь разговор. Все привыкли играть в спектаклях, где всё иначе, чем в читках.

В пятый и последний день планируется прочтение перед зрителями. На этом работа лаборатории на фестивале будет окончена». Александра Скиба.

2. Обсуждения спектаклей

Обсуждение спектакля театральной студии «Ступеньки» (Муравленко) «Домик для котёнка»: «После спектакля нас, по уже устоявшейся традиции, собрали по кабинетам – обсуждать. В этот раз я решила остаться в стороне, в качестве наблюдателя за зрителями и актерами. И надо было придумать имя котенку – игрушке, которая странствовала из рук в руки. Вот некоторые, показавшиеся нам наиболее интересными:

§         Львиное сердце,

§         Печенька,

§         Отвожонок,

§         Мордашка,

§         Смельчонок,

§         Путешественник.

Кроме этого, надо было ответить на вопросы викторины:

1.      Сколько было домиков на сцене?  (Четыре – будка ведь тоже домик)

2.      Виды вооружения. Какое оружие и сколько  было у Волкодава и Серого? (У обоих были ружья, только у пса – одно, а у волка – два.)

3.      Кто на сцене носил ковбойские рубашки? (Пес, одна из кошек.)

4.      А кто носил безрукавки? (Пес, одна из кошек, «Желудок».)

5.      Какие знакомые мелодии были в постановке? (Браво «Кошки»)

6.      Какие фразы героев, Вам больше всего запомнились?

Волк – «Сто пудов», постоянно называл Мявка «Мужиком»,

Пес – «Не погавкаешь, не почавкаешь»,

Шнырка – «Мурзило», «Мурчало»,

Котенок – «Мяв».

А в итоге надо было «построить лестницу». Нарисовать лесенку жизни котенка Мявка. У некоторых она была просто поднимающейся вверх, у некоторых стремившейся вниз, а у кого-то она была меняющейся  – то вниз, то вверх. И везде подписаны изменения жизни Мявка, в лучшую или худшую сторону. Выгнали из дома – плохо, нашел друга – хорошо.  Хотя все, что ни делается – все к лучшему.

И последнее задание – возможно, перед сном, Мявк сказал что-то Волкодаву, может Волкодав Мявку. Что каждый мог сказать?» Надя Петелина

Обсуждение спектакля Гимназии №205 «Театр» (Екатеринбург) «Жизнь плачет и смеётся»: «Одним из элементов спектакля неизбежно становится режиссерский штамп. Какие-то из этих устоявшихся жестов мы используем ежедневно, сами того не замечая, а какие-то переходят из жизни не только в любительские, но и в профессиональные театры. Именно этой теме в первую очередь были посвящены «обсуждалки» спектакля «Жизнь и плачет и смеется» театра гимназии №205 (г. Екатеринбург).

Разделившись на группы, участники попытались сначала вспомнить как можно больше штампов, а потом показать их на импровизированной сцене. Когда все было «высказано» (одним из правил проведения был запрет на произнесение слов), задачу решили усложнить. Теперь 3 самых ярких жеста (усталость, шаг на цыпочках и ярость) нужно было показать в другом жанре. То есть, если до этого ярость была трагичной, то теперь задачей стало показать ее комедийно. Фантазия актеров поистине безгранична и один и тот же жест каждый раз оказывался совершенно другим по эмоциям и предполагаемой ситуации, в которой он использовался. Это  принесло всем море  только положительных эмоций.

Второй частью обсуждения стала попытка сформулировать «правила жизни» в мире спектакля. Например, почему в первой части,  героиня Катенька могла «страдать» и «страдала» только в красивой, элегантной позе и никак иначе. Или почему фразу «О Боже!» молодая актриса из второй части спектакля, «Раскаявшаяся судьба», произносила именно так: громко, вознеся руки к небу и упав на колени?

В заключительной части обсуждения командам предложили сначала написать письма от лица персонажей спектакля, а потом, обменявшись своими творениями, сыграть их. В обоих заданиях было  особенно важно сохранить стиль поведения персонажа, его манеры. Играли письма снова, не произнося ни слова». Носова Настя

3. Работа детской редакции

В газету писал почти весь фестиваль.

Диаманты по мотивам спектакля «Чучело» (групповые работы):

Милосердие…

Светлое, мягкое.

Любит, бережет, ведет…

Христос, страдание, вечность, крест.

Расточает, ноет, отяжеляет.

Красный, одинокий

Изгой.

Проблема.

Черное, серое.

Возникает, организуется, разрушает.

Конфликт, противопоставление, недопонимание, расстройство.

Разрешается, утихает, возникает.

Белое. Коричневое.

Решение.

Любовь.

Детская, безответная.

Чувствовать, дышать, мечтать.

Отчаяние, разлука, ссора, непонимание.

Засыпает, уходит, растворяется.

Жестокая, ярая

Ненависть.

Вчера.

Старый, пройденный.

Уходит. Не изменить. Не вернуть.

Жизнь, проблемы, люди, судьбы.

Живет, дышит, развивается.

Новый, свежий.

Завтра.

Стихи, написанные для короля Филиппа из спектакля «В честь короля!» студии «Арлекин» (Лесной) зрителями:

Король Филипп любил облака,

Держал во дворце шута-чудака.

Пытался учиться играть на трубе.

А дальше придумывать только тебе.

Серьезно влип:

Дань печенегам должен заплатить,

Чтоб дворец и королевство сохранить.

Пой песни и молчи:

Все сказано…

Собака воет вдалеке.

В ночи, в небесной суматохе

Тихо падала звезда,

Навстречу самолет летел тогда,

Издалека её увидя свет,

Он громко крикнул:

Эй!!! Привеееет!

Весенний снег.

Течет капель.

Король выходит на балкон –

Придворных нет,

Метели нет.

Король все ищет: он как слон

Большой, могучий сильный слон…

Жил-был король. У него не было вдохновенья.

От этого у него было много проблем и сомненья.

Сам себя обманывал и не ценил

Тех, кто его сильно-сильно любил.

Но вдруг появилось его вдохновенье.

Музы сожгли всю печаль, сомненья.

Все получилось, он смог, одолел.

Ему помогли все, кто за него болел.

Спектакль «Лунный волк» – письма и дневники героев, написанные зрителями:

«Должна быть в школе, последний класс, как-никак! Но и последние испытания, которые пройти надо. Приду третьего. Сейчас, в одиночестве, вспоминается песня Виктора Цоя “Последний герой”.

Я хотел быть один,

Это быстро прошло,

Но не смог быть один…

Я начинаю сомневаться, правильно ли я поступила, что пошла в следопыты. Просто однажды ушла. Один раз и навсегда. Написала в записке, что буду поздно, а может не буду…» Сладкий ручей

«Где мой брат? Куда он ушел? Когда вернется? Почему он ушел? Из-за меня? Если да, прости… Если нет, значит это меня не касается… Мишка, твой мишка… Он ушел тебя искать, так сказала мама, но я увидела, как она его выбросила… Мне стало плохо, ведь он был единственным другом, а мама безжалостна… Мне сны не снятся, одни кошмары… Мне плохо и… Скучно… Я ведь тебя люблю… А ты… Ушел… Без меня…. Возвращайся скорее… Я так больше не могу…» Светка

«Иногда становится интересно “В чем смысл жизни?” А я вот задаю себе другой вопрос. Все чаще и чаще задумываюсь “Зачем мне все это?” и “смогу ли я стать прежним?” Сначала, испытание молчанка, затем голодовка, а теперь вот я на этом странном острове пытаюсь поддерживать огонь. Чувствую, до добра это не доведет. Сначала, друзья, которых не бросишь, потом девушка, семья. Что дальше? От чего мне придется еще отказаться? От чего?! Нет, не могу я так больше. Скорее бы меня забрали с острова. Впрочем, я и сам могу уйти, но нет, я не слабак и буду здесь ждать друзей (если их можно так назвать). Мне придется еще отказаться? От чего?! Нет, не могу я так больше. Скорее бы меня забрали с острова. Впрочем, я и сам могу уйти. Но это все е-рун-да! Я возвращаюсь к ним! Я возвращаюсь к жизни! Я понимаю, не все встретят меня так, как мне хотелось. Но я возвращаюсь! И теперь все будет иначе». Лунный волк.

4. Традиционная образовательная программа

Были на нынешнем фестивале и традиционные для «Пролога-Весна» формы работы: творческие встречи с писателями, мастер-классы.

«На встрече с поэтом и переводчиком Григорием Михайловичем Кружковым было здорово. Сначала он переживал, что дети подобрались маленькие (но у меня других не было. И, кроме того, они честно прочитали поэму Шекспира \”Венера и Адонис\” и пьесу-сказку \”Буря\”.

Григорий Михайлович даже был готов читать детские стихи, но тут пришли «Доминанта» и КМТИ №61, и Кружков стал рассказывать про Шекспира. Прочел отрывок из \”Бури\”, финал только что переведенного \”Лира\” (это здорово!!!).

Взрослые стали задавать вопросы. Поговорили про Пастернаковские переводы, про сам процесс создания переводов, про \”процент авторства\” у переводчика и многом другом.

Подписывая книги, Григорий Михайлович был, по-моему, в позитиве, даже несмотря на свою простуду (он нам признался в начале, что ему тяжело, т.к. он не совсем оправился). А нам очень понравилось!» Марина Владимировна Бахтина, руководитель театральной студии «Пластилин»

5. Итоги

Свобода

«На \”Прологе\” я первый раз. Для меня все здесь ново. То, что поразило меня в первый же день – это свобода. Свобода слова, свобода действия. Здесь можешь запросто подойти к любому человеку и просто начать с ним разговаривать. Если ты подойдешь так к кому-нибудь на улице, на тебя косо посмотрят и, возможно, даже пошлют. На фестивале все как-то дружно, несмотря на соревнование между коллективами. Нет вражды, нет состояний соревнований, все слажено и дружно». Аня Содемская

Время, куда ты?

«Лица, улыбки, глаза участников – все стало близким, любимым. Вчера, на салюте, посвященном Дню Победы, гуляли с другими театрами. Заглянула в глаза ребятам, и в этот момент поняла: мы едины; и в этот момент верилось, что знакомы мы уже 100 лет. Наши глаза смотрели в небо. В наших глазах взрывались салюты. Наши глаза сияли. Грустно только от того, что скоро придется расстаться. Время, куда ты? Притормози!» Белова Елена

Кончики звезды.

«Фестиваль – это нестандартное событие, к которому мы привыкли. Для меня фестиваль был самой настоящей проверкой. Меня научили многим вещам. Одна из них – это чувствовать свои собственные чувства. У меня были пять событий, в которых были разные новые чувства, которые раньше я не могла понять. Я совершенно ничего не ждала от этого фестиваля, но получила … Что? Кажется не зря каждый год люди приезжают сюда из разных городов, это того стоит». Света Босичко

Логово страхов.

«На протяжении всего фестиваля меня преследовали страхи. Самый первый и смысловой – ощущение, что будет скучно и неинтересно. Это чувство всегда появляется за счет незнания, неопытности и неуверенности в том, что произойдет. Потом я очень страшно испугалась, что не смогу писать интересные статьи и на меня будут кричать. Как же мне стало легче дышать, когда меня успокоили!

После просмотра особенно трагических спектаклей, я боялась на обсуждениях думать на эту тему, так как это было бы все равно, что заново пережить. И сейчас, под конец, я боюсь самого конца, боюсь, что все закончится, боюсь, что скоро я все забуду, я не сумею удержать все в голове, запомнить все те ощущения, возникшие за все это время». Илаха Худиева

Тишина

«Говорят, что через аплодисменты выплескивается благодарность зрителя. Но мне, порой, просто по-человечески хотелось молчать. И это не из-за того, что спектакль не удался, наоборот! После некоторых работ появлялось хрустальное чувство, которое не хотелось сотрясать, но хотелось сохранить в своей душе, как нечто драгоценное. Когда просят рассказать о фестивале, не хочется быть многословным. Здесь я научился тишине!» Без подписи

Александра Никитина, кандидат искусствоведения, доцент кафедры эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования

На фото: Спектакль «Где-то вдалеке пел дрозд» (московская студия «Однажды»).

Фото Михаила Быкова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте