search
main
0

Новые образовательные проекты. Дошкольник. Семья. Культура

Расширение социального пространства детского сада через сотрудничество с библиотеками и музеями, театрами и спортивными учреждениями, лесничествами и другими социокультурными учреждениями города – одно из приоритетных направлений повышения качества современного дошкольного образования, которое решает задачи познавательного, творческого, физического и социального развития дошкольников.

П​ри этом в детских садах и других учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, активно используют как традиционные, проверенные временем и практикой технологии обучения, воспитания и развития детей, так и инновационные, современные подходы к образованию подрастающего поколения. В государственной программе города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» проведен анализ современной ситуации развития детей. Отмечено, что в деятельность по социализации детей и молодежи включены городские и федеральные учреждения культуры, спорта, социальной защиты, молодежной политики, около четверти обучающихся общеобразовательных учреждений посещают музыкальные или художественные школы, театральные кружки, спортивные секции. Однако эффективному взаимодействию учреждений различных ведомств мешают недостаточно развитые механизмы координации. Огромный потенциал сфер культуры, спорта, науки и высшего профессионального образования города Москвы используется далеко не в полной мере. В связи с выявленной проблемой в подпрограмме «Дошкольное образование» предлагается активно использовать ресурсы социокультурной среды города Москвы для социализации и развития детей через:- поддержку проектов использования социокультурной среды города Москвы (музеи, библиотеки, парки) в образовании и социализации детей дошкольного возраста;- организацию взаимодействия с общественными организациями (ветеранскими, молодежными, творческими).В соответствии с намеченными перспективами по инициативе педагогического сообщества при активной поддержке Департамента образования Москвы в столице в настоящее время реализуют четыре новых образовательных проекта:- «Классическая музыка в детском саду»;- «Дети в музее»;- «Детский сад и спорт»;- «Московские дети умеют плавать!».Реализация идей, заложенных в этих образовательных проектах, предмет особого внимания кафедры педагогики и методики дошкольного образования, заведующей кафедры кандидата педагогических наук Ольги Мельниковой, методиста Нины Цирковой. С сентября 2012 года каждое учреждение, реализующее программу дошкольного образования, участвует в одном или сразу нескольких проектах. При этом проект «Классическая музыка в детском саду» осуществляется совместно с педагогами детских школ искусств (музыкальных школ) Москвы. В Москве 132 музыкальные школы, и каждая заключила договор и составила конкретный план работы с несколькими детскими садами города. Для координации совместных усилий были написаны в процессе совместной работы специалистов кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования и учебно-методического центра Департамента культуры города Москвы при непосредственном участии Департамента образования и Департамента культуры методические рекомендации по организации эффективного взаимодействия педагогов двух важнейших сфер – образования и культуры, что открыло новые перспективы взаимодействия. Творческая совместная деятельность взрослых в самом начале реализации проекта помогла решить многие проблемы, например, предотвратить расхождение в подходах к организации конкретных мероприятий с детьми дошкольного возраста – не все педагоги музыкальных школ имели представление о такой традиционной форме развлечения детей в детском саду, как музыкальный досуг, они предполагали, что основной формой взаимодействия может стать концерт. Обсуждение разнообразных форм проведения встреч учащихся и педагогов детских школ искусств и детей дошкольного возраста позволило выявить различные варианты, которые могут повысить уровень музыкальной культуры детей и взрослых, и также исполнительское мастерство воспитанников музыкальных школ. Ведь взаимодействие должно быть взаимообогащающим. Совместные рекомендации по открытию сезона классической музыки были разосланы во все учреждения Москвы, реализующие данный проект.Необходимо отметить, что первоначально у некоторых воспитателей и других сотрудников детских садов возникал вопрос: чем отличается новый подход к организации взаимодействия с различными учреждениями культуры и спорта и других от организации традиционных экскурсий, посещений театральных постановок и концертов? Прежде воспитатели и социальные педагоги, музыкальные руководители и воспитатели по физической культуре, инструкторы по плаванию и педагоги-психологи в соответствии с содержанием программ дошкольного образования решали задачи ознакомления детей с окружающим миром, культурными объектами города, правилами поведения на улицах и в помещениях. В настоящее время во многих учреждениях эта деятельность также проводится на высоком, заслуживающем внимания уровне.В детских садах работают высокообразованные и талантливые музыкальные руководители, которые радуют детей и родителей мастерством исполнения музыкальных произведений, собственным и совместным с детьми пением, постановками танцевальных композиций.Музейная педагогика привлекла педагогов своими возможностями удовлетворять различные познавательные интересы детей и взрослых как через организацию экскурсий в музеи столицы, так и через создание мини-музеев, экспозиций, выставок непосредственно в детском саду. Уже несколько лет воспитатели столицы обмениваются опытом по организации Прогулок выходного дня. На сайтах дошкольных учреждений есть информация о музеях города, экскурсионных программах для дошкольников.Физическое развитие детей и родителей воспитанников через привлечение к спорту стало в столице предметом особого внимания педагогического сообщества. Ведь современная экологическая обстановка, увеличение числа ослабленных детей, сокращение времени на активный отдых в московских семьях за счет чрезмерного увлечения телевизором и компьютером – факторы, которые заставляют очень серьезно относиться к организации двигательного режима современного ребенка. В детских садах Москвы интересно и содержательно проводят спортивные соревнования «Мама, папа и я – спортивная семья!», «Школа мяча», шашечные турниры и другие увлекательные мероприятия.К сожалению, не в каждом дошкольном учреждении есть бассейн, но педагоги дошкольных учреждений информируют родителей о пользе плавания для физического развития дошкольника, дают практические советы по организации купания в домашних условиях и разъясняют необходимость закаливания водой в летний период. Как показала практика, реализация новых образовательных проектов может существенно улучшить качество образования детей дошкольного возраста и одновременно обогатить, повысить общий культурный уровень взрослых; развить познавательные, творческие и специальные способности всех участников образовательного процесса, в том числе и самих педагогов.Современные научные и практические подходы к развитию детей основаны на признании множественности путей реализации интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка. Развитие способностей человека во многом определяется конкретными способами организации семейной и образовательной среды, особенностями межличностного взаимодействия детей и взрослых, предметно-информационным содержанием этого взаимодействия.Обращаясь к результатам современных научных исследований влияния среды на развитие дошкольников, отмечу те факты, которые признаны достоверными и нашли подтверждение на практике. Для умственного развития современного ребенка важно, чтобы у него была сформирована целостная картина мира, включающая в себя представления о мире природы и мире социальных отношений, в которых живет современный человек. Представление о мире формируется в контексте определенной культуры, в которой человек родился и вырос. Целостная картина мира является многоуровневой и динамичной и включает в себя мир людей, мир вещей, мир природы, мир «я». Для формирования индивидуальной картины мира ребенка-дошкольника необходимо развитие восприятия (для получения первичных чувственных образов), речи (для формирования понятий), воображения (для конструирования многоплановых, сложных образов), мышления (для анализа, сопоставления и обобщения представлений о мире). В полной мере все эти задачи можно решать как традиционными способами, так и в рамках проектов. Например, с 25 сентября по 25 октября 2012 года в каждом детском саду Москвы прошло открытие сезона классической музыки в детском саду. Как оказалось, дети с неподдельным интересом воспринимают и саму музыку, и те музыкальные инструменты, которые издают прекрасные звуки. Наблюдения за реакциями детей во время концертов и музыкальных досугов обнаружили, что наибольший интерес вызывают звуки арфы и ксилофона, струнных трио и квартетов. При этом речь детей значительно обогатилась, расширился словарный запас. Дошкольники получали опыт того, как вступать в диалог с артистами. Желание прикоснуться к инструменту сопровождалось более внимательным отношением детей к построению фраз. Ведь перед ребенком находился совершенно незнакомый взрослый, с которым надо договориться, чтобы прикоснуться к такому притягательному и загадочному предмету, как скрипка, виолончель или контрабас.Гармонию интеллектуальных и художественных способностей детей обеспечивают творческий процесс познания мира и его творческое преобразование в художественных видах деятельности, и здесь велика роль проектов. При этом посещение Музея музыкальной культуры имени М.И.Глинки в центре столицы или, например, музея мяча в одном из детских садов Зеленограда привлекает детей и взрослых к участию сразу в двух проектах. Тем более что в обоих музеях предполагается интерактивная форма знакомства детей с экспонатами. При этом чем большее число поездок, экскурсий, посещений театров совершает семья дошкольника, тем выше показатели креативности (общей творческой способности). Дети, непосредственно получающие практический и социальный опыт в музеях и театрах столицы, лучше сочиняют интересные рассказы, предлагают и самостоятельно реализуют оригинальные идеи, вступают в диалог.На развитие интеллектуальных способностей детей положительно влияет эмоциональная поддержка со стороны обоих родителей. Раскрытие талантов ребенка, его удачи или, наоборот, трудности в спорте или овладении музыкальным инструментом – это серьезная проверка отношений между ребенком и его родителями. Участие в проекте позволяет педагогам быть более внимательным к обстановке в семье воспитанника, замечать тревожные сигналы и поддерживать родителей в их сложном родительском труде. Совместная практическая деятельность педагогов, детей и родителей, изготовление фотоотчетов, видеопрезентаций и других творческих продуктов сближает детей и взрослых. Много радости доставляют семье воспоминания об удачном выходном дне.  Для введения ребенка в мир культуры необходимо, чтобы рядом с ним был взрослый с широким кругозором и эрудицией, то есть обладающий большим запасом знаний в различных областях, а главное – с высоким уровнем познавательной активности. Участие в проектах – это замечательная возможность конкретному педагогу увлечься чем-то новым, повысить свою профессиональную компетентность и одновременно удовлетворить собственные познавательные интересы.В настоящее время все детские сады принимают участие в проекте «Классическая музыка в детском саду». В том случае, если учреждения образования заключили договор о сотрудничестве с музыкальной школой, к ним в гости приходят ученики и преподаватели детской школы искусств, таких детских садов более половины. В других детских садах гостями дошкольников становятся родители (певцы, танцоры, музыканты и дирижеры) или приглашенные артисты из театров, оркестров столицы. В проекте «Дети в музее» участвуют более четверти детских садов, и примерно столько же учреждений реализуют цели и задачи сохранения и повышения здоровья маленьких москвичей в рамках проекта «Детский сад и спорт». К непосредственному участию в образовательном проекте «Московские дети умеют плавать!» привлечены около 10% от общего числа воспитанников, их родителей и педагогов детских садов. Все чаще проводятся соревнования по плаванию на большой воде в бассейнах столицы. Специалисты отмечают высокий уровень развития плавательных навыков у дошкольников, которые предварительно занимались в бассейне детского сада.Реализация новых образовательных проектов помогает решать большее число образовательных задач, поднимает на новый уровень взаимодействие различных учреждений образования, культуры, здравоохранения и спорта, сплачивает семью и, самое главное, делает жизнь дошкольника более увлекательной, содержательной, насыщенной впечатлениями от ярких и незабываемых событий.Марина БОГОМОЛОВА, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, научный консультант стажировочной площадки «Новые образовательные проекты. Использование ресурсов социокультурной среды Москвы для социализации и развития детей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте