Педагогический коллектив школы №1329 вместе с региональной общественной организацией «Единая независимая ассоциация педагогов» и Московским центром качества образования приняли участников III Московских методических чтений «Фестиваль методических идей», в которых участвовали и ведущие издательства, учебные центры, фонд «Подари жизнь».
Поскольку мероприятие давно стало ежегодным и проходило в этом году в третий раз, организаторы решили отойти от традиций проведения пленарного заседания и работы предметных секций. В первой половине дня в актовом зале школы состоялась панельная дискуссия «Из первых уст» – встреча с лучшими, с точки зрения профессиональных экспертов, педагогами.Открыли панельную дискуссию председатель Координационного совета РОО ЕНАП Екатерина Морозова и директор школы №1329 Вероника Бурмакина. Гостем фестиваля стал лауреат международных и всероссийских фестивалей народный коллектив хореографический ансамбль «Ритмы детства» (художественные руководители – заслуженные работники культуры России Татьяна Шалобасова и Владимир Миллер), исполнивший «Детскую польку» (музыка М.Глинки) и «Русскую потеху» (музыка народная).К участию в панельной дискуссии на сцену были приглашены доктор философии директор учебного центра «Интеллект» (Таллин, Эстония) Раиса Баженова, заместитель директора гимназии №1569 «Созвездие» почетный работник общего образования РФ Елена Рассадина, методист отдела по взаимодействию с православными образовательными организациями Ольга Чепур, учитель русского языка и литературы школы №1741, учитель года Москвы-2005 Юлия Марчук, учитель химии, и. о. директора школы с углубленным изучением английского и немецкого языков №1308 Людмила Мещерякова, учитель математики почетный работник общего образования РФ Павел Самсонов, учитель МХК лауреат конкурса «Учитель года Москвы-1999» Елена Кочерова, руководитель физического отделения школы №1329 лауреат гранта Москвы в области образования 2013 и 2014 годов Илья Лукьянов, воспитатель школы с углубленным изучением экономики №240 победитель конкурса «Педагог года Москвы-2014» в номинации «Воспитатель года» Наталья Лоскутова, учитель черчения школы №549 Наталья Терехова.Каждому участнику панельной дискуссии были даны 10 минут для публичного представления своего педагогического опыта, своих профессиональных достижений и 3 минуты для ответов на вопросы из зала. Педагог из Эстонии Раиса Баженова поделилась с московским учительством своими размышлениями о неформальном подходе к образованию: главное для гуманистической, антропологической педагогики – это личность ученика, его уникальность и неповторимость; именно эти идеи личностно ориентированной методики обучения особенно востребованы в современном цивилизованном мире.Для Елены Рассадиной важной темой доклада стали технологии организации проектно-исследовательской деятельности школьников в урочное и внеурочное время, она подчеркнула, что сегодня необходимо повсеместно практиковать проектно-исследовательские работы учащихся, направленные на формирование межпредметных понятий и метапредметных умений.Всеобщий интерес вызвало выступление Юлии Марчук, которая обратила внимание на личностные и профессиональные характеристики учителя, во многом определяющие качество образования в целом. В аллегорической форме сказки до широкой аудитории была доведена очень важная мысль: учителю следует постоянно и неустанно работать над собой, совершенствоваться, никогда не терять самообладания и самоконтроля.Илья Лукьянов рассказал коллегам о специфике работы с одаренными и высокомотивированными детьми, о возможности их своеобразной «изоляции» для «точечного» развития способностей в той или иной области знаний. Олимпиадные школы, узкопредметные (профильные) лагерные смены, выездные тренинги – вот тот далеко не полный список форм работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.Светлое, жизнерадостное настроение внесла в ход панельной дискуссии молодой педагог Наталья Лоскутова, темой ее выступления стал порядок организации и проведения конкурса профессионального мастерства «Педагог года Москвы».Наталья Терехова представила разработку нового школьного предмета – геометрографии, в задачу которого входит изучение азбуки международного графического языка и основ геометрографической культуры в трех техниках – ручной, инструментальной и компьютерной.Участникам панельной дискуссии задавали вопросы, все они были по делу, многие из них имели довольно откровенный характер. Это свидетельствует о том, что обсуждение состоялось, что главная цель панельной дискуссии достигнута.После перерыва начали работу 17 предметных мастерских «Делимся опытом» на более чем 25 площадках: дошкольное образование, дополнительное образование, начальное образование, русский язык и литература, библиотечные работники, история и обществознание, иностранные языки, искусство, информатика и ИКТ, математика, черчение и смежные дисциплины, физическая культура и ОБЖ, технология, география, биология, химия, физика. Ведущими мастерских были выбраны председатели и заместители председателей предметных ассоциаций Москвы.В рамках мастерской учителей-словесников состоялась церемония награждения победителей и призеров Общероссийского конкурса детско-юношеских проектов «Виртуальная экскурсия «Лермонтовские места России». Ими стали члены научного общества учащихся школы №825 под руководством Юлии Уваровой, Михаила Дремова и Натальи Русановой; учащиеся школы №1 города Данилова Ярославской области под руководством Елены Казюлиной; ученица школы №29 станицы Новотитаровской Динского района Краснодарского края под руководством Валентины Шапкун; учащиеся школы села Великовисочного Ненецкого автономного округа под руководством Ирины Ржаницыной и Серафимы Соломиной; учащиеся лицея №25 Омска под руководством Елены Ланщиковой; учащиеся школы №22 Тамбова под руководством Наталии Тарасюк; ученик школы №12 с углубленным изучением предметов естественно-научного и математического циклов Новосибирска под руководством Альбины Волохович и Наталии Напольских.После окончания работы всех мастерских слушателям предложили заполнить анкеты. На вопрос «Как вы оцениваете доступность мастер-классов?» средним баллом по десятибалльной шкале стали 7 баллов. Вопрос «Как вы оцениваете полезность мастер-классов с точки зрения профессионального развития, личностного роста и коммуникации внутри учительского сообщества?» средняя оценка составила 8 баллов. Такой же усредненной оценки заслужил вопрос «Как вы оцениваете компетентность тренеров, проводивших мастер-классы?». Участники фестиваля оценили уровень организации мероприятия и соответствия их первоначальным ожиданиям в 9 баллов.Анкета позволила определить лучшие, по мнению слушателей, мастер-классы. Это: Мастерская по дошкольному образованию – Анна Желтикова (использование приемов мнемотехники). Мастерская по дополнительному образованию – Раиса Васильева (работа по теме «Мягкая игрушка»), Марина Гамазкова (общешкольный проект «Лента памяти»), Анна Евсеева (использование настольных профориентационных игр). Мастерская по начальному образованию – Вячеслав Синицын (как почувствовать вкус слова). Мастерская по русскому языку и литературе – Светлана Лаврищева (пути повышения мотивации), Людмила Абрамовская (приемы анализа художественного пространства), Татьяна Котова (Москва литературная), Елена Никифорова (технология педагогических мастерских), Марго Туниева (уроки-экскурсии). Мастерская для библиотечных работников – Елена Черных и Марина Спесивцева (мотивация к прочтению художественных произведений при помощи современных технологий: блогинг). Мастерская по истории и обществознанию – Ирина Галушко и Елена Опрышко (работа с иллюстративным материалом). Мастерская по иностранным языкам – Каринэ Махмурян (типичные ошибки учащихся в заданиях с развернутым ответом), Ольга Грицко (интерактивный урок по теме «Шотландия»), Венера Засухина (повышение учебной мотивации учащихся через участие в международных проектах), Анжелика Максименко (международные экзамены по английскому языку). Мастерская по предметам образовательной области «Искусство» – Лариса Смотрова (наборный мазок в искусстве Гжели). Мастерская по информатике и ИКТ-презентация компаний «3D Племя» и «Амперка». Мастерская по математике – Елена Рашпелева («В математике – все для жизни»). Мастерская по черчению и смежным дисциплинам – Маргарита Маркарова (опыт применения 3D-моделирования и технологий 3D-печати). Мастерская по физической культуре и ОБЖ – Марина Сорокина (использование видеопрограмм). Мастерская по технологии – Ирина Нимерницкая (принцип практико-ориентированности обучения), Владимир Войницкий (метод творческих проектов). Мастерская по географии – Ольга Шуванова («Волшебная коробка, или Как эффективно ввести школьников в исследовательскую деятельность»). Мастерская по биологии – Наталия Балакина и Светлана Липина (проектная деятельность учащихся). Мастерская по химии – Елена Батаева (школьный химический эксперимент в современных условиях). Мастерская по физике – Михаил Бондаров (приемы работы с нестандартными учениками).Правда, наши учителя знают, что такое качественно подготовить и провести мастер-класс, поэтому в анкетах многие участники из соображений профессиональной этики отмечали буквально так: «Лучшего выбрать невозможно! Все авторы показали высший класс!», «Все выступления очень интересны, разнообразны и полезны».Были и развернутые ответы на вопрос «Мои пожелания». Что же отмечали педагоги в большинстве своем? Процитируем: «Устраивать чаще такие встречи», «Чаще проводить подобного рода мероприятия, помогающие учителям менять формы деятельности и узнавать полезную информацию для работы с учащимися», «Понравилось все. Очень нужно и полезно!», «Большое спасибо за великолепные выступления. Ждем новых встреч! Обмен опытом – это всегда здорово!».Однако звучали и такие предложения:- фиксировать количество участников конкретного мастер-класса заранее через электронную регистрацию;- иметь возможность просматривать презентации мастер-классов на странице сайта;- увеличить регламент выступлений и строго соблюдать его;- уменьшить время на панельную дискуссию, не затягивать ее, поскольку не очень интересно слушать, чем занимаются учителя других предметов;- на панельной дискуссии не должны быть самоотчеты и самопрезентации, нужны более компетентные выступления;- не забывать, что в разделе иностранных языков есть еще и французский, немецкий языки;- иметь больше времени в прениях, насыщенность программы не позволила задать интересующие вопросы;- ввести кофе-паузу;- отбирать авторов мастер-классов таким образом, чтобы в их выступлениях действительно содержалось что-то новое, инновационное и было все по делу;- рекомендовать поменьше пиара мастеров, направленного на себя, школу, учебники, но побольше методических советов;- в целом исключить на будущее рекламные выступления;- предложить авторам мастер-классов в следующий раз дать больше практики, реальных техник и технологий;- заранее подготовить брошюры с основными идеями-тезисами;- уточнить у авторов мастер-классов непосредственно перед мероприятием подтверждение их присутствия (так как несколько авторов не явились, хотя темы были очень интересные);- тренер должен показать фрагмент обучающего урока, поделиться собственным педагогическим опытом, а не просто дать обзор по проделанной работе;- обязательно соблюдать одно из требований, прописанных в программе фестиваля, в части использования интерактивности (деятельностной работы со слушателями).Огромное спасибо за все сделанные замечания. Обязательно постараемся учесть их, но обратим внимание на то, как тонко чувствуют фальшь наши учителя, искренне желающие реальной методической помощи и поддержки для себя и своих коллег.Все участники фестиваля получили сертификаты, а ведущие мастер-классов – дипломы.Подводя итоги прошедшего фестиваля методических идей, можно смело сказать, что подобного рода мероприятия вызывают живой интерес в учительской среде. Выбранная форма обмена педагогическим опытом оказалась увлекательной и помогла многим коллегам серьезно обогатить свою методическую копилку.Екатерина МОРОЗОВА, председатель Координационного совета РОО ЕНАП;Роман ДОЩИНСКИЙ, член Общественной палаты РФ
Комментарии