Нам кажется привычным сначала узнавать, что, где, когда, а уж затем – почему и зачем. Между тем именно эти два вопроса открыли и по большей части определили ход конференции молодых педагогов ЦАО «Новые кадры – новые стандарты».
Почему формат конференции и почему именно сейчас? Для того чтобы молодые специалисты, следуя известному призыву «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!», получили стимул для неустанной работы над собой. Кто из начинающих педагогов сейчас знает, что тиражируемый лозунг некогда был названием детской телевизионной спортивной игры? Как ни странно, со временем он не только не потерял актуальности, но даже, наоборот, стал более очевидным. Конкурентная среда школы XXI века вновь подняла проблему непрерывного педагогического образования. Каким бы меркантильным этот вопрос, непосредственно связанный с новой системой оплаты труда, ни казался одним, других (и хотелось бы думать, что это преобладающая часть!) он убеждает в том, что здоровая конкуренция способствует повышению качества образования. А это ли не та цель, к которой мы стремимся?Есть и другой вопрос: что придется преодолевать на пути к цели? Скептики не преминут вспомнить китайское проклятие: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен!» Оптимисты же со знанием дела продолжат фразу, приписываемую Конфуцию: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен, если вы не сможете воспользоваться преимуществами этих перемен!» Истина, как всегда, где-то рядом. Ясно лишь то, что было бы непростительной глупостью не пытаться найти в предлагаемых нововведениях преимущества и не воспользоваться ими. После преамбулы о почему и зачем можно наконец говорить о том, что, где, когда и кто. В школе №1323 состоялась конференция «Новые кадры – новые стандарты», участие в которой приняли молодые педагоги ЦАО, студенты столичных педагогических вузов, методисты центров наставничества Москвы, представители Центрального окружного управления образования и Окружного методического центра, активисты Совета молодых педагогов ЦАО и городского совета, а также первый заместитель руководителя Департамента образования Вениамин Каганов. Все происходящее в этот день в школе на Большой Ордынке могло быть воспринято как демонстрация нового опыта, которым молодые педагоги-экспериментаторы спешили поделиться с коллегами, причем не только начинающими. Чего только стоят игры, собравшие участников конференции при входе в зал! И ведь каждый мог найти то, что было близко именно ему. Современные логические игры вовсе не ограничиваются шахматами или шашками. Каждый второй ученик без труда назовет вам много популярных и таких разнообразных головоломок: на смекалку, счет, развитие памяти или воображения. Эти исключительно развлекательные, на сторонний взгляд, «вкрапления» в учебный процесс могут при условии разумного использования решить много разных вопросов: от организации занятости детей на третьем уроке физкультуры в тех образовательных учреждениях, где возникли проблемы с использованием спортивного зала, до сплочения детского коллектива и воспитания доверительного отношения к педагогу. К тому же подобные игры, не требующие в большинстве своем тщательной подготовки, признаны прекрасной формой организации досуга во внеурочное время, одним из способов релаксации во время занятия и, следовательно, альтернативой уже привычным физкультминуткам. Нельзя отрицать и методической пользы некоторых логических игр при изучении школьной программы. Одним словом, это именно тот случай, когда мы можем сказать: «Игра – больше чем игра». В день конференции головоломки стали не единственной «разминкой», которая ждала участников. Тот, кто не поспешил пройти в зрительный зал и остановился у проекта учеников лицея №1574, позже смог убедиться: представленный мультимедийный игровой ресурс для изучения истории Великобритании вовсе не развлечение. Уже сейчас ученики вместе с руководителем проекта – учителем информатики Е.Гулидовой – готовы предлагать разработки, не знающие аналогов и дополняющие существующие УМК. Ведь вот что интересно: стандартами нового поколения заложено «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки». Эта позиция не подвергается сомнению и воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Напротив, подразумеваемое «проектное мастерство» специалиста, к сожалению, нередко вызывает большие вопросы. Особенно пугает, когда неверие в опыт педагога начинают открыто проявлять дети. А что это значит?Бывает, ученик поднимается выше учителя. Это существенно, когда уровень педагога достаточно высок. Если же ученик прыгает выше планки, которая и так была невысока, успех не кажется бесспорным. Вывод один: воспитывая ученика XXI века, невозможно оставаться учителем века двадцатого. А значит, молодым педагогам сначала придется самим овладеть новыми технологиями, приемами, методиками, а уж затем преподнести новое знание как ученикам, так и старшим коллегам, которым требуется помощь.Как известно, новый стандарт одним из требований, предъявляемых к освоению основной программы, называет формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию. Одновременно с этим аналогичные требования предъявляют к кадровым условиям реализации программы – непрерывности профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения. Эти понятные на первый взгляд установки не всегда оказываются выполнимыми, особенно когда «непрерывность профессионального развития» воспринимается исключительно в ракурсе «пришло время пройти очередные курсы повышения квалификации». Многое из того, о чем говорили во время конференции «Новые кадры – новые стандарты», было созвучно иному пониманию непрерывности педагогического образования. Лейтмотивом встречи оказалась мысль о внутренней, осознанной потребности педагога в самосовершенствовании, причем в самых различных направлениях, будь то первый опыт в разработке метапредметных занятий, создание открытой образовательной среды класса, определение траектории своего профессионального развития или повышение качества образования через развитие умения как педагога, так и ученика делать самооценку.Сегодня о необходимости профессионального роста начинают говорить чуть ли не со студенческой скамьи. А все потому, что будущий педагог заинтересован попасть в такое образовательное учреждение, которое бы твердо стояло на ногах в предлагаемых обстоятельствах. В равной степени образовательное учреждение заинтересовано в наиболее перспективном и уже зарекомендовавшем себя выпускнике вуза: от качества его работы зависит уровень образовательного учреждения в целом. Понимая это, современные студенты педагогических вузов и колледжей пробуют получить сразу несколько специальностей, самостоятельно записываются на курсы и принимают участие в первых профессиональных конкурсах. Некоторым будущим специалистам системы столичного образования удается проявить себя еще в школе. Не так давно, например, в Центральном округе в пятый раз прошла «Новая смена» – конкурс учащихся, ориентированных на педагогическую профессию. Один из его лауреатов, ныне студент I курса географического факультета МПГУ, Евгений Минаев рассказал участникам конференции о клубе «Новая смена», созданном в 2011 году на базе Совета молодых педагогов ЦАО. Этот шаг дает надежду на более тесное, плодотворное сотрудничество будущих, начинающих и опытных педагогов, в том числе в деле реализации новых образовательных стандартов.К слову, сам Совет молодых педагогов играет далеко не последнюю роль в развитии системы образования как округа, так и города. Мощный источник новых знаний, посредник в приобретении передового опыта, площадка для экспериментов, профессиональной и творческой самореализации – совет может стать помощником в осуществлении государственного заказа. Участие в работе общественных организаций можно рассматривать как еще одну составляющую программы личностного и профессионального роста. Очевидно, что деятельность современного педагога не ограничена узкими рамками преподаваемого предмета, она разнонаправленна и нацелена на раскрытие внутренних резервов. Именно в том случае, если начинающему специалисту удастся воспользоваться всеми существующими возможностями, реализовать принцип непрерывного обучения, самому выйти на уровень нового стандарта, который всего лишь отправная точка, – можно будет говорить о готовности наших педагогов воспитывать будущее поколение. Завершающим этапом конференции стала встреча Совета молодых педагогов Москвы с первым заместителем руководителя Департамента образования Вениамином Кагановым, а также традиционная пресс-конференция начинающих специалистов образовательных учреждений ЦАО с начальником Центрального окружного управления образования Верой Лопатиной, председателем территориальной организации Профсоюза работников народного образования и науки Аллой Иванниковой и председателем Совета директоров образовательных учреждений ЦАО, директором ЦО №497 Вячеславом Гусевым.Отвечая на вопросы молодых педагогов, Вера Лопатина отметила, что начинающим специалистам не стоит опасаться модернизации системы образования: они достаточно мобильны и легко обучаемы. Многое говорилось и о создании тех условий, которые помогут каждому педагогу «вписаться в современное образовательное пространство», сделать работу не только интересной, но и выгодной. Конференция молодых педагогов стала, по мнению Веры Ивановны Лопатиной, настоящей лакмусовой бумажкой, которая показала уровень готовности начинающих специалистов к работе по новым стандартам, выявила распространенность подлинной информации в молодежной среде, а также обозначила вопросы, нуждающиеся в более глубоком и детальном анализе. Одновременно с пресс-конференцией начальника ЦОУО проходило заседание городского Совета молодых педагогов, участие в котором приняли первый заместитель руководителя Департамента образования Вениамин Каганов и директор Окружного методического центра ЦОУО Марианна Лебедева. На встрече обсуждались вопросы о ведущей роли молодых педагогов в развитии профессиональных сообществ, о формировании кадрового резерва (например, включении председателей окружных советов в Президентскую программу подготовки управленческих кадров), о необходимости введения новых форм дополнительного образования, соответствующих требованиям времени и нереализованной возможности более рационального использования инфраструктуры города. В условиях, когда «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни», ответственность и роль педагога возрастают чрезвычайно. А для того чтобы эта роль стала яркой, запоминающейся, молодому специалисту необходимо превосходить ожидания и быть на шаг впереди любого стандарта. Мария СКОВОРОДКИНА, учитель русского языка и литературы
Комментарии