search
main
0

Новые горизонты. В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол

В Лужках зимуют речные трамвайчики. А в теплые сезоны поражает воображение своими старинными аллеями лиственный лес. Старожилы говорят, что именно здесь сохранились даже реликты луговой степи. Особо знамениты же Лужки наличием заброшенных каменоломен, полузасыпанный вход в которые можно наблюдать чуть ниже по течению от лужковского моста. Да, этот микрорайон Орла полон легенд и преданий о седой старине. И история здешней школы тоже похожа на некий героический эпос, о котором быстро сказывается, да дело в котором складывается ой как нескоро! Строительство нового здания началось в 1997-м. И только 1 сентября 2011 года школа №10 для 850 учеников и с классами коррекции для детей-сирот открылась. Действительно, сказочная школа: из панорамных окон вид на Орел, спальни для малышей, разноплановое оборудование. И традиции, перешедшие из той, старой жизни, в ней удивительные, требующие особого повествования.

– Более двух тысяч человек назовут отечеством своего детства лужковскую школу, – говорит директор 10-й Раиса Дубровская. – Ее истоком стала Великая Победа, ведь открыта она была в тот памятный 1945 год, когда каждый гражданин нашего государства ощутил уверенность в завтрашнем дне. Мы сохранили наши лучшие традиции, которые отражены в главном символе образовательного учреждения – гербе. Якорь – это наши корни, традиции, среди которых высокий патриотизм, подготовка спортсменов высокого класса, деятельность детских общественных организаций. Роза ветров обозначает направления работы коллектива школы. Это создание современных условий для качественного обучения, воспитание свободной творческой личности, содействие повышению роли семьи в воспитании детей, создание безопасной здоровьесберегающей среды.В 1945-м исполнительный комитет Орловского райсовета депутатов трудящихся решил: в Лужках необходимо открыть начальную школу! Место ей нашлось… в пожарном сарае. Но интерьер никого не смутил, разве могли оставленные на всякий случай бывшими хозяевами багры и ведра омрачить радость и надежды первых учеников и учителей, мечтавших открыть новые горизонты?!В 1951 году провожать в последний путь Антонину Моисееву, первого директора школы, вышли все Лужки. Эту самоотверженную женщину уважали все – и дети, и взрослые, ведь образование открыло для них путь в новую жизнь. Еще Чернышевский уверял, что без образования жизнь была бы очень скучна и жалка.В этом же году под школу приспособили двухэтажное кирпичное здание на шесть квартир. Но в 1963-м эта «роскошь» уступила место зданию, переделанному из восьмиквартирного жилого дома.Более или менее приличным помещением школа обзавелась только в 1976-м. Огромную работу тогда по организации строительства школы проделала директор Лариса Волчкова: строить было тяжело, моста через Оку не было, поэтому все делалось на энтузиазме, многие стройматериалы привозили из Калужской области, помогали в строительстве школы и ученики. Из воспоминаний Ларисы Алексеевны: «Когда построили здание, посадили сад – большие цветники радовали глаз. В школе кипела полнокровная жизнь, в ней появились мастерские, библиотека». Это были счастливые времена преодолений – весной, во время разлива реки, учителя и ученики добирались до школы на лодках, а зимой – на санях. Наверное, именно с тех пор родилось ощущение сплочения, которое не смогли изменить даже более поздние благополучные времена.«Пускай во всем, что совершаешь ты, проступит след душевной чистоты…» – говорит директор современной 10-й Раиса Дубровская. При ней школа стала своеобразным общественно-культурным центром. Юные лыжники школы традиционно занимают призовые места в городе и области, крепнут связи с подводной лодкой «Орел», активно ведется военно-патриотическая работа, открываются клуб юных моряков, хореографическая и театральная студии, комплексный музей, компьютерный класс.Клуб «Юный моряк» возник из любви к морю, из уважения к людям, посвятившим свою жизнь военно-морской службе.- Наши курсанты, – отчитывается руководитель клуба Владимир Пискунов, – отрабатывают навыки строевой подготовки, оказания первой медицинской помощи при травмах, ожогах, отравлениях, изучают на практике передачу сигналов: 3-флажный свод военно-морских сигналов, флажный семафор, азбука Морзе, формируют умения посадки и высадки из шестивесельного яла, вязания узлов, получают навыки гребли на ялах, постановки и уборки парусов, управления шлюпкой на веслах и под парусом, гребной гонки на лучшую команду.Шефствует над юными любителями моря атомный подводный ракетный крейсер «Орел». Морские «волки» рассказывают, а зачарованные романтикой их приключений ребята стараются походить на своих героев, узнают больше о тех, кто с опасных заданий не вернулся. Они ездят на захоронения в села Крупышино и Чувардино отдать дань памяти тихоокеанцам, погибшим там в годы Великой Отечественной войны, и штудируют архивные документы, выясняя, почему и как погибли все эти люди. А здравствующим морякам они с удовольствием отправляют подарки к праздникам.Экипаж крейсера подарил школе гидрокомбинезон и дыхательный аппарат, которые теперь установлены в стеклянных шкафах, где также представлена форма командира подводной лодки Олега Слепца. Вообще его биография и личные вещи составили основу экскурсии «Дружба с экипажем». Сейчас Олег Георгиевич директор заповедника «Орловское Полесье», и ребята ездят к нему в гости уже туда.Дружат школьники и с орловской общественной организацией «Флоту быть!», радуются, когда их старшие товарищи оценивают умение мальчишек носить морскую форму. Но добрые слова и даже призы не только тешат их юношескую браваду, они дают подросткам гораздо больше – уверенность. И мечту.В 2005-м Раиса Дубровская и капитан 3 ранга Владимир Пискунов были награждены грамотами министра обороны РФ за подготовку граждан Российской Федерации к военной службе и оказание содействия в решении задач, возложенных на Вооруженные силы Российской Федерации.А в школе открыли военно-исторический музей, в котором созданы экспозиции, посвященные морякам Великой Отечественной войны и современности. Сейчас уже подготовлены экскурсоводы из числа курсантов.Благодаря деятельности активистов музейного дела школьники получили возможность изучить краеведческий материла о жителях микрорайона Лужки, об истории края, ребята приобщаются к национальной культуре на уроках в музее и во время экскурсий. Экскурсоводы-дети развивают навыки работы с фондами музеев, с материалами экспозиций, осуществляют комплектование, хранение, учет памятников истории. Экскурсии ведутся по темам «Операция «Кутузов», «Орел освобожденный», «Подвиг моряков-тихоокеанцев 1-й лыжной бригады в феврале 1943 года», «Самолысов Иван Михайлович» (первый завуч школы, учитель русского языка и литературы. Он прошел всю войну связистом, освобождал Латвию, Польшу, Австрию. В экспозиции музея – альбом его стихов, военные фотографии, ксерокопии удостоверений о наградах, биография), «Ветераны нашего микрорайона», «Детство, опаленное войной», «На службе Родине», «В огнях афганской и чеченской войн», «История школы №10», «Русская изба».В 10-й есть и совет музея, который организует поисковые операции, подобные таким, как «Фронтовик живет рядом», «Дети войны микрорайона Лужки», «И внуки восславят гордость Победы». По найденным материалам выпускаются школьные газеты.Не чуждо школе и стремление окружать себя красотой. В театральной студии «Штрих» изучают историю театра, осваивают художественное чтение, актерское мастерство, постигают, что такое зрительская культура, и создают постановки для православного театра.- Наши встречи для детей, – отмечает руководитель студии Эльвира Сотникова, – своеобразная арт-терапия для снятия стресса и напряжения. Цель – развить интеллект и духовность личности через приобщение к общечеловеческим ценностям средствами этого искусства. Мы поддерживаем здесь любое самовыражение. Лишь бы ребенок смог раскрыться, увидеть новые горизонты, к которым хотелось бы стремиться.Орел

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте