search
main
0

Новые горизонты профессионального мастерства,

или Как объединить три поколения

Настоящий учитель – это тот, кто несет знания, кто может всегда поддержать, направить на нужный путь, дать совет, научить и помочь в самую трудную минуту. Мы живем в стремительно меняющемся мире, с каждым днем современные технологии все прочнее входят в жизнь обычных людей, становясь неотъемлемой ее частью. Работники системы образования должны всегда идти в ногу со временем, стараться быть успешными, уметь преодолевать трудности и учить этому других. Добиваются большого успеха те организации, которые используют креативный подход, всей душой болеют за результат и идут к цели. Тогда и работа спорится, и жизнь внутри коллектива кипит.

 

Профсоюз – организация, которая помогает в различных аспектах профессиональной деятельности. Это площадка для реализации своего учительского потенциала, общение и взаимовыручка, обмен опытом и бесценные совместные мероприятия. Все перечисленное можно и нужно использовать в повседневной работе и привлекать к этому коллег, ведь то, что нас объединяет, делает нас сильнее!

Профсоюз – это организация, где работают люди, которым не все равно. Здесь поддержат молодого специалиста, ответят на все вопросы. Профсоюз дает множество возможностей: участвовать в конкурсах, учиться и развиваться, обмениваться опытом.

В течение всего календарного года наши коллеги из профсоюза занимаются активной деятельностью. Немаловажную роль в сплоченности коллектива и привлечении молодых специалистов играют совместные экскурсии и поездки в другие города. Интересно то, что такие поездки не оставляют равнодушным никого. И более опытные, и молодые коллеги, и ветераны профсоюзной организации находят для себя что-то новое и даже обмениваются жизненным опытом!

Единая работа первички в союзе с территориальной профсоюзной организацией является одним из мощных ресурсов, помогающих преподавателю реализовать индивидуальную образовательную траекторию.

Профсоюз работает и над системой наставничества. Мы активно занимаемся сплочением молодых кадров, понимая, что это крайне важно. Большая работа проводится и со студентами. Наша школа приняла участие в конкурсе Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования «Наставник педагогов»-2024, цель которого развивать поддержку молодых педагогов более опытными коллегами, передавать свои знания от одного поколения учителей другому, способствовать развитию наставничества в отношении молодых педагогов образовательных организаций Москвы.

Наставник – связующее звено между прошлым и будущим. Как чувствует себя молодой специалист, придя в пока еще новый для себя, непознанный, неизведанный, бесконечно интересный и непростой мир школьной жизни? Он обладает определенной суммой знаний, возможно, имеет некоторый, разумеется, весьма и весьма первичный и ограниченный, практический опыт педагогической деятельности, например, поработав несколько смен вожатым в детском лагере. И как быть? Как выстраивать отношения с учениками? Как правильно, допуская минимальное количество ошибок, вредящих делу и влияющих на отношения с учениками в первую очередь, строить свою работу? Конечно, молодой учитель с большим трудом, как бы ни был амбициозен, решает проблемы в одиночку, именно поэтому очень важно существование в школьной жизни института наставничества.

Наставник – это тот, кто готов взять на себя очень ответственную и важную миссию – передать уже имеющийся у него большой накопленный опыт, который базируется на том, что когда-то он сам усвоил от своих наставников, тому, кто только что пришел в школу и начинает свой педагогический путь, свою учительскую жизнь. Наставник не просто делится опытом, не просто создает условия для того, чтобы молодой учитель чувствовал себя органично и спокойно в новом, еще не познанном мире. Наставник берет на себя ответственность за судьбу будущего учителя, такого же, как он, или другого. Каждый учитель уникален! Он создает свое педагогическое и человеческое продолжение в органичной среде, где преемственность является одним из постулатов существования всей системы. В какой-то момент именно наставник может определить все самое важное, что происходит в жизни молодого учителя, потому что никто не застрахован, особенно в начале пути, от сложностей. Эти сложности либо будут преодолены, либо заставят молодого учителя, не готового, например, к каким-то преодолениям, принять решение, которое может увести его из профессии. Очень часто бывает, что именно наставник становится тем самым главным человеком в жизни учителя, его путеводной звездой в профессии и судьбе.

Институт наставничества в современной школе определяется в первую очередь связью поколений. Ветераны педагогического труда, которые активно принимают участие в жизни школы, не просто делятся своим опытом, а непосредственно влияют на все сферы школьной жизни. И их заслугу нельзя переоценить. Они – это фундамент, их работа – это базис, на котором строится деятельность активно действующих педагогов-наставников, опытных учителей, которые пришли в профессию 20‑30 лет назад и собираются еще много лет ей посвятить. Они готовы помогать молодым специалистам и сделать все, для того чтобы начинающие учителя состоялись в профессии. Для того чтобы эта органическая связь не прерывалась, чтобы процесс был естественным и необходимым, конечно, существуют не только организационные структуры, но и духовные скрепы, которые обуславливают эту связь прошлого, настоящего и будущего в живой системе образования.

Когда мы говорим о наставничестве, то подразумеваем, как и в любой подобной деятельности, активное взаимодействие. Это не трансляция, а постоянный взаимообмен, постоянное взаимо­обогащающее сотрудничество. И ветераны педагогического труда, которые участвуют в жизни школы, осознают важность своей работы и с удовольствием делятся тем, что приобретали на протяжении десятков лет. Педагоги-наставники активно взаимодействуют как с ветеранами педагогического труда, так и с молодыми специалистами, с недавно пришедшими учителями, получают богатейший новый опыт. Этот багаж знаний кратно увеличивается в процессе воплощения опыта в конкретных проектах. Ну а молодые учителя оказываются в ситуации наилучших возможностей, максимального вложения в их будущее и ощущают, что они нужны, что в них заинтересованы, что они очень многое могут и смогут, что их выбор – это выбор профессии жертвенной и непростой, великой и благородной. И этот выбор самый правильный!

Базовые основополагающие ценности, которые передаются от ветеранов педагогического труда, от педагогов-наставников молодежи, укрепляются и не могут быть девальвированными, потому что они непреходящие. Если это понятно всем участникам процесса, связанным с наставничеством, то процесс образования и воспитания – многополярный и разнонаправленный, сложный и живой – будет эффективным, будет способствовать тому, что можно считать наилучшим результатом всей работы образовательной системы. Мы сформируем не просто гармонично развитых личностей с большим потенциалом, способностью меняться, развиваться в разных сферах, но и обладающих мобилизационными качествами, уникальной мотивацией и многими другими возможностями, помогающими успешно реализоваться во взрослой жизни.

Реальная жизнь школы – это постоянные проекты, деятельность, имеющая конкретную цель и задачи, направленная на определенный результат. Измерителем эффективности таких процессов и демонстрации результатов служат профессиональные конкурсы. Их существование позволяет показать свою эффективность и органически существовать в реальной школьной практике. Такие профессиональные конкурсы – возможности для всех участников наставнической триады, это очень важные ориентиры, которые позволяют всем, кто имеет отношение к системе наставничества, понимать, что они делают, как и зачем, что нужно менять, улучшать, как двигаться дальше, чтобы результат становился лучше.

Наш профсоюз объединяет три поколения: педагогов, имеющих стаж и опыт, учителей и воспитателей, которые не так давно начали свою педагогическую карьеру, и тех, кто много лет жизни отдал измайловской школе №1508, – ветеранов педагогического труда.

Эффективное развитие отрасли образования и ее профессионального союза невозможно без эффективной работы молодых педагогов, ведь они главный источник инициатив, новых идей и преобразований. Для каждого из них важно быть защищенным, расширять горизонты преподавания, общаться и знакомиться с интересными и необычными личностями, реализовывать себя как в профессиональном деле, так и с творческой стороны. Когда тебя, хоть и на короткий период, окружают люди с сильной энергетикой и желанием обустроить не только свою жизнь, но и жизнь других людей, хочется встать рядом с ними и работать во благо: «Ладонь в ладонь, плечо к плечу!» И такие люди есть в нашей профсоюзной организации. Это педагоги-наставники. А наши уважаемые ветераны всегда эмоционально, живо и глубоко стараются передать все то, чем жили все годы, полные борьбы и сопереживания людским заботам, дают наставления и советы. Ведь жизненная мудрость старшего поколения – неотъемлемый спутник продуктивной работы любой организации.

Профсоюзная деятельность – это колоссальные возможности в профессиональном и личностном развитии педагогов, ступенька вверх для развития потенциала человека, расширение жизненных горизонтов в любом возрасте.

Милана АРЗУМАНЯН, заместитель директора измайловской школы №1508;
Мария ПРИБЫТКОВА, председатель первичной профсоюзной организации измайловской школы №1508

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте